itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Казачество в смутное и наше время

Новости Москвы 
0
223
Время на чтение 6 минут

Всё наше казачество в придонских степях уходит своими корнями в глубокую древность. Известно, что многие из побывавших в этих краях иностранцев уже тогда называли живших в «городках» руссов (по-другому бродников и черкас) «народом особенным». За их удаль, нежелание признавать чьей-либо власти и умение выделить себя среди всех окружавших их диких враждебных кочевников.


   Позднее, в 16 веке, сюда же на Дон и его поросшим густым колючим терновником берегам стали притекать свежие силы из беглых крепостных крестьян и, смешиваясь со всеми и внося такую же тягу к более свободному справедливому обустройству, вскоре приобрели уже как бы статус отдельной республики.


   И вот тут-то мы подходим, может быть, к самому спорному и запутанному месту во всей нашей истории. Имеется в виду Смута 1605-1612 гг. и возникшее с тех пор у многих слишком уж предвзятое отношение к казачеству.


   А главная причина сему заключалась в том, что и в стане боровшихся с поляками русских произошел раскол.


   С одной стороны казаки, а с другой дворяне и их ополчения. Земские люди, по словам С. М. Соловьева, по-прежнему видели в них только «воров с разбойниками» и никак не хотели им ни в чём уступать.


   Казаки же, в свою очередь, заявляли, что давно измотаны и не могут в таком случае стоять больше под Москвой.


   Ведь на их долю и в самом деле выпало немало ещё непредвиденных испытаний. Как споров и столкновений с основателем первого ополчения Прокопием Ляпуновым, воевавшими на стороне поляков запорожцами, так и даже с постоянной нехваткой пропитания. Поскольку почти все прилегавшие к Москве земли были давно опустошены и разграблены. «Голодные и нагие», - говорится в летописи как раз об этих вот тогдашних защитниках. И когда те собрались было действительно отойти от Москвы, то Троице-Сергиевский архимандрит Дионисий сзывает братию и отсылает им дорогую церковную утварь для поддержки. Но казаки сочли такое за большой грех - брать сиё в заклад из монастыря св. Сергия! - и отвезли всё назад, а в грамоте пообещали «претерпеть» до полного изгнания из Кремля засевших там шляхтичей с изменниками боярами.
   С приходом же к Москве нижегородского ополчения Минина и Пожарского вновь вспыхивает вражда и несогласие. Потому как земские воеводы и дворяне не захотели даже размещать свои полки рядом с казаками.


   И хотя в самый разгар сражения собранное из простого люда ополчение их едва не дрогнуло и не смешалось (спасли его все те же донцы, когда уж некоторые из их атаманов не выдержали и сами кинулись им на выручку), но богатые родовитые дворяне все равно продолжали усматривать в казаках очень опасных своих соперников.
   Да и после избрания царя Михаила и многих полученных от него льгот царская политика тоже оставалась прежней по отношению к казакам. Их старались сделать вполне послушными, служивыми и даже посадить на жалованье. И крупнейший исследователь С. Ф. Платонов отмечает, что самым главным достижением земщины было обуздание ею хоть части казачества. А уже казачий историк А. А. Гордеев так вот и говорит: «Казаки приняли жалованье, и это было первым шагом на пути постепенного превращения их в служилое войско».


   Наиболее благоразумные и дальновидные из них хорошо понимали, что спасение Руси в единомыслии и в единении всех ее сословий. Поэтому-то довольно скоро постарались пресечь оставшихся мятежников. А избранный ими царь тоже не хотел оставаться в долгу. Он вручил присланному в Москву атаману Бедрищеву похвальную грамоту к войску Донскому и знамя за его боевые заслуги. «И вам бы, - писал царь, - с тем знамением против наших недругов стоять и на них ходить...» И при этом старался всячески смягчить тон даже самого обращения к ним. Что точно подметил ещё один казачий историк Е.П. Савельев. Во всех царских грамотах вначале ставились слова: «Божию милостью, от великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича всея Руссии самодержца и многих государств государя и обладателя, наше царское повеленье и милостивое слово...» Но в грамотах же на Дон таких выражений цари употреблять избегали, считая казаков народом не подвластным, а союзным. Да и сами казаки не хотели до конца терять своей вольности. Тем паче, что и с царскими властями у них не всегда выходило всё гладко. И это особенно проявилось ещё при взятии Азова - ибо Москва, по сути, отказалась им помогать, ссылаясь на всякие осложнения из-за этого с турками. И когда царь и патриарх Филарет потребовали от донского казачьего войска целования креста на верность как им, так и царевичу Алексею Михайловичу, то созванный Круг отказался это сделать. «И крестного, государи, целованья на Дону, как и зачался Дон казачьими головами, не повелось. При бывших государях старые атаманы казаки им, государям, неизменно служивали добровольно: в которое время царь Иван стоял под Казанью и по его государеву указу атаманы казаки выходили с Дону и с Волги, и с Яика, и с Терека, ему, государю, тоже служили лишь по общему исповеданию».


