Запечатлеть красоту душевную

200 лет со дня кончины Ф.Рокотова

Новости Москвы 
0
194
Время на чтение 9 минут

Коротка и изменчива человеческая память... Публикуя в 1812 году список своих членов, Императорская академия художеств поместила в нем имя Федора Степановича Рокотова. А между тем этот знаменитый живописец уже четвертый год покоился в некрополе московского Новоспасского монастыря. Его ухода из жизни никто из коллег не заметил, никто из представителей мира искусства не почтил его память, никто из официальных лиц не оповестил соотечественников о скорбной утрате. О Рокотове просто забыли. Нет, его полотнами продолжали любоваться в Императорских дворцах, в общественных учреждениях и в частных особняках. Но сам художник, доживающий свои дни где-то в Москве, никого не интересовал.

 

Только столетие спустя о Рокотове заговорили как о величайшем русском портретисте. Бросились изучать подробности его жизни, особенности творчества. И тут оказалось, что известно о нем очень мало, и что тот, кого по праву ставили в один ряд с лучшими мастерами жанра во всей мировой живописи, оставил о себе больше вопросов, чем ответов.

Взять хотя бы уже само его появление на свет. Обычно датой рождения Рокотова называют 1735 год, однако нередко рядом с этой цифрой ставят вопросительный знак, поскольку есть альтернативная, 1732, да и получены обе косвенным путем. Кому бы в то время пришло в голову сохранить для потомков документ о появлении  ребенка в семье крепостного крестьянина из подмосковного села Воронцово? Да, Федор Степанович был крепостным. получившим затем вольную. Но есть версия и более романтическая - повышенное внимание к талантливому мальчику со стороны хозяина, князя П. И. Репнина, дальнейший взлет художника и, главное, допущение его для работы в Царские покои, позволили предположить, что на самом деле Рокотов был незаконным сыном своего барина. Впрочем, фантастичный ХVIII век знал и более невероятные карьеры, так что удивляться появлению "безродного" художника на русском Парнасе не приходится и связывать данный факт с чем-то тайным не обязательно.

 

Первое время одаренный подросток работал в имении Репниных. Здесь он мог украшать интерьеры, писать декорации для театральных постановок. Это было типично, как и то, что крепостные художники расписывали храмы. Мы не знаем, работал ли молодой Рокотов над фресками, создавал ли, подобно своему современнику и коллеге В. Боровиковскому, святые образа. Но в его дальнейшем творчестве сама постановка задач обнаруживает глубокую духовность автора и позволяет предположить знакомство с иконописью. Однако главное, что требовал от юноши его хозяин, заключалось в другом. Домашний художник должен был писать портреты. И не только своих господ. В имение приезжали гости, и граф тешил самолюбие заставляя Федора изображать именитых персон и получая восторженные отзывы титулованных "моделей".

 

Однажды о необычном крепостном услышал ярчайший вельможа той поры Иван Иванович Шувалов. Фаворит Императрицы Елизаветы Петровны, просвещенный меценат, инициатор распространения в России науки и покровитель искусств, граф Шувалов искал молодые таланты, и благодаря его усилиям, Рокотов оказался в Петербурге. Знакомство с приемами модного стиля рококо. уроки у художников Л. Токке и П. Ротари и, прежде всего, собственные незаурядные способности быстро выдвинули юношу в число первых столичных портретистов. Вскоре к нему поступают заказы от Императорской семьи (портрет Петра Ш), а когда в 1763 году Рокотов пишет коронационный портрет Екатерины II  -  Императрица (уникальный случай!) сама позирует художнику, слава живописца достигает неслыханной высоты. На него обрушивается целый поток заказов, один выгоднее другого. Государыня продолжает оказывать ему честь и поручает создать ее новое парадное изображение, которое затем ставит в образец другим и требует многократно копировать. Казалось бы, чего же  больше. Любой художник счел бы себя полностью состоявшимся и мог бы спокойно почивать на лаврах. Но только не Рокотов! У него уже были ученики-подмастерья, готовые дорабатывать полотна мастера, он мог, особо не утруждаясь, поставить дело "на поток" и делать деньги на одном своем имени. Однако он, неожиданно для всех, бросает блестящую столичную карьеру, некоторое время пробует себя на военном поприще, а затем перебирается в Москву, где вновь берется за кисти и краски, начиная по сути все с начала...

