Судьбоносное лето

0
116
Время на чтение 6 минут

Нынешним летом в жизни Дмитрия Головнева произошло сразу несколько событий, которые принято называть судьбоносными.

Если следовать хронологическому порядку, то первыми случились выпускные экзамены,   а с ними - и  успешное завершение учебы в   псковском духовном училище. Вторым событием стала свадьба - венчание. Женился Дмитрий на своей же однокурснице - Юлии.  Третье и четвертое последовали друг за другом с разницей   всего в неделю. Сначала - рукоположение во дьяконы в день Собора Апостолов. Таинство происходило в одном из заповеднейших уголков псковской земли - в Малах. Там, где словами молитвы наполнено, кажется,  все пространство вокруг и настолько, насколько возможно охватить взглядом. Намоленное место - говорят в таких случаях.

Святая  земля - это чувствует каждый, хотя бы раз спустившийся  со склона холма к храму Рождества Христова, и далее - на берег озера.

А спустя всего  неделю после Мальского воскресенья митрополит Псковский и Великолукский Евсевий рукоположил Дмитрия во священники. Так он стал одним из самых молодых батюшек в псковской Епархии.  Дмитрию исполнилось 23 года. Официально именно  с этого момента  и началось его Служение. Пока - в Троицком соборе, где традиция наставничества, помощи молодым священникам развита и поддерживается всемерно.

А неофициально, его путь к храму  начался в детстве.

С крещения.  Тогда ему  уже исполнилось 7 лет, так что событие в детской памяти зафиксировалось с подробностями, отчетливо, хотя и без осознания  важности. И крестился Дмитрий   одновременно с мамой, пришедшей в храм через скорби и болезнь.  По молитве, по вере искренней, исцеление ей было даровано.   С тех пор ее жизнь неразрывно связана с Церковью, с Верой.  Ее путь привел в Снетогорский монастырь, к которому и у Дмитрия сложилось  свое, личное отношение. Но это - сейчас.

Спустя же пять лет после крещения,  случилось, как и положено,  первое причастие, а с ним  произошел  и плавный переход  от детского непосредственного, в чем-то не лишенного наивности,  восприятия православия к более взрослому, сокровенному  осмыслению Веры, постижению сути христианства.  И в этом очень личном и глубоком процессе немалую роль сыграл духовник Дмитрия - отец Сергий, служивший настоятелем  в одном из белорусских соборов Полоцкой Епархии.

- Он вдохновлял примером, своим отношением к службе в храме, всегдашней готовностью служить без всяких послаблений. Для него служба - это то главное, что  не зависит ни от людей, ни от каких-то  жизненных обстоятельств. Вдохновлял он и отношением к людям:  к каждому относился   с любовью, серьезно. Никогда никого не прогонит, никого не обидит невниманием, небрежным словом.

Одним из самых ярких воспоминаний общения с духовным наставником  для Дмитрия по сей день остаются  службы в деревенской церкви, особенно зимой, когда по 7-8 часов приходилось проводить в не отапливаемом храме.

Когда учеба в школе подходила к завершению,   вопрос о том, что делать в жизни дальше, встал и перед Дмитрием, так же естественно, как и перед каждым выпускником. С одной стороны  сомнений в том, что его жизненный путь будет связан с церковью,  лично  у него не возникало. Но и предпосылок к осознанию того, что этот путь уже начинается, тоже не случилось. Возникала мысль связать свою жизнь и со спортом. Тем более, что учился Дмитрий в школе олимпийского резерва, всерьез занимался атлетикой, метанием молота. Именно спорт научил будущего священника дисциплине, помог развиться физически. Именно спорт развил навыки общения,  что особенно отчетливо проявилось время работы будущего священника в летнем православном лагере - во время студенческих каникул.  Спорт сближает людей,  естественно вызывает чувство доверия друг к другу. Именно спорт в свое время помог и Дмитрию  избежать соблазнов улицы.

Но все-таки  спорт не стал его будущим. Были попытки, обусловленные обстоятельствами жизни, потрудиться и в светских учреждениях. И работалось вроде бы нормально, и на отношения с коллегами жаловаться не приходилось. А душа чувствовала себя неспокойно, томилась, ей  все равно чего-то не хватало.

- Если мне за неделю не удавалось побывать в храме на богослужении, я чувствовал себя просто невыносимо, казалось, что все эти дни без службы прожиты зря, впустую.

Сомнения разрешил  духовник за наставлением на будущую жизнь благословивший  Дмитрия на поездку в  Псков,  к архимандриту Гермогену, священнику Снетогорского монастыря.

Так Дмитрий впервые попал на псковскую землю, вовсе не помышляя, что очень скоро она станет для него близкой. Отец  Гермоген выслушал юношу с пониманием и на его желание поступать в духовную семинарию отреагировал благожелательно, отметив лишь, что прежде не мешало  бы поучиться в духовном училище.

А дальше была армия: отслужив положенный срок, вернувшись домой, Дмитрий вновь встречается с отцом Гермогеном, который стал его духовным наставником и дал рекомендацию для учебы в псковском духовном училище. Студенческие годы, как это всегда бывает, независимо от того,  где именно довелось учиться, не проходят, а пролетают моментально. Но остаются в памяти навсегда, со временем становясь источником тепла и света, согревающим сердце в самые ненастные дни.

Чем запомнится Дмитрию его студенческая пора?

- Прежде всего,   общением,  с духовенством - напрямую, без посредников, неофициально. У меня никогда прежде такого опыта не было. А такое общение с преподавателями, наставниками, священниками епархии - оно многому учит, много дает.  Я понял несколько очень важных для себя вещей. Во-первых, нас учили не просто усваивать какую-то, пусть даже очень важную информацию, не заучивать абзацами текст наизусть без осмысления. Нас учили учиться: чтобы мы сами могли найти, получить и воспользоваться необходимыми знаниями. Такие навыки не забываются никогда. А во-вторых,  я понял, что священник  должен учиться всю свою жизнь. И не только богословию, хотя и этот путь познания нескончаем и крайне важен. Наша главная информационная база - нравственная. Святоотеческий опыт  - велик и богат и никогда не устаревает. Хотя, казалось бы,  многие из святых отцов жили в 3-4 веках, а  читаешь то, что они оставили нам, и понимаешь, насколько современно звучат их мысли, насколько современен их опыт. А учиться приходится всему,  с чем сталкивает в жизнь. И никакие знания лишними не бывают. Ведь даже основы психологии - и те важно знать, чтобы общаться с людьми, чтобы ненароком не обидеть,  чтобы точно понять в какой помощи нуждается человек.

Еще мне запомнятся  архиерейские Богослужения. Мне нравится,  как служит наш Митрополит: строго по уставу. Вообще, отношение Владыки - оно поражает своей любовью, ко всем приходящим. Он в нашем училище бывает часто. И всех студентов знает, если и не по имени, то в лицо - точно. И к каждому у него свое отношение. Да, бывает строг, но уже через минуту он улыбнется тебе, со словом обратится и чувствуешь, что никакой обиды не остается, никакого иного чувства, кроме благодарности.

О предстоящем рукоположении Дмитрий узнал  от Митрополита Евсевия за несколько дней до совершения таинства. Суть которого - сокровенна.  Владыка, возложив руки на коленопреклоненного перед престолом ставленника, молится,  ниспрашивая   благодати  Божией. Какие чувства испытывает при этом будущий священнослужитель?

-  Это действительно таинство, сокровенное, невыразимое. Подобное ощущение я испытал при венчании: как будто все, что происходит - происходит не со мной. А следом  приходит чувство, очень похожее на страх - за ту меру ответственности, которая теперь лежит на тебе.   Более глубокое осмысление произошедшего приходит позже. Понимаю, что выбор сделан, ни о чем не сожалею. Я шел к этому, готовился, ждал.   Понимаю, что еще очень молод для того, чтобы   действительно стать таким, как те, кто учил и учит меня. Но понимаю и то, что опыт придет с годами. Рукоположение - это своего рубеж.  Все меняется... Вроде бы ты остаешься таким же как и был еще вчера. А на самом деле... Меняются  взгляды на жизнь, собственные проблемы. Все, что связано с тобой лично становится не то, чтобы мелочью, а менее значительными, чем то, что  переживают другие люди. Свое уходит на второй план, а чужое становится главным. Важным становится вопрос: что я могу сделать, что я должен сделать? Не для себя. А для того, кто обращается ко мне, как к священнику.

Сегодня люди, особенно молодые,  мало задумываются о собственной душе, о духовности.   И в церковь приходят в основном по скорби,   по болезни, а не потому, что чувствуют   потребность быть рядом с Господом, осознают свою греховность,  не потому  что испытывают муки совести.  Многие считают, что не нуждаются в Боге, живут для себя, удовлетворяя свои потребности. Хотелось бы, чтобы таких было как можно меньше. Хотелось бы изменить ситуацию, но это невозможно без государственной поддержки - четкой политической линии.

Я не знаю, что и как в моей жизни будет дальше. Всему свое время. Пока служу в Троицком соборе:   это тоже учеба для меня. И я - за то, чтобы поучиться подольше, чтобы набраться опыта, практики. Хотелось бы учиться и  дальше - в духовной семинарии. Может быть, в будущем году удастся поступить на заочное отделение.

Нынешнее лето стало для Дмитрия особым.   Жизнь не условно, а вполне отчетливо разделилась на две части:  на ту, что была до принятия сана, и ту,  какой она становится после. О прошлой известно все до мелочей.  О будущей сегодня говорить сложно. Лишь одно несомненно: дорога жизни привела Дмитрия к храму и в храм. Быть священником - значит быть ответственным за людей, доверивших свою жизнь православному наставнику. Это то главное, что Дмитрий уже осознал  и принял - всей душой.

 http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=3945

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35