"Мой духовный дом - на Валааме"

Зачем православие попало в Америку

Новости Москвы 
0
242
Время на чтение 5 минут

На этой неделе ожидается интронизация Митрополита всея Америки и Канады Ионы. Накануне интронизации в Свято-Николаевском соборе в Вашингтоне корреспондент ИТАР-ТАСС специально для "РГ" взял у него интервью.

Российская газета: Владыка, как православие попало в Америку? Сколько православных в США? Как Вы оцениваете общее состояние американского православия?

Митрополит Иона: Православие было принесено в Америку русскими миссионерами. Мы бережно храним их духовное наследие, и влияние русской традиции у нас очень сильно.

По-настоящему активных членов Церкви у нас менее миллиона. На всех приходится около 2500 приходов и сотня монастырей. У ПЦА - 650 храмов и 20 монастырей. У Московской патриархии - около 30 приходов, у Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) - около ста. Самостоятельных церковных юрисдикций в стране полтора десятка. Православная церковь Америки (ПЦА) - вторая по величине после греческой. Активных прихожан у нас около 100 тысяч человек.

В целом я бы сказал, что православие здесь все еще в какой-то мере "переводное": в ПЦА - с русского, в греческой церкви - с греческого. Оно еще не вошло в полноту самостоятельного бытия как чисто американское явление. Но ведь дело и не в конкретных культурных формах выражения веры, важна полнота духовных традиций. Это и есть суть соборности. И я хочу, чтобы наша церковь оставалась частью этого единого целого и в то же время приобретала специфически американские черты.

РГ: Расскажите, пожалуйста, об отношениях ПЦА с Русской православной церковью.

Митрополит: Наша Церковь приходится РПЦ "дочкой". У нас очень тесные отношения, особенно со времени их восстановления в 1970 году и тем более после упразднения советской власти. ПЦА стала тогда крупным источником финансовой поддержки РПЦ.

РГ: Я читал, что Вы лично собрали крупную сумму для российских монастырей...

Митрополит: Я собрал около 150 тыс. долларов. После краха вашей банковской системы в 1998 году. Собирал конкретно для Валаамского монастыря, но они поделились с другими. Почему именно для Валаама? Потому что там мой духовный отец и мой духовный дом, там я ступил на путь монашеской жизни.

РГ: Расскажите, как это получилось.

Митрополит: В 1993 г. я жил и работал в Москве, в издательстве "Русский паломник". Познакомился с архимандритом, а ныне епископом Панкратием, наместником Валаамского монастыря. В нем обрел духовного отца, брата - человека, чьей жизни мне хотелось подражать. Он отвел меня к своему старцу Кириллу, в Троице-Сергиеву лавру. Отец Кирилл сыграл ключевую роль в моей жизни, благословил меня принять монашество и священный сан. До этого я не знал, какой путь избрать - жениться или уйти в монахи. Спросил его. И по послушанию ему принял монашество. После его благословения у меня появилось внутреннее понимание его правоты.

РГ: А с покойным Патриархом Алексием II вы тоже встречались?

Митрополит: И не раз. Первая мимолетная встреча была в 1993 г. у него на дне рождения, в Елоховском соборе. Бывал тогда же на Патриарших литургиях. Позже произошли две важные встречи. В 1994 году я собрал группу примерно из 50 молодых американцев, чтобы восстановить скит на Валааме. А тогда как раз был монастырский праздник и приезжал Патриарх. Он встречался с нашей группой, а я ему служил переводчиком. А в 1999 году, после сбора средств для Валаамского монастыря, он меня приглашал в Москву - поблагодарить.

Это, конечно, было незабываемо. К тому времени я уже был монахом, настоятелем маленького монастыря (в честь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в Калифорнии. - Прим. авт.). И мне выпало счастье служить с ним вместе - в храме Христа Спасителя.

РГ: Какое он на Вас произвел впечатление как человек, как личность...

Митрополит: Впечатление отеческой теплоты, безграничной доброты, глубокой духовной жизни. Мне понятно было, что ему можно во всем полностью довериться - еще и из-за его отношений со старцем Кириллом. Уход Патриарха - это колоссальная утрата. И не только для Русской православной церкви, но и для всего православного мира.

Я бы поехал на похороны, но за день до кончины Патриарха отправил на продление свой паспорт. И он где-то там находился, в недрах почтовой службы. У нас здесь получить паспорт - дело нескорое.

РГ: Теперь предстоят выборы нового патриарха. Если я не ошибаюсь, при восстановлении патриаршества в России первого предстоятеля избирали по жребию, а теперь голосуют. Как Вы полагаете, можно ли говорить о провиденциальности такого выбора?

Митрополит: В каком-то смысле - да. Я надеюсь, что это все проявляется больше через дар духовного рассуждения. Всероссийский собор выдвинет кандидатов, затем Синод изберет одного человека. Епископов избирают только епископы.

РГ: И круг претендентов более или менее известен. Но ведь как раз Вы-то сами в такой круг в своей Церкви не входили, Вы и епископом-то были без году неделя. И все же Вас избрали. Многие на вашем церковном соборе были убеждены, что дело не обошлось без вмешательства Святого Духа. Вы знакомы с теми, кого называют потенциальными претендентами на патриарший престол в России?

Митрополит: С большинством встречался, но по-настоящему я их не знаю.

РГ: И, разумеется, предпочтений у Вас быть не может?

Митрополит: Нет, конечно. Это решит Русская церковь. А я рад буду... я очень хочу поддерживать самые тесные отношения с новым Патриархом. Обе наши церкви действуют в условиях светской, материалистической культуры. Взывают к людям, чья жизнь и взгляды сформированы светским материалистическим образованием. Как правило, не имеющим реального религиозного опыта.

РГ: А как так получилось? С нами при нашем недавнем советском прошлом, допустим, понятно. Но Америка была основана людьми, искавшими религиозной свободы. Американцы, по общему мнению, гораздо более набожные люди, чем, скажем, западноевропейцы. Но Вы пишете и говорите о трагической бездуховности здешней жизни.

Митрополит: Я действительно считаю, что это трагедия. Удовлетворение материальных потребностей имеет свои пределы. И некоторые люди, в том числе совсем молодые, впадают в отчаяние. Думаю, семена разрушения христианской культуры Америки изначально содержались в протестантизме, включавшем этику радикального индивидуализма. Свобода понимается как тотальное своеволие, превращается во вседозволенность.

Если говорить об интеллигенции, на мой взгляд, США сейчас начинают напоминать Россию 1840-1850-х годов, когда у вас укоренялся нигилизм.

РГ: Вы сами родились в 1959 г. в протестантской семье. Что Вас привело к православию?

Митрополит: Первым моим соприкосновением с православной культурой было чтение Достоевского. Потом в возрасте 14 лет я пережил опыт глубокого духовного преображения, ощутил призвание к служению Церкви. После этого у меня начался сознательный духовный поиск, к моменту окончания школы я был очень близок к переходу в католичество. А уже в колледже мне попалась работа Владимира Лосского "Очерк мистического богословия Восточной Церкви". И эта книга перевернула мою жизнь. С первого же абзаца я понял, что это правда и что иного выбора у меня нет.

Но кроме книг были и люди. После перехода в 1978 г. в православие я долгое время находился под большим влиянием епископа Марка Ладожского и Сан-Францисского и его друга архимандрита Дмитрия Егорова. Оба они - бывшие старовалаамские монахи.

 

http://www.rg.ru/2008/12/24/iona.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Иона (Паффхаузен)
«Промысл Божий направляет меня в жизни»
Беседа с митрополитом Ионой (Паффхаузеном)
28.06.2017
«Индейцы могут стать главным этносом в американской православной церкви»
Беседа с Архиепископом Вашингтонским, Митрополитом всей Америки и Канады Ионой
15.12.2009
Все статьи Митрополит Иона (Паффхаузен)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:09
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51