Два берега одной реки

Поместный Собор 
0
195
Время на чтение 5 минут

Выборы Предстоятеля Русской Православной Церкви, участие в данном процессе епископата УПЦ и его инициатива по кандидатуре митрополита Владимира еще раз показали огромную значимость для Православия роли Украинской Православной Церкви.

Заявления и инициативы, которые на протяжении осени 2008 года звучали и со стороны Украинской Православной Церкви (Обращение Блаженнейшего митрополита Владимира к Предстоятелям Поместных Церквей), и со стороны власть предержащих (предложение провести Всеправославное совещание в 2009 г. в Киеве) свидетельствуют о стремлении Украины выйти из церковного кризиса.

Это можно только приветствовать, ибо разобщенность в душах людей не может не отражаться на остальной жизни общества, на состоянии дел в государстве. Правда, возникает вопрос: а где та сила, которая выступит скрепляющим обручем для украинского общества, позволяющим выйти из состояния разброда, в котором оно находится сегодня?

Сиюминутные «оранжевые» и «не оранжевые» интересы политических группировок искусственно обострили и выпятили на первый план социокультурные особенности разных частей Украины. Постоянное внушение мысли о том, что в Украине Запад противостоит Востоку, а Восток противостоит Западу, привело к тому, что простой народ, который ещё недавно не задумывался над этим, сегодня действительно уверовал (хотелось бы надеяться, что это не так) в то, что есть две разные Украины. И вот уже слышим: Украина - «это расколотая страна с двумя различными культурами». Пусть это утверждение грешит чрезмерной категоричностью, оно, тем не менее, в значительной степени отражает действительность. Сегодня, по мнению митрополита Владимира, в Украине «вынуждены говорить о двух полюсах украинской культуры, двух различных цивилизационных орбитах: «восточной и «западной».

Во время визита в Украину Святейших Патриархов Константинопольского Варфоломея I и Московского и всея Руси Алексия II в украинской прессе активно обсуждался проект создания «параллельных» юрисдикций. С одной стороны - Константинопольской, в состав которой гипотетически могли бы войти все православные приходы в Западной и Центральной Украине. С другой - Московской, верность, которой, по мнению журналистов, должны сохранить Юг и Восток. То, что данный сценарий - вовсе не досужий журналистский вымысел, дал понять епископ Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко), викарий Киевской Митрополии, секретарь Предстоятеля УПЦ, в своём интервью, размещённом на официальном сайте УПЦ 9 декабря 2008 года.

Читая всё это, хочется спросить: а есть ли основа для таких разговоров? Неужели западный регион Украины в конфессиональном плане настолько отличается от восточного? Неужто Православие может окончательно разделить Украину? Или всё как раз наоборот: именно Православие в лице Украинской Православной Церкви выступит той рекой, которая единым потоком благодатной веры объединит два берега? И есть ли к тому предпосылки?

Неоднородность конфессионального пространства Украины - ни для кого не секрет, но его масштабы не разглядеть без цифр. Западный регион (а это 7 областей из 25) наиболее насыщен религиозными организациями (35% от общего количества по стране).

Понятием «Восток» в Украине принято обозначать остальные 18 областей. При конфессиональном анализе, как правило, из них выделяют центральный, южный и собственно восточный регионы. По насыщенности религиозными организациями они отличаются друг от друга и требуют отдельного рассмотрения.

Общая же характеристика показывает, что в центральном регионе насчитывается около 23% от всех религиозных общин в стране, 33% - на юге, где за время независимости Украины был наибольший рост религиозных организаций за счет национальных меньшинств. Наименее охвачен религиозным влиянием Восток Укарины (чуть более 9% действующих в стране религиозных организаций). Даже эти немногие цифры позволяют говорить о том, что сводить деление Украины в конфессиональном плане всего к двум регионам не совсем верно: наряду с западным существуют, хоть и в меньшей степени, но все-таки достаточно насыщенные в религиозном отношении центральный и южный регионы.

На западе Украины сильны позиции католицизма. Это находит проявление в распространении парафий, принадлежащих собственно Римско-католической церкви (РКЦ), а также Украинской греко-католической церкви (УГКЦ). И в этом нет ничего удивительно. Украинское униатство, запрещённое после установления советской власти, с её падением вернуло свои позиции путем насильственной экспроприации церковных зданий и имущества у православных. Используя подобные методы при восстановлении униатских приходов, активисты из числа греко-католиков привычно апеллировали «к москальским методам» середины 40-х годов ХХ века. Апеллировали к тем методам и подражали им. Бесполезно спрашивать, где пресловутая западная культура сегодняшних экспроприаторов, которой они часто кичатся. Нетерпимость сторонников УГКЦ по отношению к пастве Украинской Православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП) больше свидетельствует об отсутствии такой культуры, чем о её наличии. На сегодняшний день 94% всех церковных общин УГКЦ находятся именно в западном регионе. Больше всего их во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях. Например, во Львовской области УГКЦ принадлежит 53% общин от всех зарегистрированных в данной области.

Растет в западном регионе и сеть религиозных организаций Римско-католической церкви. С 1989 года количество общин, руководимых Ватиканом, увеличилось на 87,3%. Сегодня в западных областях Украины действует 44,3% от всех католических общин зарегистрированных в стране. Основная их часть сосредоточена в Закарпатской и Львовской областях. А из областей центра - в Винницкой, Житомирской и Хмельницкой. В совокупности здесь сосредоточено 64,5% всех католических общин Украины.

Что же касается положения в западном регионе протестантских деноминаций, то здесь известный стереотип, согласно которому именно Запад Украины является рассадником сектантства, разбивается о конкретные данные о протестантских организаций, числящихся в Украине. За исключением Всеукраинского союза церквей христиан веры евангельской пятидесятников (на западе сосредоточено 52% организаций этого протестантского направления ), численность других не превышает трети от зарегистрированных в данном регионе.

Еще одной особенностью украинского Запада является положение в нём Православия. Сегодня в западном регионе действует около 31% всех православных религиозных организаций Украины. Правда, распределение их внутри региона достаточно разнится. Если в Волынской, Ровенской областях их численность перекрывает 65% всех религиозных организаций, действующих в данных областях, то в Тернопольской, Закарпатской, Ивано-Франковской их доля не превышает 35%, а во Львовской и того меньше, всего около 30%. Более того, в западном регионе православный мир расколот, как нигде в Украине. Здесь сосредоточено 846 приходов или 70% всех приходов «Украинской автокефальной православной церкви», 1771 приходов или 43,6% религиозных общин «киевского патриархата». 21,4% всех своих приходов в Украине имеет в этом регионе УПЦ МП. Во Львовской и Ивано-Франковской областях зарегистрировано всего лишь 63 и 31 церковная общины, принадлежащие УКП МП.

Западный регион Украины стал своего рода полигоном для раскольников в Православии и полем активного распространения католицизма под вывеской религиозного возрождения Галиции. Однако необходимо учитывать, что засилье «УПЦ КП» и «УАПЦ» в основном имеет место в трёх областях - Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской, а это меньше половины западных областей. Кроме того, ряд журналистов в угоду существующему стереотипу, опускают тот факт, что УПЦ МП по количеству приходов в западных областях (2486) превосходит другие православные юрисдикции. Почти 49% всех православных организаций зарегистрированных в этом регионе, принадлежит сегодня Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. То есть и на западе Украины УПЦ МП имеет достаточно прочные позиции.

И ещё две цифры. Православие в сегодняшней Украине доминирует: оно охватывает 51,5% религиозных организаций страны, при этом канонической УПЦ МП принадлежит около 70% всех православных обществ Украины. Это очень показательная расстановка сил, говорящая о том, что Украинская Православная Церковь — единственная церковная структура и один из немногих общественных институтов в Украине, имеющий твёрдую опору и на левом, и на правом берегах Днепра. В духовно-историческом плане это именно та сила, которая способна объединить восток и запад современной Украины.

http://www.odnarodyna.ru/articles/14/441.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Коляда
Все статьи Евгений Коляда
Поместный Собор
Инициировать созыв Поместного Собора Русской Православной Церкви
С таким призывом обратился Славянский Фонд к Президенту РФ В.В.Путину
31.08.2020
Протоиерей Всеволод Чаплин: "Церковная жизнь стала гораздо более динамичной"
Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества подвел итоги первого года патриаршества Святейшего Патриарха Кирилла
27.01.2010
От идеи до воплощения
Решением Священного Синода создана Комиссия по образованию Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви
31.03.2009
В Московской Патриархии начались структурные преобразования
На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви принят ряд важных кадровых и структурных решений
31.03.2009
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28