itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Кресты над Волгой

0
196
Время на чтение 3 минуты

Отец Михаил вошел в мою жизнь очень легко - просто и органично. Наверное, именно так приходят к Богу. Во всяком случае, такая дорога была уготована мне. Но в тот момент я этого, разумеется, еще не знал и не понимал...

Священник Михаил Перегудов был на тот момент настоятелем Храма Михаила Архангела, что в Норском районе Ярославля. Мы познакомились поздней осенью 1990 года. Я работал в "Литературной Газете"; мой начальник вызвал меня и показал короткую заметку в "Известиях". Называлась она, кажется, "Немецкие кресты над Волгой". В заметке говорилось, что местная православная община занялась восстановлением немецкого военного кладбища, а отец Михаил эту инициативу благословил...

Я быстро собрался на поезд, ночью прибыл в Ярославль, а следующим утром уже был на шинном заводе, где в то время трудился один из авторов начинания. Мы поговорили, после чего мой собеседник заметил: "Надо еще с отченькой побеседовать. Обязательно надо...". Кому и для чего надо - для материала ли, лично ли для меня - он не уточнил.

Я сам понял это много позднее...

Норский район Ярославля (в обиходе - "Нора") вовсе не избалован вниманием гостей города, поэтому по адресу я добирался, что называется, "на перекладных", постоянно опрашивая местное население. Отца Михаила застал в огороде. Выслушав, кто я и откуда, он пригласил в дом. Мы сидели на террасе, пили чай. Говорили обо всем: что надо учиться видеть добро, что русский народ всегда умел любить и прощать ("Любите враги ваша..."), а прощение вовсе не означает оправдание; что душа русского человека, евангельская душа, воспринимает прощение как необходимость...

Расставаясь, я, кажется, уже тогда начал понимать: одной этой беседой знакомство наше не ограничится. Так оно и получилось.

"Простить не значит оправдать...". Позже я десятки раз буду цитировать отца Михаила; то в дискуссии, посвященной теме исторического примирения, то просто "про себя", работая над каким-нибудь текстом.

Спустя какое-то время я пригласил отца Михаила в Москву, на семинар, организованный редакцией. Тогда же он побывал у нас дома и поинтересовался, крещен ли наш сын. Мы честно признались, что пока только готовимся к этому шагу: Саше еще и года нет, маленький. Рано как-то его в храм нести, да и зима на дворе... "Да не надо никуда нести: я сам к вам приеду, здесь и обряд свершим. Не сейчас, на Пасху". На том и порешили.

Я умолчал, что сам на тот момент был некрещеным. Но отец Михаил об этом узнал, когда мы совместными усилиями выбирали из числа родственников кандидата на роль крестного отца. Потом, начиная таинство, он просто кивнул мне: вставай...

Так мы крестились вместе: мой сын, жена моя, мама, теща и аз грешный...

Казалось, теперь наши с отцом Михаилом дороги пересеклись надолго, если не навсегда. Хотя, почему "казалось": они действительно идут где-то рядом, я надеюсь... Просто на пути земном мы больше не пересеклись.

Я ушел из "ЛГ", отец Михаил стал настоятелем Храма Троицы. Куда-то затерялся телефон, по работе в Ярославль я больше не ездил. Да и не по работе - тоже...

Спустя два или три года проявил пленку - цветная негативная была в то время редкостью. Еще через пару лет нашел возможность ее распечатать.

О смерти отца Михаила я узнал из Интернета год или два назад,

сейчас уже не вспомню. Память словно вычеркивает какие-то второстепенные вещи, "кристаллизуя" внимание на главном. Скажем, с трудом вспоминаю и легко забываю, закрыв блокнот со старыми вырезками, имя того, первого ярославского собеседника, что с шинного завода; видимо, потому, что как-то в одном из редких телефонных разговоров отец Михаил признался, говоря о нем: разошлись наши пути-дорожки. И каждый раз, заказывая панихиду об упокоении души протоиерея Михаила Перегудова, невольно запинался, задаваясь вопросом: а вдруг? Интернет ведь, надо бы проверить...

В августе я, наконец, пришел к тому месту, к которому незримо шел все эти последние годы. Ярославль. "Нора". Берег Волги. На берегу - храм, где последние годы служил батюшка. И скромный деревянный крест с несколько выгоревшей, размытой дождями и просто влагой бумажной фотографией. Такой же несовершенной в цветовом плане, такой же бесценной, как те, что сохранились у меня...

Я легко нашел это место. Нашел благодаря трем абсолютно незнакомым юным художницам, работавшим над этюдами на Волжской набережной в самом центре города: "Священник Михаил Перегудов? Конечно, знали... И матушку Елену, она сейчас там же, при храме...".

И благодаря настоятелю соседнего храма: "Я рукоположен недавно, но отца Михаила знал очень хорошо... Матушка его сейчас здесь, в нашем храме. Нет-нет, не в Троицком. У нас ведь, знаете как: батюшки не стало, так и с матушкой распрощались... Давно говорили, что хорошо бы создать фонд помощи родственникам ушедших от нас священников...".

И долго потом стоял у ограды, мысленно переживая заново последние без малого двадцать лет. Под сенью крестов Троицкого храма, крестов над Волгой...

Помяни, Господи, от жития сего отошедшего и Тебе послужившего раба Твоего Михаила, и даруй ему Царствие Небесное!

http://www.foma.ru/articles/1881/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ярослав Скворцов
"Церковь должна стать духовным центром государства"
Доцент МГИМО считает, что участие верующих в решении насущных социальных проблем вернет общество к соборности
13.12.2006
Все статьи Ярослав Скворцов
Последние комментарии