itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Когда бывает трудно, но легко

0
211
Время на чтение 10 минут

Лев Толстой в повести «Детство» на редкость трогательно описал детские счастливые переживания мальчика Николеньки. Чем они были вызваны? Ласковые слова матери, ее нежные руки, вечерняя молитва за любимых папеньку и маменьку, а потом безмятежный сон со слезами радости на глазах. Читая, беспомощно понимаешь, что относиться к детям так, как мама Николеньки, мы можем далеко не всегда, а только по каким-то особым случаям. Все больше ворчим, выказываем недовольство одним, вторым…. А наши дети, как и герой рассказа, заглядывают нам в глаза, ждут вот такой же любви. И, чувствуя ответственность, наверное, самую большую в жизни, мы невольно начинаем переживать: а верны ли наши воспитательные уроки, не упустим ли мы в суете бесконечно мелькающих будней главного?

Традиции такого вот теплого, напитанного любовью православного воспитания давно утеряны. И нам, сегодняшним родителям, остается учиться по книгам или друг у друга. Чтобы по крупицам собирать интересные находки, мысли, переживания, из которых, как из маленьких кирпичиков, можно строить свое семейное счастье.

Возможно, опыт семей, о которых пойдет речь ниже, и каждая из которых по-своему уникальна, поможет кому-то в этом непростом строительстве.

Когда все вместе

Что делает несколько человек, объединенных родственными связями, настоящей семьей, а квартиру ? домом, где душе всегда тепло? В двух словах ответить сложно. Но когда переступаешь порог квартиры семьи Гаазе, то понимаешь, что это ? дом, и если сказать «квартира семьи Гаазе», звучит несколько нелепо.

Пока на большой кухне хозяйка Елена готовит пирог, собирается вся семья: супруг Дмитрий, дети ? Федор и Вера, двенадцати и восьми лет. Радостно повиливая хвостом, по квартире прохаживается Дружок. Долговязая пятнистая дворняга чувствует себя королем. Глядя на нее, я внутренне уже подготовилась услышать рассказ о подобранном замерзшем щенке. И действительно, Дружка взяли во дворе по слезным просьбам детей, которые, отказывались без нового друга подниматься по лестнице выше первого этажа. В итоге мама сдалась, и Дружок получил постоянную прописку в доме. Теперь он превратился в солидного пса, который доверчиво кладет мне на колени голову за чаепитием, движимый желанием быть принятым в теплую кампанию.

Елена, которая ежедневно кормит домашнего любимца, удивляется новой роли собаки ? она не позволяет ругать детей, прерывая ссору заливистым лаем. Так в доме появился ярый поборник мира в семье.

Небольшая «экскурсия» только усиливает мое внутреннее ощущение ? вот он дом, такой, каким, наверное, и должен быть. Светлые детские комнаты, с картинами над рабочими столами, которые являются результатом занятий Феди и Веры в художественной студии. На картинах храмы, а у Феди еще и космос, куда он отправил всех домашних питомцев ? Дружка, кота и морскую свинку.

Спрашиваю Елену Газе, что же главное, отличающее православную семью от любой другой:

? Вы знаете, очень легко жить, когда знаешь, как надо жить. И православным семьям в этом смысле намного проще. При всех трудностях, мы знаем, как в идеале нужно выстраивать свою жизнь. Потому что у нас есть наша вера, а это очень много.

ВераиФедорВераиФедорДети ? ученики воскресной школы Свято-Троицкого собора г. Саратова. У Феди за плечами уже солидный стаж, в школе он с 5 лет. Недавно появилась первая серьезная ответственность в его церковной жизни ? помогает в алтаре. Теперь по воскресеньям Федор встает раньше всех. Пока вся семья еще только собирается в храм, он уже отправляется на свою детскую службу.

Сейчас, за разговором с удовольствием рассказывает о знаниях, которые получает по воскресеньям. Последнее яркое впечатление ? жития святых Петра и Февронии Муромских и святого благоверного князя Александра Невского. Федор по-мальчишески увлеченно поясняет, почему воин стал святым.

Верочка приносит и показывает сделанный из картона и бумаги храм:

? Вот так он открывается, а это алтарь,? Вера с детской старательностью знакомит меня с внутренним устройством храма.? Мы делаем много разных поделок, но вообще мне в воскресной школе нравятся все уроки.

