Словесный венок на главу российского педагога, или Размышление о нравственном подвиге учителя

0
475
Время на чтение 7 минут

Сегодня, когда священноначалие вручало многим педагогам заслуженные награды, высоко оценив их участие в конкурсе «За нравственный подвиг учителя», я хотел бы поразмышлять о сущности этого подвига.

Вообще, тема подвига всегда являлась ключевой в деле школьного образования и воспитания. Где есть место подвигу, там наличествуют и герои. Вы, конечно, знаете, что Русь почитала своими героями святых угодников Божиих. Их жития были любимым чтением русского народа. Советская эпоха представила нам иных героев: космонавтов, строителей, ученых, но и их время прошло. На пьедестал всеобщего внимания взошли банкиры, бандиты и актеры. Что же мы видим? Банкиры понурили свои головы, обхватив их руками от едва терпимой финансовой депрессии; разбойников начали отлавливать и изолировать от общества, а большая их часть превратилась в добропорядочных буржуа и уже не хочет вспоминать о грехах дурно проведенной молодости; актеры старой русской театральной школы сходят со сцены, а современная «фабрика звезд» не может «отштамповать» никого, кроме каскадеров и циркачей…

Нам нужны новые, истинные герои. Кто же они? Мне бы очень хотелось, чтобы ими стали священник, учитель и защитник Отечества — военный. Героем нашего времени должен стать носитель нравственного призвания, в признании этого героя должна выявиться нравственная зрелость нашего общества. Я выбираю героем моего краткого сегодняшнего слова школьного учителя, а нравственным подвигом назову призвание учительства. Пусть это слово будет малой наградой, утешением и ободрением тем педагогам, заслуженный труд которых был по справедливости оценен высокими наградами.

Современный учитель России представляется мне воином, выходящим в «чисто поле» для ратного подвига за души своих питомцев. Вижу на педагоге воинский шлем, надежно прикрывающий его главу от вражеских стрел. Этот шлем — целостное христианское миросозерцание.

Как важно учителю быть носителем мировоззрения, которое, основываясь на библейских, христианских началах, позволяет охватывать все уровни бытия и ясно, доходчиво доносить до детского ума истины философского порядка; объяснять разнородные явления политической, общественной, культурной жизни; слагать знания в яркую и внутренне непротиворечивую панораму.

Педагог-воин облечен в броню правды и любви, те рыцарские доспехи, без которых и думать нечего о победе на поле брани. Действительно, мало просвещать умы, необходимо умягчать сердца! Как нелегко сегодня учителю коснуться души своего питомца, зачастую испытывающего преждевременную усталость от жизни. Гонор и самоуверенность подростка, нервность и жестокосердие, компьютерная болезнь со всеми ее симптомами: апатией, хронической усталостью, потерей интереса к занятиям — вот короста, которую необходимо разбить, победить нам, совестливым и неравнодушным педагогам! И единственное средство, чудодейственное лекарство, которое мы можем употреблять в борьбе за души детей — любовь, проявляющаяся в педагогическом великодушии, благородстве, терпении, милости и строгости, приветливости и требовательности, в умении добиваться от детей необходимых результатов.

Упомянем и о воинском поясе — символе воздержания, навыке избегать неполезного, чрезмерного, искусстве употреблять все в меру, разумно, с пользой для дела и без вреда для здоровья. Плох учитель, если он сам не в состоянии показать благого примера собственной жизнью, опутан по рукам и ногам низменными страстями. Общеизвестен закон: мы не можем передать нашим питомцам более того, чем владеем сами. Убеждает не слово, каким бы прекрасным оно ни было, но дела и жизнь говорящего.

Обоюдоострый меч — слово педагога. Виртуозно владея этим оружием, учитель будет надежным защитником своих подопечных. И не только защитником, но подлинным воспитателем их нравов. Слово живое, ясное, простое и прекрасное имеет неодолимую силу над душой человека. Нет, настоящий учитель — не ниже писателя, не меньше поэта; пусть он соединит в себе таланты народного сказителя и городского барда, лишь бы ему по-доброму владеть вниманием учеников и оказаться способным формировать их языковое мышление, и значит, и внутренний мир их душ…

А теперь обратимся к теме нравственного подвига российского педагога XXI столетия. И один в поле воин, если его дело правое, и за ним — Сам Бог! Как никогда тяжело сегодня учителю, болеющему душой за детей, которых он не делит на своих и на чужих. Настоящий педагог — несомненно, творческая, нравственная, а потому сильная личность.

Мы именуем учителя подвижником, потому что он сам призван идти, двигаться «тропой бескорыстной любви», меняться от худшего к лучшему, от лучшего — к еще лучшему, постепенно восходя к чеховскому идеалу: «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и тело, и одежда, и мысли».

Истинный герой духа познается по внутренней динамике сердечной жизни. Бодрость, живость, непосредственность, психологизм в искреннем и радостном общении — вот черты этой сокровенной жизни. Учителю должна быть присуща самокритичность, умение в свете правды и любви взвешивать свои недостатки и слабые стороны натуры. «Мудрый муж не согрешает дважды»,— говорили древние. Подлинное нравственное достоинство учителя — иметь мужество переоценивать собственные падения, ошибки и огрехи, делиться с детьми своей умудренностью, заблаговременно предупреждая их об опасностях и соблазнах современной жизни. Если мы лелеем надежду духовно влиять на других, то давайте прежде для самих себя откроем страну самопознания и научимся из сокровищницы собственного сердца извлекать живое назидание для наших питомцев.

Нравственный подвиг учителя все явственнее выявляется в общении с учащимися, как правило, с детских лет недополучившими родительского внимания и тепла. Совместить в себе отеческое и материнское начала; без отчаяния от неисправимости детей увлекать их к идеалу, не подавляя и не ломая; уметь взыскивать, не унижая, требовать положенного без суровости, говорить неприятное с приятностью, строгость облекать в любовь — наша нелегкая, но необходимая задача…

А каковы высоты, иногда именуемые «командными», которые мы должны взять в педагогическом восхождении? На мой взгляд, это, во-первых, напоминание детям и подросткам о том бесценном сокровище, которым все мы одарены от рождения и которое именуется детством, невинностью, чистотой. Научить милых чад хранить и беречь этот чудный дар, чтобы, по пословице, потерявши, не плакать впоследствии… Известно, каковы гибельные, разрушительные последствия разврата для нравственно неоперившейся молодежи. Блуд не имеет никакого отношения к добродетели супружества и подвигу семейной жизни. Не мне вам рассказывать и доказывать, что ученики, бросившие в грязь лилию девства, совершенно охладевают к учению, лишаются целомудрия, подвержены апатии, лени и цинизму. Убежден, что оградивший себя от растления, огражденный от него хорошим воспитанием молодой человек всегда найдет дорогу в жизни и обретет заветную звезду призвания, даже если он никогда не хватал звезд с небосвода школьных дисциплин.

Во-вторых, искомой высотой является проповедь любви и материнства как органично сопряженных между собой начал человеческой жизни. В их насильственном отторжении друг от друга, искусственном водружении на пьедестал половой любви с одновременным принижением семейной жизни как скучной прозы дня и нагоняющего тоску быта,— великое лукавство нашего времени. Учитель! Научи своих учеников пониманию, что истинная любовь «ответственна за тех, кого приручает»; трепетна и бережна в отношении к любимому; бескорыстна и жертвенна, в отличие от грязной похоти, даже не взирающей на лицо «предмета страсти нежной»! Покажи этот идеал совмещения влюбленности и рыцарства, ответного пылкого чувства и решимости «сохранять свою честь» до и для замужества на жизненных примерах великих героев Русской земли. Пусть светлые лики Царственных Мучеников, пронесших свечу «негасимой любви» до конца, будут громкогласным свидетельством и подтверждением твоей нравственной позиции по этому принципиальному вопросу. Учитель, раскрой пред своими слушателями всю невыразимую красоту материнства, воспетую, наряду с девством, древним иконописцем, непревзойденным шедевром которого стал вещий лик Владимирской иконы Богоматери — главная святыня русского народа.

А вот еще один рубеж, умолчать о котором было бы сегодня несправедливо, несмотря на несколько затянувшееся наше слово.

Что такое счастье? Каждый отвечает на этот вопрос по-разному… Для нас с вами счастье в том, чтобы быть востребованным, нужным; счастье — в служении. «Тошно прислуживаться» своим страстишкам, но радостно служить Отечеству, которое не выбирают, но которое выбрало нас, родило, взрастило и вскормило для «великих дел». Итак, учитель, «рассвет уже полощется», вставай скорее сам и подымай разленившихся деток, «на последний и решительный бой» с невежеством и эгоизмом, тягой к удовольствиям и развлечениям, пристрастиям к компьютерным играм, которые не менее опасны, чем андеграунд с его наркотическим дурманом! Без любви к Родине юное поколение останется навсегда потерянным, а «его грядущее — иль пусто, иль темно»…

И, наконец, последнее «сказанье»… Героем назову того учителя, который в век всеобщего нравственного одичанья, а потому и крайнего загрязнения, опошления речи, помнит и ценит свое наследие, именуемое великим и могучим русским языком. «Глаголом жечь сердца людей» и лирою словесною своей «чувства добрые» пробуждать в школьном народе, «призывая милость к падшим», — вот общее с великим Пушкиным литературное кредо современного педагога. Будем помнить, что в словесном общении действует с математической точностью закон христианского европейского мыслителя Блеза Паскаля: «В сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковый». Когда дети оценят в учителе дар рассказчика и жадно будут ловить каждое его слово, питающее и возвышающее их души, тогда мы сможем с полным правом говорить о величии нравственного подвига педагога. Слово — великая сила! Оно гармонизирует внутренний мир ребенка, снимает стресс, утомление, вызывает на лице внимательного слушателя светлую, добрую улыбку, которая стоит многого в наше наэлектризованное, скудное любовью время…

И нам, педагогам, «дано предугадать, как наше слово отзовется»… Нерукотворный памятник воздвигает себе тот учитель, который исподволь прививает ученику вкус родного русского слова, создавая тем самым мысленное противоядие, препятствуя проникновению в сознание учащегося слов пошлых и грязных, лишающих его детства и девства. Через нечистое слово воздействует на душу нечистая сила, посредством слова святого струится в сердце благодать…

Свое размышление, как лавровый венок, я возлагаю на главы любимых мною коллег и собратьев по счастью принадлежать к героическому сословию российских педагогов.

 

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5884&Itemid=330

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Артемий Владимиров
«В молитвах неусыпающую
Богородицу». К 150-летию со дня рождения С.В.Рахманинова
16.09.2023
«Усекновение главы св. Иоанна Предтечи».
Тема вопросов: Целомудрие
11.09.2023
«Беседа на праздник Успение Пресвятой
Богородицы». Тема вопросов: «Мир душевный»
31.08.2023
Все статьи Протоиерей Артемий Владимиров
Последние комментарии
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 19:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30