Трагедия А.В. Колчака в контексте крупнейшей геополитической катастрофы XX века (фильм Андрея Кравчука "Адмиралъ")

После забвения, которому Гражданская война и революция были преданы в киноискусстве 1990-х годов, что было вызвано страхом перед угрозой новой гражданской, наступило пробуждение интереса к этому сложному и во многом еще неизученному периоду Российской истории. Свидетельство тому - фильмы, изредка появляющиеся на отечественном экране в последние годы. Конечно, в них много еще от традиций советского кинематографа с его черно (точнее - красно) - белым взглядом на те страшные события. Просто все перевернулось - белые стали хорошими, красные - плохими. И это было бы отрадно, если бы картины не грешили примитивизмом соцреалистического «искусства» (только перевернутого в оценочных критериях).

Художественное произведение (фильм, роман) об адмирале А.В. Колчаке напрашивалось уже с начала 1990-х годов, когда началась массовая публикация материалов об этой незаурядной исторической личности. Решительный и хладнокровный, удивительно храбрый флотский офицер, талантливый ученый - исследователь Арктики, один из крупнейших деятелей Белого движения, и, наконец, человек тонкой благородной души и высокой культуры. Таким он предстал перед отечественной читающей публикой в своих письмах к Анне Васильевне Тимиревой (Книппер), опубликованных в 1990-е гг. отдельной книгой с красивым названием - «Милая, обожаемая Анна Васильевна». Казалось бы, вот она - панацея от ужасов и мерзостей большевизма; вот путь, по которому должна была пойти Россия после того, как революционный переворот 1917 года стал данностью. Однако, не нужно быть историком, чтобы осознать, - спасения Российской империи не произошло, поход на Москву соединенных Белых армий не состоялся (во многом благодаря предательским действиям чешских батальонов и эсеров), сам адмирал Колчак был предан «союзниками» (в лице французского генерала Жанена) и убит большевиками. Ответов на вопрос «почему это произошло?» существует великое множество. И историки-специалисты, и размышляющие на исторические темы интеллигенты находят массу обстоятельств и причин, объясняющих поражение А.В.Колчака и его правительства.

Но почему-то никто, даже из авторов православных и церковных, не задумался над тем, каким странным титулом удостоил себя адмирал. «Верховный правитель России» - ведь это звучит как узурпация высшей государственной власти, которая адмиралу Колчаку легитимно никак принадлежать не могла. Ведь не присваивали себе подобные титулы нижегородский мещанин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, являвшиеся, безусловно, в свое время спасителями Отечества. Да и в европейской истории - Жанне д'Арк тоже не приходило в голову наречь себя каким-то подобным образом.

Возлагать на себя разнообразные титулы (вместе с регалиями) любил совсем другой исторический персонаж, считавший себя как минимум спасителем Франции и повелителем Европы - Наполеон Бонапарт. Конечно, Александр Васильевич Колчак не был одержим манией величия, не мечтал о всемирном господстве, как пресловутый «император Франции», и, являясь русским патриотом, жизнь свою был готов положить за спасение страны от большевистского ига, но - объективно - стал примером того, как опасно государственному мужу шутить со словом!

Как человек, воспитанный в Православии, он не мог не знать, какими словами открывается Евангелие от Иоанна. Не в этой ли духовной проблеме коренятся все те трагические стечения обстоятельств, которые привели адмирала к поражению и смерти?

Надо признать, что в фильме «Адмиралъ» (режиссер Андрей Кравчук) прокручены более или менее пропорционально все основные события из жизни Александра Васильевича Колчака (в его роли - Константин Хабенский), за исключением, наверное, арктических исследований. Здесь и участие в сражениях с германскими военными кораблями, и морское минирование, и назначение в 1916 г. на должность командующего Черноморским флотом, показанное как благословение самого Государя Николая II. Кстати, при всем уважении к таланту и личности Николая Петровича Бурляева, в роли последнего российского самодержца он не смотрится; помимо полного физиогномического несходства, играет Н.П. как будто не монарха, а старчествующего батюшку из 1990-х годов…

Пытается внешне копировать адмирала Константин Хабенский, иногда это у него удается - как, например, в сцене разоружения офицеров, когда Колчак спокойным и твердым «Пошли вон!» удаляет революционных активистов из своей каюты, а затем организует построение команды на палубе с последующим разоружением, сам же «сдает» свою наградную адмиральскую саблю морской стихии.

Гораздо ближе к оригиналу выглядит генерал Владимир Оскарович Каппель в исполнении Сергея Безрукова. Жутковато снята атака каппелевцев, без патронов идущих в штыковую на пулеметные позиции красных… Это отнюдь не пародия на «психическую атаку» из советского фильма «Чапаев», а что-то из области реальной и страшной истории.

И уж менее всего напоминает Елизавета Боярская А.В. Тимиреву, воспоминаниями которой нам и представлено все это историческое действо. Фильм начинается и заканчивается сценой съемки бала из «Войны и мира» на «Мосфильме» в 1960-е годы. Именно там работала тогда дочь русского дирижёра, директора Московской консерватории Василия Ильича Сафонова - Анна Тимирева (во втором замужестве - Книппер), ставшая последней любовью адмирала Колчака. Любовью возвышенной, страстной и преступной (адюльтер!), которую она пронесла в себе через всю свою жизнь, наполненную лагерными страданиями и скитаниями по России.

Согласно фильму, от участия в массовке при съемке бала Анну Васильевну отстранили в последний момент («контрреволюционерка», «любовница злейшего врага революции», - нашептывал на ухо режиссеру бдительный «киновед» в штатском). Замечательна при этом фраза мосфильмовского режиссера (С.Ф. Бондарчука?): «Где же я еще возьму такие лица?!» Действительно, найти «такие лица» среди современных людей очень непросто. Революция и все последующие события сделали свое черное дело.

И невиновна красивая, внешне слегка напоминающая Анджелину Джоли актриса Лиза Боярская в том, что она - не Анна Васильевна Тимирева. Видно, что ей понравилась та роковая женщина, что очень хотелось ее сыграть… Но - Станиславский в таких случаях говорил: «Не верю!»

И все же, фильм заслуживает самых добрых слов уже потому, что на отечественном экране впервые в истории стали появляться настоящие герои той далекой от нас Гражданской войны. Не мифические «красные дьяволята» с не менее фантастическим Чапаевым, а подлинные патриоты Российской державы, такие, например, как В.О. Каппель. И адмирал Александр Васильевич Колчак, несмотря на все свои жизненные и политические грехи, - один из них.

http://www.win.ru/civil/953.phtml?PHPSESSID=8faf7a558a079f2b5a5548b4470ebaa8

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Алексей Вовченко:
Все статьи автора
"Адмиралъ"
«Святой не должен изображаться в эротическом виде»
Православная общественность просит Патриарха Кирилла повлиять на создателей фильма «Викинг», оскверняющего Крестителя Руси
17.11.2016
«Крови наших соотечественников на этом человеке немерено»
Диакон Владимир Василик возмущен попытками установить в Санкт-Петербурге памятную доску Колчаку
06.10.2016
Все статьи темы
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Русский Иван
10.12.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от Капитон
17.09.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Советский недобиток
12.12.2019
Национальное унижение в спорте как возможная причина революции
Новый комментарий от Советский недобиток
13.12.2019
Потерянный выход
Новый комментарий от Русская из Средней Азии
20.11.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от S. O.
11.12.2019