   Потому как вера для них была главнее всего на свете. Ни одна родительница не выпустит никого за порог, не опоясав его под рубашкой лентой с Живыми Помощами. Да и всякий успех в боевом деле относили также к воле Божией. А от того и оставляли право выбора за собой во всём вдобавок враждебном окружении.


   Не обрывали, однако, связи с казаками и высшие московские иерархи. Сразу после избрания царём Михаила они выражают им похвалы и признание за их мужество и стойкость в борьбе с поляками. И присылают на Дон свое пастырское благословление. «И за те ваши службы, - писали духовные отцы, - буди на всех на вас Божия милость и наш, и вселенского собора мир и благословение, и умножи Господь лета ваши, и подай вам Господи вся благая по прощению вашему и устрой вам вся полезная, якоже есть святая его воля, а мы за вас за всех соборне Бога молим и челом бьем».


   И казачество тем самым постепенно облекалось уже в особый Православный орден. Ведь к этому времени в Московской Руси вполне утвердилось и наше национальное воззрение. А исходило оно из Византии, и после падения Константинополя /1453 г./ Москва становится его преемницей. Митрополит Иоанн Ладожский пишет в своей книге «Самодержавие духа»: «23 января 1589 года в Успенском соборе был торжественно поставлен первый русский патриарх. Он принял постановление от патриарха Византийского. И более того - в Соборной уставной грамоте, узаконившей патриаршество на Руси, всему миру объявлялось, что «ветхий Рим пал от ереси», что «новый Рим», Константинополь, порабощен безбожными племенами агарянскими и что поэтому третий Рим есть Москва».


   Отсюда несложно понять и почему так истово, с такой неослабевающей героической отрешенностью казаки вели дальше войну с Турцией и Крымским ханом. Москва стала охранительницей всего православного мира и, подобно некой горней звезде и промыслительнице, звала и указывала им на свою главную святыню Софию /собор Константинопольский/, где некогда принимала крещение наша княгиня Ольга, и который дерзновенно осквернил въехавший туда прямо на коне султан Мехмед II.


   И не мешало бы также помнить, что только за 200 лет /с 1676 по 1878 годы/ произошло больше десятка крупных войн между Россией и Турцией, занявших в общей сложности 45 лет. Многие считают, что вызваны они были стремлением России обезопасить свои границы. Обеспечить беспрепятственный проход через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море. Но все-таки самой важной оставалась та же религиозная причина! И поэтому-то как только мы вступились за своих единоверцев греков и братьев-болгар, томившихся уже почти 600 лет под турецким гнетом и испросивших помощи у нас, то тут сразу же и открылось в полной мере лицемерие всей католической Европы.
   Её больше почему-то волновала «целостность и неприкосновенность Османской империи», а не спасение всех православных христиан... их, так сказать, идейных противников! Вот они и вооружали еще перед началом войны 1877 года турецкую армию новейшим огнестрельным оружием. А когда после падения Шипки и взятия генералом Скобелевым главной крепости турок Плевны наши войска подошли к самым предместьям Константинополя /Стамбула/ и вознамерились уже войти в него, то в ответ лишь услышали дружный рык из всех западных столиц.


   Англия, Франция и Австро-Венгрия все-таки сумели оказать давление на нашего императора. И Александр II вынужден был воздержаться от достижения этой многовековой сакральной цели.


   И если подводить итоги всему и возвратиться к казачеству, то что же можно сказать о его роли уже в сегодняшние дни?


   На фоне тотального ослабления нашей армии и чрезмерно усилившихся национальных окраин признание былых полновесных казачьих прав и их воинских подразделений отнюдь нежелательно для нынешних прозападно настроенных правителей, готовых «интегрировать в общемировое сообщество» лишь оставшиеся от России одни сырьевые охвостья.
   Вот потому всячески и препятствуют подлинному возрождению казачества, сумевшего сохранить в себе именно наши исконные русские черты. С его всё тем же боевым несгибаемым духом, любовью к отечеству и преданностью вере своей православной.


   Благодаря которой мы только и сможем, как и во времена нашего монгольского и литовско-польского разделения, сплотить ещё всех, вернуть утраченное и вновь повести к восстановлению уже единой неделимой Святой Руси.
   

http://www.rv.ru/content.php3?id=7765

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Яковенко
Все статьи Анатолий Яковенко
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии