itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Игра в классики

Новости Москвы 
0
213
Время на чтение 4 минуты

Внимание к школьной теме со стороны критиков и режиссеров не ослабевает. Французский фильм «Класс» Лорана Канте получил Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале 2008 года. Теперь его можно увидеть и в Москве, правда, всего в четырех кинотеатрах.

Недавно публике был представлен фильм Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь». Мы о нем уже писали. Это кино об отношениях школьников, об их первых опытах, неудачных, но серьезных. Фильм Лорана Канте совсем другой. И, пожалуй, кроме темы у этих двух кинокартин мало общего. Канте показывает парижскую школу, где занимаются не только французы, но и дети эмигрантов, нелегалов. Акцент сделан на отношениях не между детьми, а между учителем и учениками. Новый ракурс, на первый взгляд. Для российского зрителя станет неожиданным сам подход к процессу обучения в европейской школе, а также стиль общения между наставником и подопечными.

Начался новый учебный год. Учитель (Франсуа Бегодо) приходит в класс. Он приветствует учеников и просит их написать на бумажках свои имена, для того чтобы новенькие могли со всеми познакомиться. На что ребята начинают возмущаться и протестовать. Уговорами, заигрываниями и прочими ухищрениями преподавателю удается восстановить порядок. Практически каждый урок превращается в спор и сопровождается взаимными пререканиями. Сначала ученик просто спорит с преподавателем, а потом позволяет себе спрашивать, не гомосексуалист ли он, а иногда и обзывать. Между прочим, в фильме учитель тоже не идеал. Он не может, например, авторитетом поддерживать в классе порядок и дружественную атмосферу между учащимися. Он позволяет себе пускаться в бессмысленные споры и вестись на провокации. Иногда это выглядит довольно КадризфильмакКлассзабавно. Пятнадцатилетние увальни после прочтения текста говорят, что не поняли значения слова «интуиция». И, конечно, объяснение учителя: «Это когда ты можешь что-то делать, не думая, ты просто чувствуешь как нужно». «А если я не чувствую?» - спрашивает кто-то из класса. Характер преподавателя, его оплошности, в этом фильме неслучайны. Режиссер стремится максимально реалистично показать существующую систему, обыкновенных людей, которые должны в ней существовать. Учителя - тоже, как ни странно, люди со своими слабостями и тоже могут дать слабину, повести себя не всегда правильно.

Ситуации, которые то и дело возникают в «Классе» легко узнаются французами. И, прежде всего, их волнует проблема большого числа африканцев и арабов, которые недавно переехали во Францию и теперь учатся в школах с французами на общих правах. Но эта тема, если и была заявлена создателями фильма, не является главной. Здесь нет открытых противостояний между учениками по типу француз - не француз. По крайней мере, подростки общаются друг с другом на равных. И спорят между собой сами африканцы, кто из Ганы, а кто из Кот - д'Ивуара, и чем эти страны принципиально друг от друга отличаются. Заметно, как хорошо дети переселенцев усваивают правила, принятые во Франции. Они говорят: «Я имею право! Разве мы не равны? Чем учитель лучше ученика?». И все правильно. Только вот, снять кепку перед уроком ребятки не догадываются. Перед нами картинка, иллюстрирующая, как свобода превращается во вседозволенность. Лозунг французской революции девальвировался в сегодняшних школах, превратился в популистский, которым при случае можно удачно прикрыться: это конфликт системы, а не конфликт людей.

В «Классе» одинаково присутствуют документальные и игровые средства изображения. Не всегда четко очерченные кадры, не вошедшие в общую панораму детали, ракурсы иногда из-под парты, иногда из-за учительского плеча - все это похоже на любительскую съемку. Но это повод создать движение. Большая часть фильма - съемки именно класса и того, что в нем происходит. А когда перед нами относительная статика, непросто оживить кадр. Поэтому камера то и дело перепрыгивает с парты на парту. Реальность, которую стремится воссоздать режиссер и оператор, подчеркивают диалоги героев. Ни один из них не выглядит неестественно, наигранно, надуманно. Это можно объяснить еще и тем, что учеников играли не профессиональные актеры, а специально отобранные для фильма школьники. Каждый со своей историей, характером, лексикой. Конечно, все это согласовывалось со сценарием. Потому что Канте стремился быть точным и не сильно отклоняться от книги Франсуа Бегодо, который и сыграл главную роль. Тем не менее, перед нами не экранизация. Молодые актеры имели право на импровизацию.

Главный урок, который должны были получить дети в школе - как жить друг с другом, как мириться с окружающим разнообразием, собственной непохожестью на других. Этот урок так остался и не усвоен. И проблема в том, что приезжие не хотят учить французский, не выполняют домашние задания, называют преподавателя лягушатником. Все это вызывает немой вопрос: «А зачем вы здесь тогда?» Учитель так никому его и не задал. Хотя на педсоветах активно обсуждается успеваемость детей, но выглядит так, словно никому это не нужно. А зачем тогда все это? На этот вопрос в «Классе» не ответили.

И хотя во многом кино поучительное, в нем нет живого развития действий. Все заканчивается ничем. Режиссер просто ставит вопрос, о котором уже давно знает общество, но никак не разрешает его - даже метафорически. «Класс» едва ли станет классикой, на которую будут ссылаться потомки. Звенит звонок. Дети выбегают из класса. Каникулы. Еще один год позади. Ещё один фильм про современную школу. Еще одно отражение того, что мы сами не знаем, как и чему учить своих (или чужих) детей.

"Класс" (2008)

Entre les murs

Продолжительность: 128 мин.

драма

Сценарий: Франсуа Бегодо, Робин Кампильо, Лоран Канте

Продюсеры: Каролина Беньо, Кароль Скотта

Оператор: Пьер Милон

Монтаж: Робин Кампильо

В ролях: Франсуа Бегодо

http://www.taday.ru/text/152894.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Гурова
Все статьи Наталья Гурова
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 03:37
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04