itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

О вере и крови

Ответ на вопрос современника

0
109
Время на чтение 6 минут

В светском обществе поводом к войне может стать все что угодно, включая нежелание понижать свой уровень жизни, стремление сохранять свой контроль над финансовыми, информационными, энергетическими ресурсами в мировом масштабе. Поэтому в сознании современного западного человека порог допустимого насилия как раз очень низок.

Здравствуйте, уважаемая редакция!
Обращаюсь к вам, потому что, как мне кажется, ваш журнал сможет ответить на вопрос, который с некоторых пор волнует меня. Я не могу назвать себя верным чадом Церкви, однако христианство мне небезразлично. Но кое-что вызывает у меня недоумение.
Вот, например, считается, что чем больше в людях веры — тем больше в человеческих отношениях милосердия, тем меньше насилия и жестокости. Казалось бы, укрепление христианства должно привести к справедливому и милосердному обществу. Но давайте посмотрим на современный Запад — вот уже более шестидесяти лет его не сотрясают мировые войны, не гибнут в чудовищных количествах люди. Сейчас немыслимым кажется, чтобы Франция напала на Англию, а Швеция разграбила Польшу.
На мой взгляд, причина этой мирной жизни — в оскудении веры, в ослаблении позиций религии. В самом деле, современный человек в Бога не верит, в жизнь вечную не верит — а потому особенно дорожит своей земной жизнью, хочет прожить максимально долго и максимально комфортно. Мысли о смерти его пугают — и он приспособился о ней пореже вспоминать. Потому-то ему и не нужны войны. Война ведь не только общее бедствие, но и сигнал лично тебе, напоминание, что ты смертен, причем внезапно смертен.
Вплоть до начала ХХ века подавляющее большинство европейцев были христианами, они знали, что земная жизнь — только подготовка к Вечности, поэтому войны их не пугали с той же силой, с какой пугают наших современников. А сейчас мы боимся войн, боимся страданий, боли, боимся столкнуться лицом к лицу со смертью — и поэтому межчеловеческие отношения становятся все более и более гуманными, жестокость из обыденности становится крайностью, со временем все более и более уходя из жизни общества.
Вот и получается, что когда было больше веры, было и больше жестокости, насилия, войн. А стало веры меньше — так и войны пошли на убыль. Как же совместить этот факт с тем, что христианство — религия милосердия и любви?
С уважением, Борис ДЕГТЯРЕВ


