Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Албанский геноцид сербов в XX веке: свидетельства церковных архивов

Иеромонах  Игнатий  (Шестаков), Православие.Ru

27.01.2009

На проходившей в октябре 2008 года в Белграде Международной книжной ярмарке было представлено новое издание, посвященное одной из самых животрепещущих тем - трагической судьбе сербского Косово. Книга «Албанский геноцид сербов в XX веке. Документы архива Рашко-Призренской и Косово-Метохийской епархии» («Шиптарски геноцид над Србима у 20. веку. Архива епархиjе Рашко-Призренске и Косово-Метохиjске») стала еще одним документальным свидетельством страданий Сербской Церкви и народа в Косово и Метохии.

В книге представлено более 200 документов из архива Рашко-Призренской епархии, охватывающих временной период с 1915 по 1989 годы. Это сообщения об актах вандализма, захватах и уничтожении церковного имущества, фактах устрашения и выдавливания сербов из их родных сел, городов и земель. Книга, выпущенная тиражом 1000 экземпляров, послужит хорошим источником для изучения истории косовской проблемы.

В качестве исчерпывающего комментария к новому изданию предлагаем вниманию читателей предисловие к книге, написанное правящим архиереем Косово и Метохии епископом Рашко-Призренским Артемием (Радосавльевичем).

***

Эта книга появилась, прежде всего, благодаря самому Промыслу Божиему, проявившемуся через необычное и преславное Божие чудо. Трагедия сербского народа и Сербской Православной Церкви в Косово и Метохии, начавшаяся в июне 1999 года, когда мы со своим народом были изгнаны со своей кафедры в Призрене, привела к тому, что в нашу епископию вселился германский контингент КФОР, взявший на себя письменные обязательства защищать ее, а также здание сербской православной семинарии и монастырь Святых архангелов. Тогда в епархиальном здании остался весь инвентарь, а также большой епархиальный архив, а мы временно переместили епархиальную резиденцию в монастырь Грачаница.

В 2004 году, не предполагая еще ничего страшного, мы вдруг ощутили некую внутреннюю потребность перевезти наш архив из Призрена в Грачаницу. Эта работа была закончена нами к 15 марта 2004 года, то есть за один день до ужасного мартовского погрома, который учинили албанские преступники в присутствии международных сил КФОР[i]. Во время этого погрома больше всего пострадал город Призрен. Уже 17 марта в нем были сожжены все святыни, и в том числе здание епархии. Если бы днем раньше архив не был вывезен, то он погиб бы в огне, погибли бы и все акты и документы, свидетельствующие о страданиях сербского народа и Сербской Православной Церкви на территории Косово и Метохии на протяжении всего

Приведение в порядок архива, по договоренности с нами, взяла на себя сотрудница Координационного центра по Косово и Метохии Славица Радомирович со своими коллегами. При разборке и систематизации архива в море различных документов были найдены потрясающие свидетельства о страданиях сербов и нашей Церкви как во время войн, так и в мирные, межвоенные периоды XX века. В этих документах описаны беспрестанные нападения и покушения представителей албанского национального меньшинства на сербов, их жизнь, веру, честь и достоинство, на церкви и монастыри, а особенно на монастырское имущество.

Речь идет о нонсенсе, историческом парадоксе, ибо в государстве национальное меньшинство угрожает народу, составляющему большинство, по которому и само государство носит название. Кто может описать, кто может определить число всех преступлений, совершенных албанцами против сербов в течение всего XX века?! Представляемая книга не претендует на это. В ней приводятся только те преступления, которые из-за своей жестокости вынудили современников оставить о них письменные свидетельства в архиве Рашко-Призренской епархии. Все эти преступления, вместе взятые, могут быть определены только одним образом - как геноцид сербского народа, совершавшийся и совершенный не только в трагические годы войн и оккупаций, но и в мирное время.

В пункте 2 Конвенции ООН о геноциде написано следующее: «В настоящей Конвенции под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую:

- убийство членов такой группы;

- причинение тяжкого вреда физическому и психическому здоровью членов такой группы;

- предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее;

- меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в такой группе;

- насильственная передача детей такой группы в иную».

Действия, указанные во всех пунктах Конвенции ООН, определяющей геноцид, за исключением последнего (о них мы не нашли письменных свидетельств), были совершены на территории Косово и Метохии в отношении сербского народа в XX веке.

