Огонь души согревал всех…

Иоанн Кронштадтский 
0
133
Время на чтение 8 минут

2 января Церковь совершала память святого праведного Иоанна Кронштадтского. Примечательно, что наш край незримыми нитями связан с этим пламенным подвижником веры Христовой. Известно, что святой праведный Иоанн Кронштадтский посетил Саратовскую епархию в 1894 году, служил в Александро-Невском кафедральном соборе, щедро жертвовал на нужды многих саратовских храмов. Его очень почитал священномученик Гермоген (Долганев), на протяжении нескольких лет возглавлявший Саратовскую кафедру. И мы предлагаем вниманию читателей рассказ саратовского протоиерея Владимира Воробьева, которому посчастливилось не раз сослужить "всероссийскому батюшке".

Наблюдения и впечатления от молитвенного единения и общения
с отцом Иоанном Кронштадтским

Родина отца Иоанна — село Сура Архангельской губернии. Отец Иоанн любил свою родину и далекий север, куда приезжал каждое лето. В Архангельске нам и удалось не один раз видеть его во время ежедневных служений, в домах горожан и в нашем доме.

Отец Иоанн совершал богослужение с некоторыми особенностями.

Им произносились возгласы и молитвы не нараспев, как принято, а обыкновенным разговорным языком, но громко, раздельно, отчетливо и необыкновенно выразительно.

Пред каждой обедней отец Иоанн пред Царскими вратами в епитрахили всегда читал канон вслух народу. Канон оканчивался сугубой ектенией и отпустом. Потом начиналась обедня. Проскомидию обычно совершает младший священник. Отец Иоанн любил сам совершать проскомидию, чтобы помолиться за всех усопших и живых.

Во время песнопения "Единородный Сыне и Слове Божий" при пении слов: "Распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый",— отец Иоанн целовал крест с изображением распятого Спасителя, который брал с Престола.

"Благодарим Господа", "Победную песнь", "Приимите, ядите, сие есть Тело Мое", "Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета", "Изрядно о Пресвятей, Пречистей", "И сподоби нас, Владыко" — все эти возгласы отцом Иоанном произносились при обращении лицом к народу. Страшно сильное впечатление производили на молящихся слова Христа, произнесенные при установлении Таинства Причащения, когда их говорил отец Иоанн, указывая на Дары. И его горящее лицо сквозь Царские Врата было видно народу.

Приобщившись Святых Таин, отец Иоанн все время стоял, не отходя от Престола, с закрытыми глазами, напряженно благоговейно молился, когда приобщались другие священники. В эти моменты, несомненно, он созерцал Тайную вечерю, когда Спаситель в иерусалимской горнице преподавал ученикам Свою Плоть и Кровь.

Много желающих находилось всегда приобщиться во время служения отца Иоанна. Замечательно, одних он причащал, другим отказывал, побуждая последних к покаянию и исправлению.

Часть из оставшихся Святых Даров отец Иоанн потреблял всегда сам. И, разоблачившись, он читал коленопреклоненный, склонясь головою на Престол, благодарственные молитвы Господу, Его Пречистой Матери за приобщение Святых Таин. В алтаре тогда воцарялась тишина. Прекращалась неизбежная после службы уборка облачений и вещей. Отец Иоанн тогда так живо напоминал молящегося в Гефсиманском саду Спасителя. Господь, по словам евангелиста Матфея, пал на лице Свое, молился (см.: Мф. 26, 39).

Теперь сделаем посильную попытку, на основании своих наблюдений, раскрыть душевное настроение, которое переживалось отцом Иоанном за богослужением.

Перед самым началом литургии отец Иоанн весь преображался, когда начинал читать в алтаре пред Престолом с воздетыми руками "Царю Небесный" и "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Он весь неудержимо тогда отдавался молитве. Душа его мгновенно зажигалась огнем. Огонь не опалял души отца Иоанна, но своею теплотою грел его и с ним молящихся. Ничто не отвлекало молитвенного благоговения отца Иоанна. Отец Иоанн почти все время молился с закрытыми глазами. Всю службу огонь молитвы его не оставлял, то ровно горя, то разгораясь сильно, ярко.

Любовь к Христу — Спасителю мира выливалась вовне у отца Иоанна, когда он целовал несколько раз крест при пении "Единородный Сыне", и целовал его огненно.

