itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Иран - новая ситуация

Генассамблея ООН по Украине 
0
123
Время на чтение 8 минут

«Нам не нужна бомба. Мы против бомб.

С политической точки зрения это бесполезно».

М. Ахмадинежад

 

Недолгая пауза в эскалации напряженности вокруг Ирана закончилась. К октябрю 2008 года стало понятно, что Иран не получит статус полноправного участника Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а значит, не сможет воспользоваться «ядерным зонтиком» ее лидеров - Китая и России, а также Индии и Пакистана, планировавших войти в 2008 году в число стран-членов этой влиятельной организации.

К осени 2008 года мировое экспертное сообщество почти забыло выводы ведущих американских специалистов о том, что Тегеран прекратил работы по производству атомной бомбы еще в 2003 году. В связи с иранской атомной программой вновь стали говорить о «красной черте». Утверждается (со ссылкой на израильские источники), что Иран сможет произвести атомную бомбу очень скоро - к 2010 году.

Войну против Ирана придется вести Соединенным Штатам, где демократы и республиканцы согласны относительно необходимости проведения военной операции, если иранская военная атомная программа окажется в шаге от завершения. Однако начало войны будет отложено до появления «очевидных свидетельств» и проведения хотя бы одного раунда переговоров в случае вероятной победы Обамы, который заявил о своей готовности к «агрессивной личной дипломатии» в отношении, как он говорит, «угрозы всем нам» - Исламской Республики Иран (ИРИ). Возможно, однако, это не устраивает команду «хромой утки», и в случае поражения Маккейна будет реализован сценарий «последнего выстрела», когда военная операция против Тегерана начнется накануне инаугурации нового президента Америки.

И именно в этот момент произошла утечка информации о том, что США уже в ноябре 2008 года предложат возобновить прямые дипломатические отношения с Ираном. Тут всё понятно: при отсутствии у американцев серьёзных точек опоры внутри Ирана только действующее посольство США в Тегеране могло бы стать центром координации в ходе планируемой войны. Речь идет именно о войне, то есть масштабной военной операции с установлением контроля над конкретными объектами и ключевыми иранскими городами, так как точечные бомбовые удары не могут гарантировать нужный результат. В Иране учтен мировой и, прежде всего, иракский опыт при строительстве стратегических объектов (уничтожение атомного центра в Ираке в 1981 г.) и обеспечена должная противовоздушная оборона.

Свергнув режим Саддама Хусейна под фальшивым предлогом борьбы с мифической атомной военной программой Ирака, США готовят такой же сценарий для Ирана.

Что ждет американскую армию в Иране? На какую победу может рассчитывать Вашингтон?

Иран и Ирак - страны, конечно, «восточные», но есть разница, которую следовало бы учитывать. Первое - численность и религиозная сплоченность населения Ирана. Иранцев более 72 млн. человек, из них 90% - мусульмане-шииты. Второе - география. Условия Ирана больше напоминают Афганистан, в котором увязли США и их союзники, а до них СССР и Англия. Третье - иранское руководство имеет опыт свержения шахского режима в 1979 году в условиях системного присутствия американцев в Иране и опирается на патриотично настроенную армию, воспитанную в духе священной жертвенной традиции борьбы за свободу и независимость - «культуры Ашура».

Сегодняшнему европейцу уже непонятны демонстрации 1914 года, ликующие по поводу начала войны и жаждущие крови врагов. Между тем граждане ИРИ почти 30 лет открыто демонстрируют именно эту готовность умереть несмотря ни на что. Дни поминовения (Ашура) шиитского имама аль-Хусайна ибн Али (Хусейна), убитого в 680 г., широко отмечаются в Иране. В траурных церемониях (таазие), сопровождающихся ритуальным самобичеванием, принимают участие практически все слои населения страны, включая личный состав армии и флота. Более чем тысячелетняя традиция Ашура и память о шиитских мучениках («шахидах»), героях, павших на поле боя за ислам, зажигает в сердцах верующих огонь сопротивления гнету, насилию и тирании, зовет их на бой за справедливость. Новые поколения граждан ИРИ, подобно героям иранского эпоса, во время таазие демонстрируют свою готовность повторить подвиг Хусейна, следуя путем свободы и независимости до конца.

О возможном исходе попытки вооруженного подавления режима Исламской республики в Иране высказался на одном из закрытых обедов с участием членов фракции Демократической партии в Сенате бывший директор ЦРУ и нынешний министр обороны США, известный специалист по России и СССР, причастный к скандалу «Иран-контрас» Роберт Гейтс. Именно при нем, кстати, в Пентагоне начали работу над текстом ультиматума, который должен был быть предъявлен Ирану в час «Х». Так вот, по информации одного из виднейших американских журналистов Сеймура Херша, Р.Гейтс предупредил сенаторов: следствием применения военной силы против Ирана будет то, что «мы создадим поколение джихадистов и наши внуки будут сражаться с нашими врагами здесь - в Америке». 

