itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Если человек работает до старости - значит, он все еще нужен"

Интервью с протоиереем Павлом Волковым, настоятелем Никольского храма в Каракасе (Венесуэла)

0
141
Время на чтение 5 минут

История Русской Церкви в Венесуэле берет свое начало в 1948 году, когда инженер К.Е. Гартман соорудил на своем земельном участке временную деревянную церквушку. В 1950 году в Валенсии появился храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». А в 1953-м был заложен первый каменный храм и в Каракасе - церковь Успения Божией Матери. Кафедральный Никольский собор был построен в 1955 году в столичном районе Дос Каминос. Однако за последнее время численность русской диаспоры резко сократилась. Низкий уровень жизни, рост преступности и правительственный курс на строительство социализма вынудил многих русских эмигрантов покинуть страну, которая когда-то стала им второй родиной. В настоящее время русские общины в Каракасе, Валенсии, Маракае и Баркесименто опекают всего два священника, находящихся в юрисдикции Русской Православной Церкви за границей. В столице Венесуэлы эту миссию вот уже 28 лет осуществляет протоиерей Павел Волков. Сейчас отцу Павлу 86 лет, но каждое воскресенье он служит литургию и обращается к пастве со словом назидания. Накануне Дней России в странах Латинской Америки венесуэльский пастырь любезно согласился дать интервью сайту «Православие.Ру».

- Отец Павел, расскажите о вашем приходе.

- Раньше у нас прихожан было много - в Каракасе были наши эмигранты. И люди ходили в храм Божий. Первый храм был в районе Альтависта - малый храм, деревянный, временный. И он был всегда наполнен - всегда было полно народу, так что люди не помещались все. Но не уходили в сторону - нет! Внимательно слушали службу Божию. Со временем оттуда люди распылились по всему городу - находили более подходящие места, разжились. Молодежь подрастала, многие вышли замуж или женились на здешних, на иностранках. И таким образом наша колония очень рассеялась. Не только в физическом отношении - и в духовном отношении рассеялась. И уже их дети - очень многие из них - потеряли свое лицо. Да и мы, старые, тоже потеряли свою физиономию. Многие из нас, людей и пожилых, и старых, уже не имеют психологии русского человека. Разводнились мы.

- Сколько народу все-таки приходит в храм на службу?

- На службу приходит примерно двадцать-тридцать человек, иногда и сорок-пятьдесят. В зависимости от времени года и от праздника. Когда каникулы детские, конечно, люди уезжают из города.

- Говорят, что многие прихожане не приходят на службу, потому что боятся ходить по улицам.

- Боятся приходить, потому что негде поставить машину. Поставишь на улице - она может исчезнуть. А машину приобрести не так просто, даже старую машину. У меня была машина 1980 года - и ее у меня украли.

- Сегодня Венесуэла слывет не самой безопасной страной. Когда это началось?

- Это началась с 1958 года. Конечно, не в такой степени, но все эти процессы углубляются - кражи и так далее. А кроме того причина еще и в том, что люди бегут из деревни. Крестьянин уничтожается, можно сказать, и бежит в город. «Если в городе живет какое-то количество миллионов населения, так и я там проживу! Или работенку найду такую-сякую, или начну "промышлять"». Вот психология человека.

- Венесуэльские власти помогают храму?

- Нет. Но мы ни от кого и не просим помощи.

- Но приходу приходится платить коммунальные платежи?

- И это стоит немало. Государство считает, что храм - это учреждение как бы коммерческое. Так что и цены соответствующие - гораздо большие цены. На все - на воду, на электричество и так далее.

- Сколько в Венесуэле русских приходов и сколько священников?

- На этот вопрос очень трудно ответить. Потому что люди наши разбросаны по всей стране. В Баркесименто у нас имеется храм святителя Николая Чудотворца. В Валенсии - Курской иконы Божией Матери. В Маракае - храм первоверховных апостолов Петра и Павла. И в других местах имеются общины. Быть может, нет храма, но люди имеются. Принадлежат они какому приходу или нет - неизвестно. Но главное - священников нет, духовенства нет. Вот недавно поставлен сравнительно молодой священник Кирилл Жолткевич.