В вопросе нашего читателя много правды и наблюдательности.
Он прав, когда полагает, что одна из причин современного пацифизма — неверие в загробную жизнь, когда земная жизнь (по крайней мере — собственная) становится высшей ценностью, которой ни в коем случае нельзя рисковать.
Религиозно мотивированное несогласие с этой позицией выразил Дамблдор, директор школы, в которой учится Гарри Поттер: по его убеждению, самая главная ошибка Волан де Морта в том, что тот считает, будто нет на свете вещи хуже, чем смерть.
Хуже смерти — дурное по-смертие, когда после смерти тела начинается (и никогда не кончится) агония души. Для христианина душа важнее тела. Ясно, что в случае несовместимого конфликта высшего и просто хорошего надо жертвовать хорошим. Но с оговоркой: я могу пожертвовать своей жизнью ради своей души (или чужой жизни), но не могу прервать чужую жизнь ради себя.
Пацифизм может быть как подвигом, так и обыкновенной ленью. Пацифизм христианских мучеников — подвиг. А пацифизм современных бюргеров — лишь нежелание переступить через принятые сегодня в обществе трафареты, боязнь ощутить мировые разломы, которые таятся не вдали, а вот прямо под ковром в твоей гостиной.
Нежелание войны современным обывателем — это знак не столько силы его любви, сколько пристрастия к комфорту. Ведь на войне я рискую прежде всего собой… И все же комфортный мир лучше войны. Но прочен он лишь при условии, что твое сытое благодушие разделяют и ценят твои менее удачливые соседи.
И тут уместно вспомнить, что безрелигиозное большинство людей западного мира (о котором и пишет Борис Дегтярев) вовсе не является большинством на всей планете. Поэтому вполне может быть, что идя по пути такого одностороннего, но отнюдь не христиански мотивированного пацифизма, Запад в конце концов окажется беззащитным перед лицом других цивилизаций, у которых не столь трепетное отношение к комфорту и радостям земного бытия.
Кроме того, пацифизм обывателя может совсем не разделяться элитами, управляющими обывателями. У современного человека мало средств для защиты от своего же государства. Если оно решило с кем-то воевать — тебя заставят залезть в окоп. Разжигая вооруженный конфликт, правители народов бросают в его топку жизни своих подданных, а не свои собственные. Поэтому какая разница: верит или не верит такой правитель в собственное бессмертие? Сам-то он умирать на поле боя вовсе не собирается. Гибнуть будут совсем другие люди, и вряд ли можно предположить, будто мысли об отсутствии загробного бытия для погибших в войне солдат смогут удержать неверующего властителя от развязывания этой войны. Напротив, если земные ценности являются для него высшими и окончательными, значит, ради них он вполне логично пожертвует своими «избирателями».
А вот у самого воинственного верующего правителя все же существует чувство ответственности перед Богом за то, как он реализует свою власть. Но этот важнейший сдерживающий войну фактор прекращает действовать тут же, как только руководитель государства сочтет, что он больше не обременен «религиозными предрассудками». И если правители Запада окончательно утратят свою веру, это нисколько не приблизит их к вожделенному миру и безопасности. Неверующие народы, возглавляемые президентами-атеистами, неизбежно окажутся на пороге новых войн, гораздо более страшных и разрушительных, чем все религиозные конфликты прошлого.
Самый «светский» век нашей истории — двадцатый — стал веком самой миролюбивой риторики и одновременно веком самых кровавых войн.
И потому предположение, будто по мере падения религиозности люди начинают жить более мирно, историей не подтверждается. Если подсчитать число жертв локальных конфликтов с участием стран Запада, колониальных, постколониальных войн, включая нынешние авантюры в Ираке и в Афганистане, то окажется, что за вторую половину XX века людей погибло никак не меньше, чем, скажем, в Первой мировой войне.
Ну и наконец, тем, кто содрогается при слове «религиозная война», стоит сравнить идею «войны за веру» не с идеей пацифизма, а с идеологией и практикой безрелигиозных войн.
Если война разрешается обществом лишь по религиозным убеждениям, то тем самым планка разрешенного насилия в нем поднимается чрезвычайно высоко. Если разрешается лишь священная война, то конфликт по мотивам этническим или экономическим становится морально недопустимым.
В светском же обществе поводом к войне может стать все что угодно, включая нежелание понижать свой уровень жизни, стремление сохранять свой контроль над финансовыми, информационными, энергетическими ресурсами в мировом масштабе. Поэтому в сознании современного западного человека порог допустимого насилия как раз очень низок.
Скажем, Соединенные Штаты Америки разбомбили Ирак только из-за подозрения, будто у него когда-нибудь может появиться ядерное оружие или химическое оружие массового поражения (которого там, кстати, не оказалось). Это означает, что современные мироправители принимают доктрину превентивной войны: мой страх перед соседом есть достаточный повод для моего нападения на него…
НАТОвское вторжение в Боснию началось с провокации (взрыва мины на мусульманском рынке в Сараево, запущенной, как потом выяснилось, не сербами, а именно мусульманскими боевиками). Не менее фальшивыми были и предлоги для бомбардировок Белграда и Косова.
В истории не было народов и правителей, которые руководствовались бы только и исключительно религиозными мотивами. Поэтому и чисто религиозных войн было крайне мало. Участие христианина в конфликте вовсе не означало, будто этот конфликт имел своей причиной именно его христианские убеждения. Может быть, этот конфликт стал возможен как раз потому, что человек не позволил своим христианским представлениям проникнуть в мир его этики, в сферу его политических воззрений. Поэтому далеко не все войны, ведущиеся номинально христианскими государствами, одобряемы с христианской точки зрения.
С другой стороны, религия становилась оправданием конфликта не только в христианском мире. И мусульмане, и даже буддисты вели религиозно мотивированные войны, например — война «красных шапок» и «желтых шапок» в Тибете в шестнадцатом столетии. «В 1526 г. панчен Дигунпа Кунга Ринчен захватил владения монастыря Ганден, а в 1537 г. напал на сам монастырь, но был разбит сторонниками Гелугпа. Надежды Кунга Ринчена разрушить Ганден не осуществились. Но в этой междоусобной войне противники Гелугпа захватили все же 18 монастырей этой школы и заставили монахов „сменить шапки" и перейти в школу Кагъюпа»*.
Так что видеть причину агрессивности людей в религиозности — все равно что видеть причину смертности в капусте. Историкам хорошо известны два факта: 1) рацион русских крестьян XVIII столетия в значительной мере состоял из капусты; 2) все они умерли. Но точно ли между этими двумя фактами есть причинно-следственная связь?

* Кычанов Е. И., Мельниченко Б. Н. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М., 2005. С. 105. — Ред.

Записал Александр ТКАЧЕНКО

http://www.foma.ru/articles/1930/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Андрей Кураев
Все статьи Протодиакон Андрей Кураев
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09