Давление, запугивание, изгнания, убийства, изнасилования, грабежи, ложь перед властями в тех редких случаях, когда совершившие преступление были опознаны и предстали перед лицом правосудия, символические наказания или вообще непризнание за совершившим преступление его вины, приписывание преступлений «маленьким детям» - все это повторяется из года в год, из месяца в месяц, изо дня в день. При чтении отчетов священства и монастырского начальства, отправленных правящему Рашко-Призренскому епископу в 1919-1989 годах, и особенно тех, что относятся к годам после Второй мировой войны, складывается впечатление, что в них описываются современные события последних восьми лет, когда в Косово и Метохии был установлен Протекторат ООН. Все повторяется точь-в-точь, словно на фотокопии. Преступники все время те же, только с иными именами (а часто и без них), так же как и жертвы всегда те же - сербы, только с иными именами и фамилиями. Драма повторяется бесчисленное количество раз, разворачиваясь по одному и тому же сценарию. Меняются только участники и места событий.

Весь довольно объемный материал - в книге обнародовано 215 различных документов - распределен по пяти главам и трем специальным дополнительным разделам - по тематической близости и проблематике документов, или же документы объединены по принадлежности к какому-либо временному периоду, как, например, документы периода Второй мировой войны - с 1941 по 1945 годы. Издатели стремились как можно точнее воспроизвести все документы, чтобы текст их оставался как можно ближе к оригиналу. Поэтому если читатель натолкнется на некоторые орфографические и пунктуационные ошибки, то пусть знает, что это не является следствием невнимательности редактора или издателя, а служит доказательством их желания быть как можно ближе к подлинному документу. По этой же причине в книге помещены и фотокопии наиболее важных документов.

Подготовка книги заняла без малого три года. Сколько труда, доброй воли и средств было вложено в нее! Нелегко было определиться с объемом и содержанием этой, по всему, неординарной книги. Мы старались, чтобы объем ее был удержан в разумных пределах, но не в ущерб правде, о которой она свидетельствует. Мы отобрали только те документы, которые ясно и недвусмысленно служат свидетельством грандиозных размеров преступлений, совершенных над сербами Косово и Метохии, над их духовным и культурным достоянием, а также в отношении их движимого и недвижимого имущества в XX веке.

Может показаться странным, что в этой книге нет документов, говорящих о новейших преступлениях на территории Косово и Метохии, совершенных и еще совершаемых албанцами под крылом международного сообщества, в присутствии УНМИК и КФОР, а также не говориться о попытке насильственного отделения Косово и Метохии от сербского государства. Документы, относящиеся ко времени нашего епископства в Рашко-Призренской епархии (начиная с 1991 г.), не представлены в книге по вполне понятным соображениям. Они войдут, вероятно, в следующую книгу, которая будет продолжением данного издания, и ее подготовит и напечатает кто-нибудь другой, тот, кто будет писать о событиях, связанных с распадом бывшей СФРЮ, а также о правлении УНМИК на территории Косово и Метохии.

Наша книга, изданная именно сейчас, когда многие влиятельные представители мирового сообщества стараются увенчать совершавшиеся веками албанские преступления, равно как и те, что были совершены над сербским народом и его святынями с июня 1999 года (разрушено и осквернено более 150 церквей и монастырей, сотни кладбищ и других памятников культуры), предоставлением независимости Косово и Метохии, то есть отделением Косово и Метохии от Сербии и формированием, таким образом, еще одного албанского государства на Балканах, становится голосом совести и попранной правды, вопиющей к небу. Это еще одно наше весомое напоминание и свидетельство перед теми, кто «имеют очи и не видят, имеют уши и не слышат» (Пс. 134: 16-17), чтобы они «пришли в себя» (Лк. 15: 17) и перестали прилагать беззаконие к беззаконию и преступление к преступлению, вырывая сердце из груди Сербии, чтобы потом ее, как труп, «наградить» «принятием в Европу». Наша книга - это послание, обращенное ко всем пытающимся отторгнуть Косово от Сербии, которое могло бы быть выражено и в одной единственной фразе: нет той цены, которой может быть оплачено Косово, и нет того богатства, которое способно заменить Косово сербам.

Следует поблагодарить всех, кто работал над книгой, кто своим трудом сделал возможным, чтобы истина вышла на свет. Но наибольшей наградой для этих людей будет сознание того, что, трудясь над этой книгой, они внесли свою лепту в защиту Косово и Метохии в момент завершающей фазы Косовской битвы, начавшейся в далеком 1389 году и заканчивающейся в наши дни. Потомки смогут выразить необходимую благодарность за этот вклад, а Бог воздаст по заслугам. 

Артемий (Радосавльевич),
 епископ Рашко-Призренский и Косово-Метохийский

[i] Во время погрома, учиненного албанцами с 17 по 20 марта 2004 года, пострадало 35 православных храмов и монастырей. В Призрене и его окрестностях были сожжены епископская резиденция, здание семинарии и практически все храмы. В присутствии немецких военнослужащих КФОР албанцами был разграблен и сожжен монастырь Святых архангелов (XIV в.).

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

http://www.pravoslavie.ru/arhiv/29047.htm




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме