Зачем Саратову храмы?

0
153
Время на чтение 7 минут

Появление каждого нового храма в Саратове и области или восстановление ранее разрушенного — это очередной шанс для людей пересмотреть свои жизненные ценности, сохранить гармонию и не потерять веру в трудные минуты. Новые приходы вне всякого сомнения становятся в современном обществе оплотами нравственности и духовности. Но понимание важности и даже святости такого благого дела, как строительство храмов, нисколько не исключает вопросов. Для чего нужно именно такое количество церквей, и насколько оправданы крупные вложения в возведение очередного нового храма?

Известно, что на данный момент Саратовская епархия ведет беспрецедентно активную строительную и восстановительную деятельность. Число храмов увеличивается в геометрической прогрессии, и порой кажется, что вырастают они даже быстрее грибов после дождя. Сегодня храмы строятся более чем в 30 приходах. Только в 2008 году в области произведена закладка пяти новых церквей, состоялось Великое освящение семи храмов, т.е. в ушедшем году они начали действовать. Несмотря на столь внушительные объемы уже сделанной работы, предстоит еще немало, планов остановиться на достигнутом нет. Выделены земельные участки и совершены молебны на начало строительства еще шести храмов. В связи с этим и возникает вопрос: а существуют ли какие-либо нормативы по количеству церквей на один город, район или область в целом? Не получится ли так, что храмы выстроят, а люди в них не придут? Ведь любой верующий человек по велению души приходит на богослужения в определенную, полюбившуюся ему церковь, которая может быть рядом с домом или в отдалении от него. У каждого складываются свои отношения с местными храмами и батюшками.

С одной стороны, понятно и довольно легко объяснимо, когда храмы возводятся на исторических местах, где они когда-то существовали, но были разрушены в советские годы. Так, например, в мае в селе Казачка Калининского района состоялось Великое освящение храма во имя Архистратига Божия Михаила. В строительстве новой каменной церкви, начавшемся около двух лет назад, приняли участие местные фермеры, саратовские предприниматели родом из Казачки, сельская и районная администрации, рядовые сельчане. Новый храм в этом селе возник на месте старой церкви. Сложнее объяснить, почему сегодня церкви возводятся и там, где их раньше никогда не было. Например, в поселке Степное Советского района священник смог организовать общину, и первые богослужения совершались в приспособленном вагончике. Строительство нового храма началось в 2000 году, и в этом году он начал действовать. Понятно, что в поселке жили верующие люди, но разве недостаточно просто иметь веру в своем сердце? Ведь таким образом можно заполнить любую местность церквями и колокольнями. Но зачем? Тем более нет гарантии, что они будут гармонично выглядеть на фоне уже сложившейся архитектуры местности, что актуально, в первую очередь, для городов.

Храмы, как известно, возводятся и восстанавливаются стараниями настоятелей, прихожан и благотворителей. Реставрация производится также за счет средств областного и федерального бюджетов, если здание храма представляет собой историческую и архитектурную ценность. В настоящий момент крупные ремонтные работы ведутся в 17 церквях. Меняют свой облик и самые известные центральные храмы нашего города. Так, в прошедшем году заметно преобразился один из самых больших храмов Саратова — в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В начале девяностых храм представлял собой полуразрушенное здание из красного кирпича, без крыши, но за годы восстановительных работ разительно поменял свой внешний облик. Теперь же из белого он стал красно-коричневым, а крышу венчают вместо голубых золоченые купола. Продолжает преображаться старейший в городе Свято-Троицкий собор и его прихрамовая территория. И всем этим переменам, наверное, нужно только радоваться. Но у многих саратовцев в подобных случаях возникает вопрос: «Так ли необходимы крупные вложения в строительство и внешнее преображение храмов? Возможно, было бы правильней часть этих средств отдать на благотворительные цели, например, детям-сиротам или малообеспеченным семьям?». Вопросов на самом деле достаточно много, и, к сожалению, как правило, они остаются без ответа. Возможно, они вызваны неким непониманием, и Церковь придерживается именно такой «политики», имея на это свой резон. Но тогда каков он?

Виктория Федорова

Чтобы мы чаще замечали… Бога

Начинать всегда лучше с самого начала, но в данном случае оправданнее, мне кажется,? с конца. А именно ? со слов о том, что «вопросов на самом деле достаточно много и, к сожалению, как правило, они остаются без ответа». Это ? особенно болезненно. Ведь остаются-то вопросы без ответа не потому, что на них никто в Церкви отвечать не хочет, а оттого, что обращены чаще всего в пустоту. Поэтому хорошо, что сейчас они звучат здесь, на полосе газеты «Взгляд»,? на них есть, кому ответить…

«Нормативов» относительно того, сколько должно быть храмов, монастырей, часовен на один город, район или область в целом, конечно, не существует. Слишком много факторов, в том числе и субъективных, пришлось бы при составлении таких нормативов учитывать: «природная» религиозность основных групп населения, национальный состав, культурный и интеллектуальный уровень, соотношение населения городского и сельского и т.п. Можно было бы, наверное, воспользоваться известной, хотя и немного вульгарной формулой: «спрос рождает предложение», ведь потребность в храмах очевидна, поскольку, построенные и освященные, они уже не пустуют. Но данная формула не является исчерпывающей: зачастую, когда появляется новый храм, в него начинают ходить люди, которые до того о церковной жизни и не помышляли. Просто храм становится для них неким объективным фактом их реальности: они видят его рядом со своим домом, работой, на своем основном маршруте, и однажды заходят в него. Потом еще и еще раз. И затем понимают, что ничего важнее в их жизни нет. А не было бы храма ? и не зашли бы, и не поняли бы ничего. Это опыт показывает.

