Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Россия в канун 2009-го

Лев  Паршин, Столетие.Ru

25.12.2008


О внешнеполитических итогах уходящего года и прогнозах на будущее …

Подведение итогов в любой сфере деятельности принято начинать с позитива. Так вот, можно смело сказать - на международной арене Россия, столкнувшись с серьезными вызовами и проблемами, смогла на многие из них ответить достойно, сохранить, а где-то и укрепить свои позиции.

То, за что так долго и упорно боролась Россия, сегодня, пожалуй, можно считать состоявшимся фактом - формируется структура многополярного мира. Эту концепцию признали и поддержали многие влиятельные страны - Китай, Индия, государства Латинской Америки. Франция, Германия, Великобритания и другие европейские союзники США, открыто не говорящие об этом, не желая обижать Вашингтон, но на деле выступающие уже как самостоятельные центры влияния в мире. В 2008 году Соединенным Штатам стало труднее претендовать на роль диктатора глобального масштаба, и в этом бесспорная заслуга России.  

Самый заметный и существенный сдвиг, который закрепился в основе нашей внешней политики, - это нацеленность на отстаивание национальных интересов. Ушли в прошлое времена, когда действия и решения в международных делах определялись идеологическими догмами, в ущерб нашему народу.  

В 2008 году президент утвердил важный документ - новую внешнеполитическую концепцию.

В нем черным по белому написано: «Россия проводит открытую, предсказуемую и прагматичную внешнюю политику, продиктованную ее национальными интересами».

Это проявлялось, когда решались сложные вопросы стратегической стабильности, и когда шли споры о ценах за газ. Причем национальные интересы трактуются отныне не только как выгоды для государства. Нынче все больше и больше примеров, когда Россия грудью встает на защиту своих граждан, попавших в беду далеко от ее границ.  

Закрепились в нашей внешней политике такие черты, как сбалансированность, многовекторность. Как де Голль в свое время провозгласил для Франции принцип «обороны по всем азимутам», так Россия проводит сегодня мирное дипломатическое наступление на всех направлениях. Соединенные Штаты Америки, которые восемь лет назад, в начале президентского срока Буша-младшего, думали списать Россию со счетов, игнорировать в международных делах, нынче уже вынуждены были вести с нами диалог, пусть и острый, трудный. Европейский Союз достиг новых рекордов по объемам торгово-экономического сотрудничества с нами, после долгих внутренних разборок решил возобновить переговоры о новом партнерском соглашении. Укрепилось стратегическое взаимодействие с Китаем, другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Набрала политический вес Шанхайская организация сотрудничества. В 2008-м году заявила о себе БРИК - пока еще не интеграционное объединение, но группа четырех мощных развивающихся экономик мира (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Крупный прорыв достигнут в развитии связей с некоторыми важными партнерами в Латинской Америке. Заметными событиями стали визит в этот регион российского президента и впечатляющая демонстрация военного сотрудничества под носом у Соединенных Штатов, наметки перспективных крупных совместных проектов в экономике. Все это подтвердило роль России как одной из влиятельных мировых держав.  

В международной политике есть такое понятие, как внешнеполитический потенциал. Это способность той или иной страны воздействовать на определение курса мировых дел, ее международный удельный вес. Он зависит не только от искусной и активной дипломатии. Внешнеполитический потенциал определяется состоянием национальной экономики, военной мощью, внутриполитической стабильностью, участием во влиятельных международных организациях, уровнем духовного и интеллектуального развития населения.

По всем этим параметрам и по многим другим Россия в 2008 году уверенно набирала баллы.

Ее экономика вышла из тяжелого кризиса переходного периода. Страна рассчиталась с долгами, накопила крупнейшие золотовалютные резервы. Россия - член ядерного клуба, постоянный член Совета Безопасности ООН с правом вето, член Большой восьмерки и многих влиятельных международных структур. Все это позволяет нашей стране уверенно говорить с партнерами. Россия энергично, но продуманно и ответственно пользовалась этим потенциалом. Она стремилась воздействовать на общемировые процессы в целях установления справедливого и демократического миропорядка, основанного на верховенстве международного права, на положениях Устава ООН.  