Молитва умиляла отца Иоанна. Умиленный, он плакал даже и не в самые великие моменты Божественной литургии. Раз во время великого выхода с Святыми Дарами луч солнца упал на слезу, которая покоилась на лице отца Иоанна, и слеза серебрилась. Была в высшей степени трогательная и душу умиляющая картина.

В 1907 году нам пришлось в последний раз увидаться с отцом Иоанном. В нем уже не было такого яркого горения его молящейся души. Но это вовсе не было понижение религиозного чувства его глубокой веры. Нет!.. Годы жизни отца Иоанна были сочтены. Он переживал уже старость с ее неизбежными болезнями и немощами. А старость есть вечер жизни, ее закат. Вечером и в природе физической, и в природе людей всегда бывает тихо. Солнце не палит, как палило оно в полдень — в дни мужества. И молитва отца Иоанна, как старца, была полна покоя. Это был благодатный мир, который веял глубокой, успокаивающей тишиной.

В это время и нас Господь удостоил быть сослужителем отца Иоанна. Прошло четыре с половиною года, но воспоминание об этой службе настолько ясно, живо, кажется, что она была совершена только вчера. Такие святые минуты в жизни или не повторяются, или повторяются редко.

Не ошибемся, если скажем, что духовенство (нас было тринадцать), сослужившее отцу Иоанну, все объединилось, слилось с ним в тесный, духовный союз. Было тихое, ровное горение душ молящихся священников, которые жили тогда сладостью небесного мира. А около Престола ощущалось дыхание Духа Святаго.

Отец Иоанн всегда служил с чрезвычайною силою, дерзновенно, не только запечатлевая слова, но прямо врезая их в души, словно стальным резцом, временами потрясая до самой глубины особенно отзывчивые, чуткие души. Так отец Иоанн потому служил, что он ни на одну минуту не сомневался, что ему дарованы свыше благодатные силы предстоять пред Престолом Божиим и право ходатайствовать властно за весь человеческий род.

Так мог только тот служить, кто верил, что Господь, любящий, всепрощающий, милосердный Отец и служитель Божий есть по благодати сын Божий, которого непременно услышит его Небесный Отец.

Вам известно, что от пламенной, как огонь, молитвы в Гефсиманском саду у Христа выступали капли кровавого пота. Молитва отца Иоанна достигала высшего напряжения. Это отражалось и на теле его. Оно покрывалось потом. И отец Иоанн был вынужден после каждой литургии менять свою одежду и даже белье.

Появление отца Иоанна после службы из алтаря на амвоне вызывало взрыв самого горячего энтузиазма в одних. Другие заливались неудержимыми слезами, чая себе утешения. Народ буквально бросался, чтобы получить благословение, поцеловать руку отца Иоанна или даже только коснуться его одежды. Так была велика нравственная сила влияния пастыря идеи на народ.

После своих служений отец Иоанн посещал дома тех, кто приглашал его к себе. Здесь нам приходилось быть свидетелями всех чарующей его простоты. В присутствии отца Иоанна все без различия звания и положения себя чувствовали как братья в кругу одной родной дружной семьи. Такая простота отца Иоанна создалась вследствие его искренности, детской доверчивости к людям и любви к ним. Людей он любил нежною, святою любовью.

Отец Иоанн поражал своею скромностью. Ему выражали удивление, изумление. А он тогда так держал себя и отвечал, как будто он ничего не делал или делал такое обычное дело и делал так, как делают его все другие. Но это все у него было так просто и так естественно.

Благотворительность отца Иоанна была щедрая и обильная. Но до мира долетали только отголоски тех жертв, которые отец Иоанн приносил на жертвенник страдания и нищеты. В газетах об этом изредка проскальзывали лишь отрывочные, краткие сведения. В Архангельске в 1907 году отец Иоанн, окруженный многочисленным обществом, в течение каких-нибудь двух или двух с половиною часов раздал нуждающимся 160 рублей (известна стала эта сумма, а может быть, она была и больше). Но замечательно — раздал деньги отец Иоанн так, что люди, даже бывшие здесь, почти неотлучно при нем, узнали об этом уже после его отъезда. Это — евангельская благотворительность, когда рука левая не знала, что делает правая.

Мы верим, что с кончиной отца Иоанна наше духовное общение с ним не прервалось. В отце Иоанне мы имеем великого за нас небесного ходатая и заступника. Отец Иоанн, теперь не связанный никакими земными узами, ровно горит пред Господом, как яркое солнце, в своих молитвах за Церковь Святую и нашу родную страну.

Да будет отцу Иоанну светлая и вечная память!

Саратов, 11 декабря 1911 года.

Печатается по:
Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский.
Воспоминания самовидцев. М., 2004. С. 288-292.
Впервые опубликовано:
"Саратовский духовный вестник", 1911, N 50. С. 2-6.

Крест скорбей
Об авторе

Протоиерей Владимир Иванович Воробьев родился 3 мая 1875 года в Рязани. После окончания Московской Духовной Академии со степенью кандидата богословия он в 1905 году поступил на епархиальную службу. Через год стал настоятелем Соломбальского собора в Архангельске. Отец Владимир неоднократно сослужил святому праведному Иоанну Кронштадтскому в архангельских храмах и домах горожан. С 1911 года он переводится в Саратовскую епархию и епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганев) назначает его настоятелем храма Крестовоздвиженского женского монастыря Саратова. Сохранилось его "Духовное завещание" сестрам обители. Состоял протоиерей Владимир Воробьев также членом консистории Саратовской епархии, его статьи часто публиковали "Саратовские Епархиальные Ведомости".

В незаконченных "Очерках по истории Саратовской епархии с 1917 по 1943 годы", над которыми трудился Алексей Евгеньевич Сабуров (†2005), содержится следующая информация из следственного дела игумении Антонии (Заборской; †1942) и проходящих с ней по одному делу инокинь и мирян, датируемая 1927 годом: "Из показаний обвиняемых и свидетелей известно, что помощь деньгами и продуктами сестры Крестовоздвиженской обители оказывали священникам, содержавшимся в губернском следственном изоляторе, среди которых были протоиереи Владимир Иванович Воробьев и Михаил Петрович Атаевский". Игумения Антония скончалась после своего третьего ареста в тюрьме (ее чтимая могила находится на Воскресенском кладбище), а сестры-инокини были отправлены в Марийские лагеря. Для отца Владимира скорбный путь только начинался.

Позднее протоиерей Владимир Воробьев служил в Энгельсе АССР Немцев Поволжья. 21 марта 1933 (возможно — 1931) года он был вторично арестован "за антисоветскую агитацию". Но спустя три месяца, 23 июня, из-под стражи он был освобожден, а дело прекращено "за не доказанностью улик".

После массового закрытия храмов протоиерей Владимир Воробьев, как сказано в материалах его следующего, и, видимо, последнего следственного дела, оказался "без определенных занятий" и жил в Аткарске Саратовской области. Он был третий раз арестован 17 октября 1936 года. Особым Совещанием при НКВД СССР 10 апреля 1937 года осужден к выселению в Казахстан на 3 года за антисоветскую агитацию. Дальнейшая его судьба, к сожалению, неизвестна. Вероятно, что она мало отличалась от судеб миллионов безвинных узников, чьи следы затерялись среди бараков ГУЛАГа. Только 20 сентября 1989 года отец Владимир был реабилитирован Саратовской областной прокуратурой.

В своем слове в день праздника Сретения Господня "Христос — Свет миру" протоиерей Владимир Воробьев, будто предвидя, что совсем скоро случится и с народом, и с храмами, и с ним самим, сказал: "Для укрепления и развития Христовой веры в себе, братия и сестры, имейте чистое сердце, не загрязненное грехами, пороками и страстями, читайте Священное Евангелие, молитесь Господу дома, посещайте храм святой и будьте участниками св. таинств. Молю вас не уклоняйтесь, не избегайте вечерень, утрень или всенощных богослужений. За ними Св. Церковь прославляет Христа — Спасителя мира, как свет вечной жизни, Который своими благодатными лучами тихо озаряет всю душу искупленного Им человека... Для озарения себя светом Христовым, братия и сестры, в жизни исполняйте Евангельские заветы и особенно заповедь Спасителя Страдальца о безропотном, терпеливом, покорном несении Христова креста — креста скорбей, бедствий и страданий. Господь наш Иисус Христос зовет: "если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16, 24)".

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5910&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Теплов
Все статьи Валерий Теплов
Иоанн Кронштадтский
Слово плоть бысть
Поучение на день Благовещения Пресвятой Богородицы
06.04.2024
«Он был Божий человек, преданный Богу праведник»
На 85 году жизни преставился народный артист России Валерий Михайлович Ивченко
04.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.04.2024 15:46
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 15:14
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48