 

Странное на первый взгляд решение Федора Степановича, обласканного при Дворе, удостоенного звания академика Императорской академии художеств и вроде бы не знавшего особых проблем, объясняется его видением задачи изобразительного искусства, его подходом к творчеству. Фальшивый мир большого света отталкивал живописца, изображать эти лица-маски, льстить этим самодовольным и напыщенным аристократам, чаще всего пустым с духовной точки зрения, было невыносимо. Как отмечает искусствовед Н. Лапшина, Рокотов вкладывал в "портретные образы свое представление о достоинстве человека... Отличительной особенностью творческих поисков Рокотова в рассматриваемый период является стремление к созданию, так сказать, положительного образа современника".

 

Да, конечно, подобная позиция у художника имелась. Но только на ее основе мы не поймем Рокотова и не оценим правильно его творчество. Положительный образ привлекал в то время многих образованных людей. Вспомним, что на дворе стояло время Просвещения и передовые умы славили человеческий разум, твердо веря в его преображающую силу и возлагая на него все надежды. Многие портреты ХУШ столетия красивы не потому, что художники занимались лестью и украшательством, а потому, что авторы стремились запечатлеть в них свой идеал человека, свою мечту о преображенной знаниями личности. Однако русская живопись смогла обогнать идеи Просвещения с его холодным рационализмом, она гораздо дальше проникла в область понимания человеческой души. И здесь Федору Рокотову принадлежит одно из первых мест.

 

"Впечатление одухотворенной хрупкости образов, - пишет о рокотовских работах искусствовед Г. Поспелов,- тесно связано в этих портретах с неповторимой затаенностью душевных переживаний. Мастер избегал передачи какого-либо определенного переживания... Его увлекала скорее сама изменчивая и зыбкая основа ДУХОВНОЙ ЖИЗН (выделено нами), питающая различные грани переживаний, нерасчлененные и невыявленные, но тем более обоятельные в своем душевном богатстве." Его постоянно манил тихий и теплый свет, озаряющий людские души.

 

Рокотов перебирается в Москву, в город все более становящийся в Екатерининскую эпоху антиподом северной столицы. Здесь по сравнению с чопорным Петербургом спокойнее жилось и легче  дышалось. А какие колоритнейшие фигуры встречались в Первопрестольной! Таланты, оригиналы, богатые чудаки, обиженные сановники, опасные вольнодумцы... Постепенно поселившийся на Старой Басманной Рокотов обзавелся знакомыми, некоторые из которых попали на его портреты. Среди них и графы Воронцовы, и знаменитые поэты Сумароков и Майков, и просто неизвестные нам люди. К художнику возвращается слава, у него снова немало поклонников, но сам он продолжает искать своего настоящего героя, свой образец гуманного человека.

 

Не случайно Федор Степанович перебрался в Москву. Думается, он с детства помнил ее неповторимый уклад, ее особенную, пропитанную духом Православия жизнь. И в этом городе "сорока сороков",в этом сосредоточении русских святынь ему казалось проще найти то, что давно исчезло из "просвещенного" общества -искренность, чистоту, внутреннюю гармонию. Недаром Москву называют сердцем России, и где же, как не здесь, можно было понять, что не отвлеченная премудрость, а живая сердечность является главным мерилом личности, что в основе преображающей человека силы лежит не разум, а Дух.

 

Есть у Рокотова два замечательных портрета, два шедевра. На первом изображен его московский знакомый и почитатель граф Н. Е. Струйский. Типичный представитель своего времени и своего круга, граф без всяких на то оснований мнил себя выдающимся поэтом и сам издавал свои стихи. Не чурался Струйский и других искусств, но больше всего прославился как жестокий крепостник. Говорили, что, проводя дознания крестьян, он самолично пытал несчастных, после чего, сменив инструмент палача на перо литератора, продолжал с упоением строчить свои нелепые вирши. Рокотов не польстил этому странному персонажу, но и создавать образ некоего Нерона нового времени тоже не стал. Портрет Струйского, о котором писали многие исследователи, отразил все противоречия человеческой натуры и вместе с тем уделил немалое место надежде на ее исправление. Художник словно пытается раскопать в душе изображенного хотя бы маленькую частицу доброты, заметить в этом"самодуре" хотя бы слабую искру гуманности, способную разгореться под благодатным влиянием. Но под чьим именно?