Воцерковление супругов Гаазе началось уже в период их совместной жизни. Елена некое ощущение и понимание того, каким должен быть дом, уклад жизни ее семьи, почерпнула из книги русского писателя Ивана Шмелева «Лето Господне». Хотя на тот момент ей казалось, что нет никаких предпосылок для того, чтобы их жизнь стала хоть в чем-то схожей с той, о которой рассказано на книжных страницах.

? Я прочитала и поняла, что это мое,? рассказывает Елена.? Все описанное я чувствую так, как будто такое детство было у меня. Все знакомо, вплоть до запахов, до ощущения описанного там морозного воздуха. И мне очень хотелось большой дом, и чтобы храм был недалеко. Чтобы мы могли жить именно так, как мне увиделось. Тогда все это казалось невозможным. У нас была однокомнатная квартира на окраине Саратова и никакой надежды на перемены. Но Господь все устроил. Сейчас у нас большая квартира, рядом храм, и мы даже слышим звон колоколов.

Супруги Гаазе на личном опыте обретают уверенность в том, что православные традиции ? не прошлое, в которое сегодня можно поиграть. Нет, они вполне гармонично могут стать частью сегодняшней современной жизни. И их семейный уклад, который на фоне общераспространенного образа жизни все же уникален, складывался легко и естественно. Сегодня они уже и не представляют, что можно по-другому.

НапрогулкеНапрогулкеВсе самое важное, дорогое, яркое, конечно же, сосредоточилось вокруг праздников, главные и самые любимые из которых Рождество и Пасха. Рядом сразу же появились единомышленники ? семейные и несемейные люди, ставшие друзьями семьи. Совместными усилиями всего этого сообщества праздники облеклись в свою неповторимую форму. Каждый из них оставляет теперь шлейф воспоминаний, радостных переживаний, которые «подпитывают» потом еще долгие месяцы и которые детская память, как правило, благодарно хранит и во взрослой жизни.

? Одни друзья нашей семьи пришли к нам в гости и принесли вертеп. Другие сделали картонных персонажей, подготовили и показали сказку «Пастушка и трубочист». Все пели песни, читали стихи, в том числе и те, что сочинили сами,? вспоминает Федя последнее Рождество.

Не менее волнующей для детей, чем сам праздник, становится подготовка к нему. Каждый год перед Рождеством их дом превращается в творческую мастерскую: делаются новые елочные игрушки, украшения для дома, рождаются новые идеи, приглашаются гости, и теперь уже традиционно готовится праздничный концерт.

Бесполезно спорить с аксиомой, что каждый из нас воспитывает детей, невольно опираясь на опыт собственной семьи, уже к нему присоединяя личные родительские находки и представления. И это еще один стимул ? оставить детям счастливое детство. Так в тему Рождества Дмитрий Гаазе вспоминает свое детство:

? У меня родители церковными людьми не были. Но на Новый год что-то интересное всегда придумывалось. Папа работал электриком, и я то был роботом, у которого лампочка загорается, то светофором.

Пасха в этой семье ? долгое предощущение, ожидание праздника, подготовка к нему, приготовление куличей, раскрашивание яиц, праздничное богослужение, разговение, домашний концерт, на который приходят близкие люди.

На будущий год вся семья собирается идти смотреть, как по народному поверью на Пасху играет или пляшет солнце.

Глава семьи делится своими наблюдениями о плюсах совместного семейного времяпровождения:

? Жизнь семьи очень скрепляется общими делами. Знаю это по своему опыту. Отцу помогал с 10 лет. Он на крыше доски прибивает, а я внизу гвозди выправляю. Просто когда все вместе заняты каким-то делом, то уже не нужно и нравоучений читать.

Сегодня дел в семье Гаазе стало так много, что они перестали смотреть телевизор. Причем это не стало каким-то ограничением или принятым волевым решением. Просто в какой-то момент он стал не нужен, даже дети не переживают от такой «потери». Школа, занятия музыкой, в художественной школе, в воскресенье вся семья идет в храм, потом дети ? в воскресную школу. Жизнь семьи настолько насыщена, что не требует дополнений. Тем более, совсем недавно дом превратился еще и в редакцию: супруги Гаазе вместе с единомышленниками решили издавать детский журнал. Идея родилась спонтанно: хотелось, чтобы журнал стал площадкой для обмена идеями, находками и просто любимым чтением для детей.

