Из храма в троллейбус

0
153

Кончается вечерняя служба. Я выхожу из Свято-Троицкого собора, сажусь в троллейбус на Музейной площади — и переключаюсь на нашу повседневность. Однако воспринимаю ее немножко не так, как днем, до службы. До службы я в суете и в своеобразных «защитных очках» привычки. После службы на мне, как правило, нет этих защитных очков. При этом у меня обостряется чувство долга и чувство ответственности за ближнего.

Это хорошо. Плохо другое: необходимой уверенности в себе, в своей правоте, в своем, наконец, праве вмешаться в возникшую негативную ситуацию у меня нет. Не будет, стало быть, и твердости голоса, а без этой твердости мое вмешательство обречено на унизительный провал.

Поэтому я выбираю дезертирство. В троллейбус врывается компания крайне возбужденных отроков со вскрытыми банками пива. Я знаю, что они будут сейчас материться взахлеб, невзирая, разумеется, на окружающих. Я пересаживаюсь от них как можно дальше — благо, автобус полупустой. Всё равно слышно. Всем слышно, но все молчат. Молчит молодая женщина, рядом с которой — девочка лет шести.

Молчит женщина, годящаяся этим ребяткам в бабушки. Молчит мужчина интеллигентного вида, годящийся им в отцы. И я молчу.

Мы молчим почти всегда. Молчим именно потому, что не уверены в своем праве. Праве вмешаться. Праве потребовать. И это уже общественная катастрофа.

Моя остановка. Ну что я так расстроилась, в конце концов, кто сказал, что я одна должна за всех отвечать? Что вообще я могу?

На самом деле я могу — могла бы! — сделать довольно много. Я могла бы принципиально изменить ситуацию в этом троллейбусе. Напомнить всем присутствующим, что нормальные понятия о поведении в обществе — существуют, не забыты, не умерли. Дать той же бабушке знак, что она не одинока, не безразлична окружающим, что ее человеческое достоинство защищают. Встряхнуть молодую маму: нельзя, в конце концов, не заботиться о своем ребенке, о его душевной чистоте и защищенности. Наконец: кто сказал, что эти ребята с банками пива — они совсем уж безнадежные? Мы сами же их и губим, этих отравленных детей, губим своим трусливым молчанием. Я езжу в общественном транспорте изо дня в день. Я ни разу, понимаете, ни разу не видела, чтоб молодой человек уступил место женщине старше среднего возраста…

В свое время я сама писала о том, что прихожане в храмах часто бывают агрессивны, жестоки, в лучшем случае безразличны друг к другу. Но сегодня я — и не только я, наверное, вполне явственно вижу: люди в церкви относятся друг к другу иначе, чем в троллейбусе. Старику, женщине с маленьким ребенком — обязательно помогут. Для инвалида раздобудут отдельный стул. В прихожанах чувствуется желание быть близкими, добрыми, проявлять любовь, наконец, доверять друг другу. Люди устали от холодности, жестокости и грязи, в храме это очень хорошо заметно. Но служба, как было уже сказано, кончается. Начинается улица, затем транспорт. За эти два часа мы утратили к нему привычку, но не обрели решимости попытаться что-то изменить.

Неуверенность в себе, не позволяющая вмешаться… А не от маловерия ли она? Страх показаться нелепой, глупой, смешной, потерпеть публичное поражение, поношение — не от мелочной ли гордыни? Мы не чувствуем поддержки общества — увы, это так. Но те изменения, которые происходят с нами за время службы в храме,— они ведь не случайны и совсем не похожи на обычные перепады настроения.

Вмешиваясь в транспортные, уличные и прочие ситуации, мы можем применять элементарные уроки христианства, в том числе и один из главных: ненавидь грех, но не грешника, грешнику же — помоги. Есть ли у меня положительный опыт? Как ни странно, есть. Накануне Дня Победы я увидела в троллейбусе старика с орденскими планками — он стоял, неловко держась за поручень, а парень лет двадцати с почти неизменной вскрытой банкой пива сидел, не обращая на ветерана никакого внимания. Я размышляла секунды три, потом произнесла с максимально возможной мягкостью: «Молодой человек, конечно же, уступит вам место. Он просто вас не заметил…». Молодой человек уступил, и при том неумело извинился.

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6012&Itemid=4

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21