 

И вот тогда взор должен обратиться ко второй картине-портрету  - жены Струйского, графини Александры Петровны. Современники называли ее сошедшим с небес ангелом. Она изображена восемнадцатилетней девушкой, только что вышедшей замуж. Воздушный, неземной и кокой-то загадочный образ. Недаром портрет Струйской часто называют "Русской Джокондой". В глубоких темных глазах - печаль, в едва заметной улыбке - чарующая кротость. Конечно, ей пока не ведома ее будущая жизнь, но во взгляде уже читается смирение перед уготованной судьбой (внешне благополучной, однако лишившей графиню большинства из ее восемнадцати детей). Александра Петровна действительно смягчит характер обожавшего жену Струйского, она будет жалеть и даже лечить крепостных. Работая над портретом, Рокотов тоже не мог знать всего предначертанного, но он словно прозрел, почуствовал его в этой удивительной девушке. Бытует мнение, что он даже влюбился в свою прекрасную модель. Может быть. Однако главное было в том, что художнику наконец-то удалось выразить в красках многое из того, что он ощущал и желал сказать, запечатлеть красоту не героическую или внешне эталонную, а внутреннюю, душевную. Проникать в непознаваемое, ловить его отсвет, переносить на холст нечто едва уловимое - вот неповторимое умение Рокотова, проявленное им в целом ряде зрелых работ.

Увы, чем дальше, тем меньше подобное творчество интересовало его современников. Менялась мода, менялись вкусы. Прежние поиски идеала прекратились после ужасов политичесской катастрофы во Франции, и все внешнее опять отодвинуло внутреннее. Время Рокотова завершилось раньше его жизни. В последние годы он почти ничего не писал. Жил, судя по всему, одиноко.12 (24) декабря 1808 года выдающийся русский художник тихо и  незаметно окончил свой земной путь.

 

Перейдя в вечность, Федор Степанович Рокотов стал легендой. Когда  наступило время повышенного интереса к его творчеству -  он был определен как один из основателей реалистичного портретного искусства России, как виднейший представитель русского классицизма, как создатель собственного стиля... Его полотна составили гордость музейных коллекций, в Третьяковской галерее появился отдельный Рокотовский зал, многочисленные научные работы со всех сторон изучили феномен художника. И все это на фоне ...полного забвения места последнего пристанища мастера. Конечно, досадную, мягко говоря, забывчивость можно было бы списать на "мерзость запустения", долго царившую на территории Новоспасского монастыря, где, как уже говорилось, и был погребен прославленный портретист. Но за последние полтора десятилетия ситуация принципиально изменилась. Древняя московская обитель возрождается на наших глазах. И хотя ее разрушенный в безбожное лихолетие некрополь восстановить практически невозможно, отдельные памятники знаменитым личностям, нашедшим здесь упокоение, не только могут, но и должны появиться. Всемирно известное имя Федора Рокотова, несомненно, стоит в этом ряду на одном из первых мест.

 

Православное братство "Радонеж", чтущее память всех, кто трудился над приумножением русской духовности и восстанавливающее в рамках своей программы "Погост" их мемориал, озаботилось данным вопросом накануне двухсотлетия со дня кончины Рокотова. Выдвинутую им идею установки в Новоспасском монастыре памятного креста с именем художника поддержал и благословил почивший о Господе Святейший Патриарх Алексий II, причем принятое Им решение состоялось в последний день Его земной жизни! Так что увековечение имени корифея русского искусства станет теперь еще одной данью памяти нашего незабвенного Святейшего Владыки, так много сделавшего для возрождения духовности Своего народа. Таким, связанным с надеждой на наше истинное просвещение, оказался и  последний вклад Предстоятеля в отечественную культуру.

 

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2901

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Гришин
«Царица светлых вдохновений…»
30 ноября в Белом зале Мраморного Дворца (Санкт-Петербург) Сергиевский Мемориальный Фонд проведет вечер памяти Ольги Константиновны, Королевы эллинов
15.11.2016
Восстановление памятника
В нынешнем году в Кремле вновь воссиял мемориальный крест на память мученической кончины Великого князя Сергея Александровича
01.11.1998
Все статьи Дмитрий Гришин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35