Елена не выходит на работу, отдавая все свое время семье, детям и теперь еще их новому детищу ? журналу. Это «отдавание» возвращается неожиданными дарами:

? Вот Федя учится играть на скрипке, и мне открывается новый для меня мир музыки, звуков, мир, который прежде был закрыт от меня, я никогда музыкой не занималась. Вообще когда много времени проводишь с детьми, возвращается ощущение свежести от жизни, от тех открытий, которые делаешь вместе с ними.

Говорят, что в их семье до сих пор не было особых проблем, связанных с тем, что дети ходят в обычную школу. Современные «ценности» к ним «не прилипают». Вера не очень хорошо представляет, что такое «мода», которую пытаются догнать современные люди, а уроки хореографии в школе и вовсе восприняла как кривляние.

За последние годы они всей семьей обрели что-то очень дорогое для себя, говорят, нет ничего дороже тех моментов, когда тебя охватывает волна радости от причастности к чему-то большому и важному. Это переживаешь, когда приходишь в храм, который в каком-то смысле стал домом, понимаешь, что у тебя есть большая церковная и приходская семья, в которой тебя любят.

? Сейчас идеалы дикие: быть без комплексов, никому не доверять, и другая подобная ерунда,? говорит Елена.? Но я для себя поняла, что ребенка нельзя растить так, чтобы он был «приспособлен» к жизни. Это совершенно неправильная установка, которая, к сожалению, стала расхожим местом. У человека должно быть внутренне благородство, которое определит его отношение ко всему. И пускай ему из-за этого будет в мире, где нормой стало приспособленчество, сложней и трудней. Но в главном ему будет легко. Потому что легко жить с чистой совестью.

Пример больше назиданий

История и личные наблюдения Анастасии Растопшиной интересны тем, что Настя росла в семье священника. История семьи по-своему уникальна. Отец Насти, священник Александр Растопшин († 2004 год) решил посвятить себя пастырскому служению, будучи уже состоявшимся взрослым человеком. Его два сына были к тому времени совершеннолетними, а Настя училась в младшей школе. До священства главы семьи жизнь Растопшиных подчинялась очень насыщенному «спортивному графику» и состояла из бесконечных поездок на сборы и соревнования. Отец ? тренер, оба сына занимались конькобежным спортом. Для маленькой Насти, а семья переезжала с места на место полным составом, такой образ жизни был сплошным приключением.

В жизни каждого человека есть события, которые приводят его к вере, и это сугубо личный опыт. Но Настя помнит, как в доме появился Новый Завет, и отец читал его ? очень вдумчиво, с карандашом в руках. Совсем скоро после этого он крестился. А спустя три года стал священником.

Жизненный выбор детей во многом состоялся именно благодаря выбору отца. Анастасия вот уже 11 лет преподает и 4 года руководит воскресной школой при Свято-Алексиевском женском монастыре. Основателем школы был отец Александр Растопшин. Оба ее старших брата (один из них мастер спорта, другой кандидат в мастера) стали священниками. Сегодня отец Владимир и отец Евгений служат в храмах Саратовской области.

Я с интересом жду ответа на вопрос: как же строились отношения отца Александра с детьми, как он воспитывал и как влиял на них. Но ответ оказался настолько же прост, насколько сложен бывает в исполнении ? все больше примером. В идеале так, наверное, и должно быть. Дети как никто чувствительны к фальши. Если мы, взрослые, учим их чему-то, но сами при этом не спешим следовать собственным же наставлениям, вряд ли дождемся результата.

Отец Александр, по словам Анастасии, никогда не давил на детей и не предлагал готовых решений, не говорил, как нужно поступать в каждой конкретной ситуации. Его сыновья крестились намного позже отца. И когда в жизни отца Александр давно произошел перелом, изменивший, казалось бы, незыблемый жизненный сценарий, Владимир и Евгений еще продолжали заниматься спортом. К вере, к выбору своего жизненного пути они шли самостоятельно, отец был только примером.