- То есть всего два священника?

- Только два священника.

- Сколько здесь раньше было русских?

- Я думаю, что в Венесуэле было две или две с половиной тысячи русских эмигрантов. Но начали уезжать. В последнее время уехало очень много. В Соединенные Штаты, в Канаду, в Австралию, в ту же Европу - разъехались люди. И в Россию тоже некоторые уехали.

- Можно ли говорить о том, что русская диаспора в Венесуэле живет общей жизнью?

- Нет ее у нас. С самого начала русская эмиграция здесь собиралась со всего света, из разных стран, с разным воспитанием, привычками и так далее - им трудно было как-то сгруппироваться. Группировались только вокруг храма. Церковь объединяла. И храмы строились.

- Кто строил Никольский собор?

- Наши же люди. По копейке давали и строили. И построили себе храм Божий. Люди, которые еще чувствуют и знают, что они православные - то есть не потеряли свою физиономию - они приходят в храм Божий. Но есть и те, которые потеряли свое лицо. Что значит «потерять свою физиономию»? Это значит - потерять веру православную. Такому человеку все равно - что католическая, что православная или какая другая религия. Эти люди уже без физиономии. Они никто и ничто.

- Какой вклад в жизнь Венесуэлы внесли русские специалисты?

- Вклад очень большой. Сюда приглашали наших людей из Европы - беженцев-специалистов. Власть имущие в этой стране в то время старались прежде всего поднять стандарт жизни. Рабочие, строители, инженеры - все они принимались с большой радостью. Как и люди с земли - агрономы и люди, которые способны взять кирку, лопату, что-то сеять - крестьяне. Эмиграция маленькая, но все-таки дала немало. И наша эмиграция была в этой стране уважаема.

- Как ваша семья попала в Венесуэлу?

- Сначала моя мать сюда попала с сестрами. А я позже прибыл - из Югославии. Югославия была до Второй мировой войны действительно замечательной страной. Прекрасные люди и замечательное море - Адриатическое. И все группы этнические в Югославии до войны жили в мире и спокойствии между собой.

- Кем вы работали? Чем на хлеб зарабатывали?

- Я стоматолог. Когда я сюда приехал, в 1952 году, я поступил учиться и получил здесь диплом, чтобы можно было работать. Открыл кабинет и работал до последнего - до 80-ти лет. Когда мне исполнилось 80 лет, я прекратил работу.

- А сейчас вам сколько?

- Сколько мне сейчас? Всего лишь 86. Молодой человек, да?

- Вам 86 лет и каждое воскресенье вы служите в храме. Откуда же берутся силы?

- Силы? Господь дает силы. Если человек работает до 80, до 90, до 100 лет - значит он нужен. Если человек не нужен, он засыхает или пропадает. Это уже Господь знает. Значит, до сих пор почему-то я нужен: для других, для прихожан, для храма. И для себя - по недостоинству человека его терпит Господь.

- Сколько лет вы служите как священник?

- Ну, я, видите ли, довольно старый человек. Но священник я молодой - всего лишь с 1980 года - 28 лет.

- Расскажите про ваших детей.

- Детей у меня трое. Старшему 60 лет, он зубной врач. Средний сын работает при храме. И младшая дочь - тоже зубной врач.

- Что вы думаете о будущем русской диаспоры в Венесуэле?

- Что я могу сказать? У каждого своя дорога. Я могу сказать про себя. Свое будущее как эмигранта в Венесуэле я уже приготовил. Я себе построил дом трехэтажный - крепкий, надежный. Только вы себе представляете дом трехэтажный с балконами, с окнами и так далее… Нет, не такой. Он вниз, в три этажа. Как бомбоубежище - замечательный дом. Вот это мое будущее. В каком этаже я буду жить - не могу вам сказать. То ли в самом нижнем, то ли в среднем, то ли в самом верхнем - как Бог положит. Это на южном кладбище.

http://www.pravoslavie.ru/guest/28114.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30