itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Церковь накануне Поместного Собора

Новости Москвы  Поместный Собор 
0
256
Время на чтение 5 минут

Русская Православная Церковь должна ответить на исторические вызовы - тем более в условиях кризиса. Неверно и примитивно сводить выборы Патриарха к борьбе неких "партий и группировок".

Большинство светских журналистов не знают, на что похожи выборы Патриарха. Но писать порой приходится и о том, чего не знаешь. Есть простой рецепт: взять за основу какой-нибудь прошлогодний текст о выборах президента и переписать его под новую тему. Задумается ли кто-нибудь о том, что необходимо изменить не только фактуру, но и саму логику изложения материала?

Кто такие церковные "правые" и "левые"? Кто такие церковные "либералы" и "консерваторы"? Казалось бы, эти понятия имеют право на существование в любом контексте, когда речь идет о борьбе за власть.

Однако власть Церкви не имеет ничего общего с формулированием политических или экономических программ. Могут ли вне этого контекста существовать либералы и консерваторы? Относительно какого центра православные могут уйти "вправо" или "влево"?

Митрополит Кирилл - "либерал"? На каком основании сделаны эти выводы? Он ездит в Ватикан, общается с протестантами и мусульманами. Утверждать, что все это он делает исключительно по своей собственной инициативе можно в двух случаях. Во-первых, когда "аналитик" совершенно не знаком с жизнью Церкви. Во-вторых, когда есть сознательное намерение исказить реальность.

Правда в том, что действия митрополита Кирилла регулярно получают одобрение Священного Синода. Эти документы - журналы заседаний Синода - находятся в открытом доступе. Под ними стоят подписи и тех членов Синода, которых светские журналисты записали в "консерваторы". Взаимодействие с политическими лидерами, межхристианский и межрелигиозный диалог - это те направления, за которые митрополит Кирилл отвечает в силу своих служебных обязанностей.

Митрополит Климент - "консерватор"? Никаких аргументов здесь вообще не приводится. Он воспринимается лишь как альтернатива митрополиту Кириллу, поэтому "консервативные" черты митрополита Климента СМИ подбирают в противовес "либеральному" кандидату.

Митрополит Климент десять лет провел в Америке и хорошо знает церковную жизнь разных православных юрисдикций. Известно его скептическое отношение к Зарубежной Церкви. Между тем для "консерваторов" характерно прямо противоположное - внимательное, дружественное отношение к зарубежникам.

Митрополит Климент поддерживает рабочие отношения с государственной властью, что также нехарактерно для церковных "консерваторов". Они демонстрируют свое недоверие власти и жестко ее критикуют.

Подводя итог, можно сказать, что миф о "правых" и "левых" - это инструмент разделения Церкви, попытки противопоставления одной ее части другой без достаточных на то оснований.

* * *

Аналогии с политической жизнью проникли в Церковь в первой половине 90-х годов. Романтический период деконструкции коммунистического режима с его многочисленными собраниями и митингами создал иллюзию того, что и в церковной жизни "необходима ясность". Духовенством и уже воцерковленными мирянами такой подход был воспринят очень настороженно. И только впоследствии, когда в Церковь пришли "новые верующие", эти взгляды получили распространение. Для невоцерковленных людей было естественным воспринимать Церковь, исходя из опыта своей прежней жизни.

Вспоминаются подпольные встречи христиан в Москве конца 80-х годов. Там собирались все - православные, католики, протестанты, старообрядцы, совершенно спокойно заходил на эти встречи игумен Герман (Подмошенский), ближайший сподвижник иеромонаха Серафима (Роуза). Это было блаженное время, когда никому и в голову не могло прийти разделить собравшихся лезвием политической терминологии. Такие попытки были бы сразу обличены как антихристианские. Еще свежи были в памяти воспоминания о том, что в советских тюрьмах христиане сидели вместе и помогали друг другу...

Во второй половине 90-х стал ясен основной вопрос всех дискуссий: какая именно церковная традиция подлежит восстановлению? Когда в истории Церкви был тот "золотой век", к которому необходимо вернуться? Это ранняя Церковь или Церковь Византийской империи? Это Киевская Русь или царствование Алексея Михайловича? Это синодальный период или время подготовки и проведения Поместного собора 1917 - 1918 годов? Консенсус так и не был достигнут. Именно поэтому сегодня в церковной жизни нет того "центра", относительно которого можно говорить о "правых" и "левых".