? Папа в общем-то всей своей жизнью показывал нам, детям, что есть некая нравственная планка,? говорит Анастасия,? которую нельзя переступить и ниже которой ни при каких обстоятельствах нельзя опуститься. Священник же не принадлежит себе. Ему звонили по ночам, и если он был кому-то нужен, он собирался и ехал. И еще он всегда очень много разговаривал с нами. Был очень любознательным человеком, много знал, и мы были уверены, что нет такого вопроса, на который он не сможет ответить.

Сейчас не проходит дня, чтобы сыновья, у которых давно свои семьи, не позвонили маме. Даже если нет повода, просто сказать, что все нормально, справиться, как у нее дела. И это в том числе и потому, что они видели, какими были отношения между родителями. Хотя семья не избежала этапа непонимания в тот момент, когда в связи с выбором главы семьи ломался весь привычный жизненный уклад.

? Мне кажется, что родители все же должны сначала сами в себе воспитать те качества, которые им хочется видеть в детях. Например, у меня в воскресной школе много семей, где родители, будучи нецерковными людьми, хотят, чтобы воцерковлялись их дети,? делится своими наблюдениями Анастасия. Таким образом они как бы пытаются компенсировать то, что недополучили сами. И, конечно, их стремление можно только приветствовать. Но все же нужно сначала изменить себя. К молитве, участию в таинствах лучше приучать примером. Если ребенок привыкнет к некоему формальному исполнению обрядов, то по мере взросления он перестанет понимать, зачем ему это нужно. Раньше нравилось папе с мамой, а на вопрос, для чего все это теперь, когда его жизнь не зависит в прежней мере от родителей, будет сложно ответить.

Интересуюсь, как строились в их семье отношения между детьми:

? Мы, как и все, что-то скрывали от родителей, покрывали друг друга,? вспоминает Анастасия.? Я не вижу в этом ничего плохого. У нас есть родители в воскресной школе, которые считают, что дети должны обо всем им рассказывать. И если один ребенок напроказничал, второй должен родителей поставить в известность. У нас в семье никогда такого не было. Очень меняет и объединяет детей общая молитва, особенно, когда они привыкают молиться друг за друга. Часто таким образом удается избегать детских ссор в семье.

Наблюдая за детишками в воскресной школе, Анастасия пришла к выводу, что воспитывать детей, обращаясь к православным традициям, проще, когда в семье больше одного ребенка. Совсем легко в этом плане многодетным семьям, где младшие тянутся за старшими и воспитательный процесс в этом смысле очень органичен.

К концу разговора спрашиваю Настю:

? А каким Вам видится образ идеальной семьи?

? Наверное, в идеале основой обязательно должна быть любовь между родителями. Пусть она будет романтичная, дружеская, любовь во Христе, но она должна быть. Самое страшное ? это отчуждение. И чтобы не случилось, семья всегда должна оставаться кругом очень близких людей, к которым можно придти и всегда, несмотря ни на что, встретить там любовь, найти опору.

И еще, мне кажется, вот что очень важно. Мы боялись что-то сделать не так не потому, что опасались наказания или еще чего-то, но мы боялись потерять любовь отца. Я помню эти моменты, когда он садился, закрывал лицо руками, вздыхал... И хуже этого ничего нельзя было представить. Такой страх, наверное, сродни страху потерять возможность общения с Богом. Когда после содеянного греха мы лишаемся способности чувствовать любовь Бога к нам.

***

Канва человеческих судеб сплетается непостижимым для нашего разума образом. Удивляясь этому, понимаешь: невозможно нам, родителям, при всех наших стараниях предопределить уникальную жизнь души, ее рост, ее боли и радости, достижения и падения. Как невозможно и весь процесс воспитания исчерпать одним, двумя и даже десятью самыми идеальными книжными рецептами. Поэтому тема воспитания неисчерпаема, как бесконечен и путь нашего постоянного родительского самосовершенствования. И как говорил святитель Феофан Затворник: «Все остается и в свое время принесет плод. Вы своего не оставляйте, чем можете содействуя тому, чтоб они не совсем сбились с дороги, а успех — все от Господа. Молитесь более...».

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5847&Itemid=65

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юлия Семенова
Все статьи Юлия Семенова
Последние комментарии