itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Митрополит Питирим был действительно потрясающе интересным человеком»

Прошло пять лет со дня блаженной кончины одного из известнейших иерархов Русской православной церкви – митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима

0
146
Время на чтение 11 минут

С именем владыки связана целая эпоха в жизни нашей Церкви. Он словно облагораживал все вокруг себя. Благодаря митрополиту Питириму немало и известных, и простых людей нашли путь к храму. В нынешнем году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при участии фонда широко отмечалось 80-летие со дня рождения владыки. После его кончины в стенах МГУПС-МИИТ (Московский государственный университет путей сообщения, в недавнем прошлом Московский институт инженеров железнодорожного трансорта), где в 1943-1946 годах учился будущий иерарх Церкви, создан благотворительный фонд «Наследие митрополита Питирима». Своими воспоминаниями о владыке делится первый проректор МГУПС-МИИТ профессор А. А. Выгнанов.

- Александр Апполонович, МИИТ по праву гордится, что его студентом, а в конце своего жизненного пути профессором был митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. А когда вы сами познакомились с владыкой?  

- Особую любовь, трогательную, но и, как всегда, деятельную, владыка питал к своей аlma мater. Нам было известно, что у нас в МИИТе учился митрополит Питирим. Но случая познакомиться с ним все не представлялось. Познакомились в 1996-м, когда мы готовились отмечать 100-летие нашего университета. На этом празднике владыка был одним из самых почетных гостей. Выступил с приветствием и благословил наш коллектив успешно трудиться следующие 100 лет.

После нашего знакомства владыка стал бывать у нас в МИИТе на всех торжественных мероприятиях и концертах.  

С марта 1999 года начал работать общеуниверситетский постоянно действующий семинар «Духовный мир человека на пороге третьего тысячелетия». На заседаниях семинара выступали православные ученые, священники. Председателем семинара до своей кончины был владыка Питирим. Несмотря на крайнюю занятость, он часто принимал участие в заседаниях семинара, выступал перед слушателями. 

Усилиями владыки в МИИТе в ноябре 2001 года начала работу кафедра теологии, а предмет этот был введен в курс общегуманитарной подготовки инженеров. 

Владыка посещал занятия, очень требовательно относился в первую очередь к себе, но также и к другим преподавателям. Сам он был блестящим лектором. На его занятия ходили не только студенты, но и преподаватели, и сотрудники разных кафедр университета. 

При создании первой среди инженерных высших учебных заведений России кафедры теологии владыка просил предоставлять полную характеристику всех кандидатов в преподаватели. Отбор был очень строгий. С каждым кандидатом владыка обязательно беседовал. Он просил ответить, в чем кандидат в преподаватели видит цель обучения студентов, выделить направления, которыми более всего владеет, рассказать, чем он, кроме преподавания, может быть полезен кафедре. 

Владыка принял деятельное участие и в возрождении Никольского домового храма МИИТа. Эту идею он высказал еще в середине 1990-х. Было, конечно, непросто - в числе первых восстановить церковь внутри гражданского вуза. Но владыка всех нас - и ректорат, и преподавателей, и студентов - настроил на то, что это надо обязательно сделать. 

И вот 26 апреля 2001 года храм освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении митрополита Питирима. 

- Почему к владыке так тянулись люди? 

- Митрополит Питирим был действительно потрясающе интересным человеком. Его обаяние всегда притягивало к нему самых разных людей. 

Он умел тонко чувствовать собеседника, любую аудиторию. Общение с ним было всегда школой для любого думающего человека. Он всех поражал своей энциклопедичностью - глубокими знаниями не только истории христианства, особенно Православия, но и в самых разных сферах. Митрополит Питирим был еще и художником, и музыкантом, и прекрасным фотографом… Владыка прекрасно знал русскую поэзию. Любимым поэтом у него был Тютчев. Любил музыкальные произведения на его стихи. Скажем, «Весенние воды», «Сирень». Из композиторов любил Рахманинова, его «Всенощную». 

В своих выступлениях он всегда мог сказать самое главное, именно то, чего от него ждала аудитория. 

Владыка никогда не выступал с призывом: «Давайте построим царство свободы, высокой нравственности, культуры!» Да, мечтать об этом можно. Но есть цели, которые нужно успеть в своей земной жизни реализовать. Поэтому владыка всегда был предельно конкретен в постановке задач. 

Он был философом. И философом прозорливым. Умел быстро проанализировать ситуацию и сделать какие-то прогнозы - краткосрочные, долгосрочные и, соответственно, выделял цели ближайшие и более дальние.

Любил выступать перед студентами первых курсов МИИТа. В отличие от тех, кто выступал с назиданиями, он единственный говорил очень лаконично, искренно, продуманно. И это действительно записывалось в память, западало в душу. 

На встречах с нашими студентами общие призывы типа «Учиться, учиться!» он не делал. А если и говорил, что нужно овладевать знаниями, то опирался на собственный пример, вспоминая, как ему в свое время учеба в МИИТе помогла стать организованным, рациональным в расходовании бюджета собственного времени человеком, умеющим поставить цель и выверить путь к ее достижению. Если он произносил слово «учиться», то тут же пояснял «почему надо учиться, особенно сегодня, и на что обратить внимание». 

Как известно, практически вся инженерная школа в России началась со специалистов железнодорожного транспорта. И сегодня транспорт играет решающую роль в развитии любой национальной экономики и вообще в развитии цивилизации. Общаясь со студентами МИИТа, митрополит Питирим всегда это подчеркивал. 

Владыка вновь и вновь повторял молодежи, что надо овладевать не только профессиональными навыками, знаниями, но и обязательно быть порядочным и культурным человеком. 

Митрополит Питирим хорошо понимал международную ситуацию. «Мне не представляется, - это одно из его предвидений, которые он неоднократно высказывал, - что нынешняя Россия может стать одним из могущественных центров экономического влияния, каким был в свое время Советский Союз…». Но в то же время он постоянно подчеркивал: «Тем не менее, Россия сохранит и, более того, преумножит достижения как мировой центр духовности и культуры». В этом он был не только глубоко убежден, но и многое для этого делал. 

Его деловитость сопровождалась продуманным воздействием на умы и души людей. 

В то же время митрополит Питирим был потрясающе деликатен в постановке проблем и никогда не адресовал просьб. Но если его собеседник был чутким, то он понимал: владыка нуждается в какой-то поддержке. Или даже не он лично, а кто-то другой, о ком он сейчас говорит. И тут собеседник владыки реально оценивал, чем может помочь. 

Думаю, его земной путь был предопреден свыше. А также всеми предшествующими поколениями его семьи. Он же стал священнослужителем в девятом поколении. 

Все, кому довелось знать митрополита Питирима, не могли не заметить его аристократизма в лучшем смысле слова. 

- Что вам более всего в митрополите Питириме запомнилось?

- Владыку часто приглашали на всевозможные мероприятия на разных уровнях (иногда он приглашал и меня с собой), после которых устраивались фуршеты - «междусобойчики», где один говорит что-то свеженькое, другой что-то вспоминает. Владыка и здесь всегда был в центре внимания.

Какое у него было тонкое чувство юмора! На таких встречах он непременно рассказывал что-нибудь красочное, смешное из своей коллекции историй известных и малоизвестных.

Когда его спрашивали, почему одни верят в Бога, а другие нет, он шутил: «Мы все - верующие! Кто-то верит, что Бог есть. А кто-то, что Бога нет». 

Не буду сейчас пересказывать другие его замечания, шутки и просто иронические выражения. Отмечу лишь, что он умел шутить, знал, как пошутить, в какое время. 

Меня всегда поражала его афористичность. Настолько ясно он думал и логично мог изложить. Владыка Питирим многим политикам давал уроки ораторского искусства.

На любом торжестве владыка никогда не говорил более полутора-двух минут. Но слова его были настолько точны и продуманны, что глубоко ложились на ум и сердце, оставаясь в памяти на долгие годы. В 2002 году начальник Пограничных войск России генерал-полковник Тоцкий пригласил митрополита Питирима в ГКЗ «Россия», где проходило собрание по случаю 70-летия отдельного погранотряда Москвы. Туда владыка пригласил и меня.

Никто не знал, что ему придется выступать. Но, открывая вечер, генерал-полковник Тоцкий сказал, что не хотел бы начинать это торжество, пока собравшихся в зале не благословит выдающийся иерарх Русской Церкви митрополит Питирим.

Оценивая про себя эту ситуацию, я, профессор университета, подумал, что же можно сказать такое (когда ты не готовился), чтобы запомнилось навсегда, и как продумать это выступление в течение 15 секунд пока поднимаешься на сцену. Кстати, еще я всегда подчеркиваю, когда говорю о владыке, что у него была не походка, а именно поступь. Другого слова я подобрать не могу. 