Не все получалось, не все сложности удалось преодолеть. Самым серьезным вызовом, с которым в 2008 году столкнулась Россия, стало грузинское нападение на Южную Осетию, на российских миротворцев и граждан. Российскому руководству пришлось принять непростое решение, дать быстрый и решительный отпор агрессору. Авантюра Саакашвили нанесла удар не только по стабильности в регионе и российско-грузинским отношениям. Ее негативные последствия сказались, и еще будут сказываться, на международных отношениях в мире в целом. США, НАТО, некоторые европейские страны заняли в этом конфликте откровенно антироссийскую линию, позицию поддержки и поощрения грузинского агрессора. Интересно, что ровно год назад Сергей Лавров заметил: «…нельзя исключать в 2008 году сбоев в мировой политике, которые могут быть спровоцированы односторонними шагами тех или иных стран или объединений государств, их попытками действовать за рамками международного права, в нарушение принципа равной безопасности». Как в воду глядел наш министр. Именно такой сбой и спровоцировала наглая агрессия Тбилиси. Москва много раз обращала внимание партнеров на подготовку военного вторжения Грузии, предлагала сторонам конфликта подписать договор о ненападении. Ее призывы игнорировали. История может повториться. Пока у власти в Грузии остается Саакашвили, пока его вооружают до зубов влиятельные спонсоры, не исключены и новые провокации. Кавказский узел останется в 2009 году очагом острой полемики, в которой Россия должна будет отстаивать свою правоту почти в одиночку.  

России не удалось предотвратить расчленение Сербии, вывода из-под ее суверенитета исконно славянского края Косово. Можно сказать, что российская дипломатия потерпела поражение.

Но ведь дипломаты должны действовать строго в рамках международного права. А в этом случае Вашингтон и его союзники вышли за рамки Устава ООН, попрали международное право. Такие действия не остаются без последствий, причем отголоски этого произвола будут сказываться не только на Балканах, но и в других конфликтных зонах. Уже сказываются.  

В 2008 году, к сожалению, не отмечены большим прогрессом интеграционные процессы на пространствах российского ближнего зарубежья. Проводились саммиты, конференции, звучали высокие декларации. Но реальными сдвигами хвастаться не приходится. Лидеры России, Казахстана и Белоруссии говорят, что ведется работа по созданию Таможенного союза. Работа ведется, но Таможенный союз никак не формируется. Грузия заявила о выходе из СНГ. Узбекистан приостановил членство в Евразийском экономическом сообществе. Куча проблем в отношениях России с Украиной - газ, Черноморский флот, границы в акватории Азовского моря. Положение усугубляет внутриполитический бардак в Киеве, безрассудные действия националистической элиты - наступление на русский язык, героизация фашистских приспешников, переписывание истории, политизация трагедии голода 30-х годов. Пока такое продолжается, трудно надеяться на улучшение отношений. Масла в огонь подливают США своей политикой, направленной на то, чтобы оторвать от России ее исторических соседей и друзей, втянуть их в зону своего влияния , а то и в антироссийские военно-политические структуры.  

Наши друзья из ближнего зарубежья всегда подчеркивают, что желают развивать с Россией отношения только на основе полного равноправия. Как будто их принуждают к чему-то другому. Равноправие так равноправие. Но не будем терять из виду, что подлинное равноправие в экономических отношениях возможно только, если они строятся на основе рыночных принципов. Давайте рассчитываться за энергоресурсы, товары, услуги по мировым, договорным ценам, и не надо обвинять Россию в имперских замашках.  

На дальних рубежах в уходящем году тоже было немало сложностей. Нарастали коллизии с США и другими странами Запада по самым острым проблемам международной безопасности.  

Обострились отношения России с НАТО. Продолжается политика расползания альянса, наращивания его военного потенциала, вторжения в новые сферы деятельности. Всему этому Россия будет противостоять, но больших сдвигов ждать не приходится.

Приторможено втягивание Украины и Грузии в альянс, но скорее не из-за возражений Москвы, они вызывают лишь обратную реакцию, а в силу внутренних сомнений в НАТО.

Предметом острых разногласий между Россией и западными партнерами останутся проблемы контроля над вооружениями. Запад усилит критику Москвы в связи с ее решением приостановить участие в ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе). Москва будет отбиваться, указывая, что ни одна из стран НАТО не ратифицировала адаптированный Договор. Угрозу подрыва стратегической стабильности в мире несут планы США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. Москва постарается выработать с новой администрацией Вашингтона какое-то компромиссное решение, только это может предотвратить опаснейший виток новой гонки вооружений.  

Россия будет продвигать идею заключения нового юридически обязывающего договора о безопасности. Интерес к ней проявили Франция, Греция (как председатель ОБСЕ на предстоящий период), некоторые другие страны. США пока ставят палки в колеса. Понятно, что процесс пойдет не слишком быстро. Даже, если, в конечном счете, западные партнеры согласятся на выработку такого документа, они постараются вбить в него свои понятия о безопасности.  

Над всеми политическими проблемами в международном общении в 2009 году будет, как грозовая туча, нависать мировой финансово-экономический кризис. Его реальные масштабы и последствия пока не вполне ясны. Но ясно, что он потребует коллективной реакции международного сообщества, оздоровления глобальной финансовой системы и мировой экономики. Такое взаимодействие уже началось - в рамках двусторонних контактов, в рамках «двадцатки». И России в этой дискуссии принадлежит важный голос. 

http://stoletie.ru/rossiya_i_mir/rossiya_v_kanun_2009-go_2008-12-24.htm




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме