«Русская премия» Подкарпатской Руси

Когда речь заходит о «Русской премии», читателю, как правило, приходит на мысль премия, вручаемая в Москве русскоязычным писателям из постсоветских государств. До недавнего времени председателем жюри этой престижной премии являлся не нуждающийся в представлении Чингиз Айтматов, имя которого в значительной степени обеспечило популярность данной акции. Однако еще не все знают, что помимо Москвы премия с таким же названием вручается не где-нибудь, а на самом крайнем западе Украины - в Подкарпатской Руси. И награждаются ей авторы, пишущие как по-русски, так и по-русински. Именно поэтому альтернативная «Русская премия» по-другому называется «Руська прємiя».

В основу концепции подкарпатской «Русской премии» положена идея принадлежности к общему культурно-языковому наследию не столько России и СССР, сколько Древней Руси - общей матери и для русских, и для подкарпатских русинов. Обращение к древнерусским корням совершенно естественно на фоне оголтелой украинизации Закарпатья и других областей Украины, где более всего игнорируются права именно близкородственных восточнославянских этносов и языков.

Очередное, четвертое по счету вручение независимой литературной «Русской премии» состоялось 19 декабря 2008 г. в Ужгороде. День избран не случайно: праздник Святителя и Чудотворца Николая особенно любим закарпатцами - причем не только детворой, получающей в этой день подарки, но и взрослыми жителями края. Проведение вручения премии, причем сразу в нескольких номинациях, органично вписалось в традиции и общую атмосферу этого замечательного церковно-народного праздника. Лауреатами 2008 г. стали Тамара Керча - за свои русинские шутки-бобалькы, песенки-спиванкы, сказки-казкы («Бобалькы из попрём», «Было ци не было...») - и Мила Марышева - за утонченную русскоязычную лирику (книги «Ожог», «Звезда над обрывом»).

Получение «Русской премии» не только одаривает некоторым материальным вознаграждением и вниманием литературоведческой общественности, но также вводит в неформальный элитный клуб лауреатов - русинов, русских, представителей иных национальностей, пишущих свои произведения на русинском или русском. В предыдущие годы «Русской премии» были удостоены русскоязычный прозаик Владимир Бедзир, живой классик русинского слова Иван Петровций, известный советский, а ныне израильский писатель Феликс Кривин, самобытный русинский поэт Василий Матола, крупный историк, автор нашумевшей «Энциклопедии Подкарпатской Руси» Иван Поп, талантливый переводчик Есенина на русинский язык Иван Ситар. Всех этих не похожих друг на друга людей, некоторые из которых проживают вдали от Закарпатья, объединяет не только уважение к русскому и русинскому слову, но и, в первую очередь, личная духовная связь с самобытным уголком Руси под Карпатами. Последнее является обязательным условием для участия в конкурсе.

Как и полагается, «Русская премия» имеет и свою антипремию - специальный приз «Шаровары в сале». В этом году он был присужден министру культуры и туризма Украины Виктору Вовкуну. Основанием для этого стали такие непопулярные действия пана Вовкуна, как запрет трансляции российских телеканалов и подготовка глушения «вредных» радиопередач. Прославился номинант и «меткими» высказываниями. В частности, украинские исполнители, поющие на русском языке, были названы им лакеями, а сам великий и могучий удостоился от Вовкуна эпитета «собача мова». Увы, всё происходящее на Украине не даёт оснований предполагать, что на приз в данной номинации не будет достойных претендентов.

Возвращаясь к истории «Русской премии», нельзя особо не отметить человека, без которого её бы просто не было. Речь идет о главном вдохновителе премии и попечителе одноименного фонда - уроженце Ужгорода, а ныне пражском предпринимателе Александре Гегальчие. Являясь в этническом отношении сыном двух братских народов - русинского и русского, Гегальчий не мог без боли в сердце наблюдать за судьбой родного края, где, как он сам выражается, на грани вымирания оказалась неповторимая культура небольшого уникального сообщества в центре Европы. Неудивительно, что именно языки (как коренной русинский, так и традиционно пользующийся здесь уважением русский) были поняты Гегальчием как главные компоненты особенного бытия Подкарпатской Руси - те, которые еще можно и нужно спасти. Именно так и родилась независимая литературная «Русская премия».

За несколько лет своего существования премия уже сумела снискать заслуженную известность и авторитет, причем не только в Закарпатье. Создан и успешно работает небольшой интернет-прект "Русской премии". Есть, конечно, и сложности. Ограниченные ресурсы не позволяют увеличить вознаграждение лауреатов и открыть дополнительные номинации. Крайне косо на «Русскую премию» смотрит украинское государство.

Однако А. Гегальчий и растущие в числе его единомышленники не собираются сдаваться. Всё более очевидно, что агрессивный украинский национализм чужд большинству населения Подкарпатской Руси. Красноречивым свидетельством этому являются ответные политические инициативы русинской общественности. Они вселяют надежду на сохранение культурного многообразия Закарпатья, к чему на литературной ниве стремится «Русская премия».

http://www.odnarodyna.ru/articles/17/428.html

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Михаил Дронов:
Все статьи автора
"Русинский вопрос"
Все статьи темы
Последние комментарии
«Слова "ад", "смерть без покаяния" нас не прошибают»
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2019
Александр Проханов: «Это день волшебный!»
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Наталия 2016
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Наталия 2016
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019