Митрополит Питирим поднялся на сцену и сказал буквально следующее: «Граница между добром и злом всегда проходит через сердце. Вам выпала высокая честь охранять сердце России - Москву от зла. Я желаю вам в этом преуспеть». 

Овация зала. Все! А что еще?! И это запомнится на всю жизнь - у кого есть память, у кого есть сердце. 

И примеров такого его красноречия несть числа. Слава Богу, сохранилось порядка 90 аудио- и видеозаписей с выступлениями владыки.

По средам он читал у нас в МИИТе лекции. На них я тоже бывал. А после лекций в моем кабинете мы пили с ним вдвоем кофе, вели доверительные, непринужденные беседы, обсуждали многие проблемы. 

Говорили и о возрождении Иосифо-Волоцкого монастыря, наместником которого был многие годы до своей блаженной кончины владыка. Обитель требовала непрестанных забот - реставрация, археологические работы, книгоиздательская деятельность… И он делился своими мыслями по этому поводу. 

Владыка стал наместником обители в годы, когда монастыри только начинали возвращать Русской православной церкви. Еще не накоплен был опыт их восстановления. Тем не менее, владыка уже думал не только о строительно-реставрационных работах, но и о возрождении традиций. 

Как известно, Иосифо-Волоцкий монастырь всегда был крупным книжным центром, где подвизались богословы и историки Церкви. Эту традицию заложил основатель обители - преподобный Иосиф, а продолжили такие столпы русского летописания и церковной историографии, как митрополиты Московские и всея Руси Даниил и Макарий. Поэтому владыка Питирим стремился возродить монастырь именно как научно-культурный центр Русской православной церкви. 

При нем совершилось обретение мощей преподобного Иосифа Волоцкого. И одного этого достаточно, чтобы войти в историю Православия.

Владыка проделал колоссальную работу по реконструкции Успенского собора, по укреплению фундамента самого монастыря, по развитию инфраструктуры.

Думал он и о том, чтобы обитель стала ядром экономического возрождения края, и о старых традициях монастырской благотворительности…

Но, увы, не все получалось так, как он хотел. Если сегодня сопоставить его деятельность с трудами молодых священнослужителей по возрождению других обителей, то, на первый взгляд, многие из них за короткий срок добиваются более заметных результатов.

Ставя высокие цели, владыка Питирим никогда не придерживался пресловутого принципа «цель оправдывает любые средства». Он восстанавливал монастырь только «чистыми руками». Не привлекал к таким делам каких-то случайных или, я бы сказал мягко, нечистоплотных людей. Это еще раз подтверждает, что он был чист не только помыслами, но и своей деятельностью. 

- И он никогда не ошибался в людях?  

- Иногда и ошибался. Но всегда оценивал людей по поступкам. Если видел, что кто-то хотел использовать авторитет Церкви для достижения своей личной небескорыстной цели, то таким людям он прямо говорил: «Больше никаких контактов с вами я иметь не хочу и не могу». 

Кто-то дал деньги, скажем, на золочение купола. И потом его поминают в святцах, награждают… А то, каким путем у этого человека появились деньги, часто в расчет не принимается. Этого владыка не допускал. 

Не было одного штриха, который меня бы насторожил или огорчил за те без малого семь лет нашего тесного сотрудничества и общения с владыкой Питиримом... 

Нередко он спрашивал у меня: «Александр Апполонович, как вы считаете, уместно я сказал вот это и другое, никого не задел, никого не обидел? Правильно ли посоветовал, как вы считаете?» 

Меня это всегда потрясало. Хотя владыка всегда вел себя мудро и предельно щепетильно с любым собеседником, даже такой глубокий человек, как он, потом сомневался: вдруг какой-то его совет, назидание прозвучали так, что кто-то задет. 

- МИИТу принадлежит заслуга возрождения стройотрядовского движения в стране. К концу движения ССО советского времени изменились приоритеты: на первый план выдвинулось зарабатывание денег. Но ведь главная цель движения - духовное и патриотическое воспитание студенческой молодежи. Символично, что первый после длительного перерыва миитовский отряд отправился в 1996 году, в год 100-летия вашего вуза, на реставрацию Иосифо-Волоцкого монастыря. 

- Митрополит Питирим благословил безвозмездный труд студентов. Мы нашли 20 добровольцев. Это были ребята, скажем так, вполне современного вида. Увидев их, владыка пошутил: «Александр Апполонович, если я встречу таких вот ребят на улице в вечернее время, постараюсь отойти в сторонку». 

И наш ректор Борис Алексеевич Левин, и я приезжали в Иосифо-Волоцкий монастырь каждую неделю.  

Когда я приехал туда через месяц, ближе к завершению работы этого отряда, все 20 человек перестали курить. А если кто-то и курил, то только за оградой монастыря. И как высокую честь они воспринимали встречи с владыкой. Поменялся и тон их разговоров.  

«Александр Апполонович, если можно, попросите владыку, чтобы он сфотографировался с нами на память», - услышал я просьбу наших студентов.  

После этой поездки они, во-первых, изменили в лучшую сторону свое отношение к учебе. Во-вторых, многие из них стали посещать храм. И, в-третьих, до конца учебы они ежегодно ездили в монастырь и безвозмездно помогали в различных работах. 

Прямо на моих глазах происходила их психологическая, нравственная метаморфоза. Эти ребята поверили, что есть светлое начало в нашей жизни, несмотря на все ее проблемы. Но они и поняли, что о светлом надо не только мечтать - для этого надо и потрудиться. 

И сегодня, когда владыки нет с нами, наши отряды по-прежнему безвозмездно продолжают работать в монастыре. 

- Уже пятый год существует благотворительный фонд «Наследие митрополита Питирима». Расскажите, пожалуйста, о его деятельности. 

- Когда сегодня вспоминаю владыку, то всегда выступаю с тезисом: он был чрезвычайно деятельным и результативным в своей деятельности человеком.

В этой связи память о нем тоже должна быть деятельной. Поэтому в марте 2004 года по инициативе ректора МИИТ доктора технических наук, профессора Бориса Алексеевича Левина именно на базе нашего вуза был создан фонд «Наследие митрополита Питирима». 

При участии фонда выполнена хрустальная копия самого большого действующего колокола «Царь» и вручена Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II на приеме в связи с 525-летием Иосифо-Волоцкого монастыря. В честь этой даты священноначалию Русской православной церкви и благотворителям монастыря вручены также памятные серебряные медали. 

При содействии Московского метрополитена и его руководителя Дмитрия Гаева 26 октября прошлого года на Даниловском кладбище был открыт памятник владыке. 

Установлены также его барельеф в домовом храме МИИТа и гранитный крест в Иосифо-Волоцком монастыре в память всех его строителей и игуменов. 

Ежегодно организуются «Питиримовские чтения». 

Изданы книги «Новый Завет Господа Иисуса Христа», «Жизнь и чудеса преподобного Иосифа Волоцкого», а для книги воспоминаний о митрополите Питириме собираются материалы. 

Сняты два документальных фильма о подвижнической деятельности владыки. 

Одним словом, фонд, в работе которого участвует ряд авторитетных людей и организаций, делает немало не только для увековечения памяти приснопамятного владыки, но и для духовного воспитания как студентов МИИТа, так и юных граждан России. 

И еще мы пытаемся осуществить те идеи, которые не успел реализовать владыка. 

Известно, что значительная часть нашей технической интеллигенции еще с XIX века была брошена в омут самого примитивного материализма и атеизма, и Церковь очень часто не могла, как говорится, «подобрать ключи» к душам наших инженеров и ученых. Владыка Питирим не только умел говорить на понятном им языке, улавливать их духовные потребности, но и сознавал исключительную важность наведения этих мостов. Многогранная церковно-общественная деятельность владыки как бы «сшивала исторические российские разрывы». Недаром митрополита Питирима еще при жизни мы с любовью называли «наш железнодорожный батюшка». 

Его совместные с руководством нашего университета усилия привнесли в облик старейшего железнодорожного вуза России множество изменений, сделавших МГУПС-МИИТ в еще большей мере правопреемником знаменитого Императорского училища, основанного царем-страстотерпцем Николаем. 

Сегодня в Московском университете путей сообщения бережно хранят все, что связано с именем митрополита Питирима. Наш ректор Борис Алексеевич Левин, вспоминая его подвижническую деятельность, постоянно подчеркивает: «Чем дальше тот день, когда мы простились с владыкой Питиримом, тем более каждый из нас ощущает потребность в общении с ним. По-новому и с особым почтением вспоминаются слова и поступки этого великого человека. И все мы, кто знал владыку Питирима, испытываем определенное тяготение друг к другу. Хочется еще раз вспомнить его и обменяться воспоминаниями». 

http://www.stoletie.ru/print.php?printid=12342

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Выгнанов
"Общение с владыкой Питиримом было всегда школой для любого думающего человека"
Интервью с проректором МГУПС-МИИТ профессором А. А. Выгнановым
06.11.2006
Все статьи Александр Выгнанов
Последние комментарии