Необходимо помнить, что традиция - это вовсе не то, что никогда не меняется. Традиция позволяет нам изменяться, оставаясь самими собой. И здесь возникает еще один трудный вопрос: что необходимо восстанавливать, "реставрировать", а где необходимо приноравливаться к переменам, которые происходят в мире и в обществе?

Множественность возможных ответов порождает растерянность и стремление более жестко обозначить свои позиции. Затем возникает необходимость идеологического оправдания своей позиции как единственно верной. Еще один шаг - и все остальные уже враги, предатели, еретики... "либералы" или "консерваторы".

Это путь в тупик.

Церковному руководству не нужна "партия власти". У Церкви нет нужды сочинять теории о суверенной демократии. В Церкви есть иерархичность и соборность. Кроме того, не стоит забывать, что епископы - люди верующие. Для них судьба Церкви важнее, чем личные амбиции. (Впрочем, это не означает, что последних нет совсем.)

* * *

Между тем перед новым Патриархом встанет ряд системных вопросов, которые далеко не каждый сумеет решить. Они не имеют прямого отношения к идеологии, но требуют осмысления с точки зрения богословия, церковного права и традиций церковного управления.

Во-первых, предстоит наладить приходскую жизнь. В последние годы в этом направлении достижения очень скромные. Дружных, крепких приходов крайне мало.

Священников в семинариях не учат быть руководителями, лидерами общин. Молодые священники не понимают, как организовать и сплотить прихожан. Для многих обузой является воскресная школа для детей или даже беседы перед крещением.

Сами прихожане не знают, что такое община и какие у нее могут быть формы деятельности. Для них в большинстве случаев приходская жизнь начинается с посещения богослужения и заканчивается редкими беседами со священником. Неудивительно, что такие "прихожане", не получив начальных знаний о Церкви, с удовольствием рассуждают о "консерваторах" и "либералах".

Есть проблемы и административного уровня - например, практика беспричинного перевода священников с прихода на приход, разрушительная прежде всего с точки зрения формирования общин.

Не будем забывать, что возникла эта практика сравнительно недавно. В ХХ веке это был эффективный инструмент в руках богоборческой власти для борьбы с активными священниками и сильными приходскими общинами. Пора задать вопрос: на каком основании этот инструмент используется церковной властью сегодня?

Во-вторых, новому Патриарху предстоит провести реформу церковного управления. Сложившаяся система синодальных учреждений малоэффективна. В ней есть дублирование функций, отсутствие консолидированной политики (в отношении, например, информационной деятельности). В условиях кризиса система церковного управления может растерять и достижения последних лет в области религиозного образования и катехизации.

В-третьих, предстоит осмыслить, что же такое Русская Православная Церковь сегодня. Как должны строиться отношения внутри "классического патриархата", каковым в последние годы стал Московский Патриархат? В какой степени Автономные Церкви в его составе могут оказывать влияние на церковную жизнь в России, и наоборот? Что значит хранить единство Церкви в условиях различных идеологических и культурных предпочтений?

Ясных ответов на эти вопросы сегодня нет. И даже в условиях стабильного развития эти вопросы решать крайне трудно. Очевидно, что в условиях кризиса новому Патриарху будет необходимо огромное мужество даже для того, чтобы поставить эти вопросы.

Конечно, всегда остается альтернатива: можно все заморозить, оставить так, как есть. Никто не удивится. Но все мы в глубине сердца надеемся, что новый Патриарх не будет "компромиссной фигурой".

Итак, когда Поместный собор выбирает Патриарха, он выбирает не партию и не группировку. Он выбирает конкретного человека, призванного стать достойным преемником великих Русских Патриархов. И в этом выборе соединяются две воли - воля человеческая и воля Божия.

http://www.profile.ru/items/?item=27821

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Чапнин
Богословская светопись
29 июля в Москве трагически погиб фотохудожник и издатель Юрий Холдин. Во время фотосъемки прямо под ним обрушился карниз на 12 этаже сталинского дома на Кутузовском проспекте
01.09.2007
Все статьи Сергей Чапнин
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Поместный Собор
Инициировать созыв Поместного Собора Русской Православной Церкви
С таким призывом обратился Славянский Фонд к Президенту РФ В.В.Путину
31.08.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин: "Церковная жизнь стала гораздо более динамичной"
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества подвел итоги первого года патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла
27.01.2010
От идеи до воплощения
Решением Священного Синода создана Комиссия по образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
31.03.2009
В Московской Патриархии начались структурные преобразования
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принят ряд важных кадровых и структурных решений
31.03.2009
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30