Мы действительно далеко не всегда строим храмы лишь на тех местах, где они стояли исторически, пока их не взорвали или не разобрали по кирпичику. Более того ? зачастую не строим храмы там, где они были, и строим там, где их не было. Но это не произвол или непродуманность действий. Судите сами. Некоторые большие села, в которых жили по несколько тысяч человек, превратились в крохотные «умирающие» деревушки, которые вот-вот и опустеют совершенно. С другой стороны, выросли новые райцентры с большим населением и развитой инфраструктурой. И, конечно, неоправданно строить храмы в первых (хотя прежде они там были) и необходимо ? во вторых (хотя их там не было). Нельзя сказать, правда, что эта логика выдерживается во всех случаях до конца. Жизнь ? потому и живая, что в ней не все рационализировано, что-то всегда оказывается оставленным на откуп чувствам. Оттого порой и в заброшенном медвежьем углу кто-то берется за реставрацию погибающего храма, покоренный его величием и красотой. А иногда ? и просто потому, что помнит, что на месте, где когда-то был утвержден Божественный престол, всегда пребывает Ангел, хранящий его…

Строятся храмы и в новых районах крупных городов. Например, в Ленинском районе города Саратова. Когда-то и района такого не было, и массовой застройки тем более, а сейчас он самый большой в городе, как же не строить там храмы?

И неужели кто-то всерьез может беспокоиться о том, что храм не будет гармонировать с архитектурой местности? Посмотрите, чем и как застраивается сейчас наш областной центр! Неужели храмы ? самое… некрасивое из того, что в нем построено за последние годы? Хотел бы я знать, у кого язык повернется такое сказать! Впрочем, не лишним было бы напомнить и о том, что любой проект храма в обязательном порядке проходит необходимые архитектурные согласования, в том числе ? и на предмет его «уместности» в том или ином «соседстве». Хорошо было бы, если бы процедура согласования столь же строго соблюдалась в отношении вообще всех новых построек ? например, торговых центров, высотных домов, прямо-таки «убивающих» исторический центр Саратова…

Плохо ли, что храмы благоукрашаются, как, скажем, упомянутые Покровский и Троицкий? Или ? неупомянутый Духосошественский собор? Или многие другие? Разве красота не есть нечто необходимое для нас в окружающем нас же мире? Разве не радуется взор, когда вместо серого от пыли, осыпающегося фасада мы видим белокаменный красавец-храм? Когда вместо поблекших, покосившихся главок с такими же покосившимися крестами видим горящие на солнце купола?

Но это объяснение, конечно, «внешнее». Есть и другое. Храм ? дом Божий. И этот дом должен своей красотой свидетельствовать о вечной, нетленной горней красоте. И блаженны те люди, которым на украшение храма не жалко ни денег, ни сил, потому что не забудет их Господь.

Как блаженны и другие ? не пренебрегающие в своем благополучии бедными, страждущими и голодными. И мне непонятно, откуда возникает такое противопоставление: «лучше бы эти деньги пустили на нищих, а не на Церковь». А почему нельзя и Церкви помогать, и нищих не забывать? Разве у нас в стране мало по-настоящему богатых людей, у которых с избытком хватило бы средств и на то, и на другое? Может быть, лучше их попросить лишний раз не забывать делиться тем, что им Господь послал? Или ? тем, что они у нищих сами и отобрали… Так ведь, собственно, нищие и появляются ? когда кто-то за чужой счет богатеет.

О том же, почему недостаточно «верить в душе» и почему надо обязательно ходить в храм, можно было бы многое сказать ? слишком обширная это тема и хотелось бы к ней вернуться впоследствии. Но в двух словах: вся двухтысячелетняя история христианства свидетельствует, что сердечной чистоты, праведности достигали лишь те, кто жил Церковью, для кого храм был родным домом. Потому что только в храме мы оказываемся в том поле действия благодати, где изменяется наше сердце, только в храме совершается Божественная литургия и величайшее Таинство Причащения Тела и Крови Христовых.

Да, изменяются к лучшему люди, порой еще недавно переступившие порог церкви,? и мягче, и сострадательнее становятся они. Почему у храмов стоят те же нищие в надежде на подаяние? Почему не стоят они перед зданием Правительства Саратовской области, или перед роскошными бутиками, или, в конце концов, перед редакцией газеты? Потому что знают, где им помогут, а где ? нет. Этому учит их опыт.

А вообще, если честно говорить, такая скорбь берет от этих вопросов ? о золоте куполов и иконостасов, о мраморе солеи и граните полов… Все, кажется, помнят старую песню Высоцкого, которая последнее время вновь часто звучит почти повсеместно? Про «купола», что в России «кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал». Вот, наверное, самый хороший ответ. С небольшой поправкой: Господь нас и так всегда замечает. Это, скорей, для того, чтобы мы Его замечали.

Игумен Нектарий (Морозов)

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6030&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Иеромонах Нектарий (Морозов)
Все статьи Иеромонах Нектарий (Морозов)
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31