Уже сейчас можно подвести итоги 2008 года: и в Ираке, и в Афганистане всё говорит о тупике, в который зашла американская военная машина на «Большом Ближнем Востоке». В Ираке царит разруха, потерян потенциал современного развития и модернизации, нет устойчивой центральной власти, нарастают сепаратизм и насилие, законное народное правительство не создано до сих пор. В Афганистане, где боевые действия активно ведутся с 1979 года, талибы всерьез дестабилизировали традиционное общество, предложив модель «нового афганца», воспитанного без отца и матери в пакистанских центрах подготовки боевиков из детей афганских беженцев на основе радикальной интерпретации ислама и принципа бесчеловечного отношения к любой инаковости. Поддержка этими «современными манкуртами» «Аль-Каиды» не устроила их американских «крестных отцов», а война против всех не устроила Афганистан.

Почему-то об этом мало говорят, но и в Афганистане, и в Ираке были уничтожены бесценные памятники культуры древних цивилизаций (разграблены национальные музеи, взорван Бамиан, вновь разрушен Вавилон и т.д.). Ряд стран и ЮНЕСКО заявили свой протест, но их голос не был услышан. Никто не верил, что со свержением С. Хусейна одновременно будет уничтожена бесценная часть общего наследия человеческой цивилизации, но это произошло. Что станет с бесценными сокровищами иранской цивилизации? А если фанатики начнут разрушать Лувр или Лондонский музей - страны Евросоюза тоже будут молчаливыми наблюдателями? Вашингтон обязан дать весомые гарантии недопущения новой гуманитарной катастрофы в регионе, сохранения культурного наследия человечества в случае принятия им решения о начале войны против Ирана. Это решение должно получить поддержку Организации Объединенных Наций (ООН) в установленном порядке.

Каждый, кто знаком с Востоком, знает, что захватить власть мало, надо суметь ее удержать. Американским военным понятно, что США располагают силами для нанесения сокрушающего удара по Ирану. Но они не уверены в адекватном восприятии их мощи иранским военно-политическим руководством. Соблазн доказать свое первенство, однако, не должен заслонять здравого смысла. А практика всех силовых решений показывает только одно - на Востоке можно долго сжимать пружину, но рано или поздно она распрямится. В XIX веке англичане испытали это на своей шкуре в трёх англо-афганских войнах, а в одной из них чудом спасся только один человек из всей отступавшей на Джелалабад из Кабула английской армии.

Война, возможно, облегчит задачу американской администрации по свержению «режима аятолл», но, скорее всего, это станет пирровой победой. Для Вашингтона было бы логичнее, сохраняя военный навес над Ираном, применить уже испытанные средства - такие, как политика разрядки времен противостояния двух систем. Ведь, «как бы красива ни была стратегия, вам бы по случаю взглянуть на результаты» (У. Черчилль) . За время правления администрации Буша военно-политическая дестабилизация Ирака и Афганистана фактически соединила Средний и Ближний Восток в один регион. На фоне поверженного Ирака и относительной слабости соседних стран (арабские страны Персидского залива, страны Центральной Азии и Южного Кавказа) усиливающийся Иран с каждым годом все заметнее приобретает черты региональной сверхдержавы. А факт противостояния Америке придает Ирану статус глобального игрока, что заметно искажает общую картину в регионе, повышая значимость Ирана до уровня мировой державы.

А ведь после принятия Стамбульской инициативы и присоединения к ней арабских стран Персидского залива, введения воинских контингентов в Афганистан и создания военных баз в Центральной Азии, с «карманной» Грузией и опорой на натовскую Турцию, казалось, до полного установления американского господства в центре евразийского геополитического пространства рукой подать. Затем состоялся блицкриг в Ираке, на очереди был Иран, но здесь удача изменила Бушу. Сейчас только перманентная война в Ираке стоит американским налогоплательщикам более 8 млрд. долл. ежемесячно.

Сами иранцы надеются на то, что в условиях мирового финансового кризиса США не начнут очередную войну. Впрочем, не исключено и обратное - что новая война поможет забыть неудачи незаконченных, а новые военные расходы помогут экономике США справиться с кризисом, как этому, вероятно, будет способствовать и прогнозируемый коллапс нефтяного потока из зоны Персидского залива и Каспийского моря.

Тем временем американцы всячески препятствуют усилиям Тегерана по наращиванию своей обороноспособности под старым надуманным предлогом - не дать Ирану состояться в качестве ядерной державы. Так и не сумев убедить ООН в необходимости введения против Ирана новых санкций, США ввели их в отношении «Рособоронэкспорта» - официально уполномоченной российской государственной компании, обеспечивающей с санкции государства и в рамках соответствующих межгосударственных договоров и соглашений военно-техническое сотрудничество России с зарубежными странами. Министр иностранных дел России Сергей Лавров твердо заявил на это, что «если кому-то в Вашингтоне кажется, что таким образом США сделают Россию более покладистой для принятия американских подходов к урегулированию иранской ядерной проблемы, то это ошибка. Все наше сотрудничество с Ираном осуществляется в строгом соответствии с международным правом, нашими международными обязательствами и режимом экспортного контроля Российской Федерации». Военно-техническое сотрудничество с третьими странами осуществляют все производители вооружений и налагать санкции на государственного поставщика можно только в преддверии очень серьезных шагов.

В отличие от США европейские эксперты работают над «новым стартом». Признавая, что в 2003 году была допущена ошибка и что тогда нужно было приходить к соглашению с иранской стороной, они переосмысляют сейчас события прошедшего десятилетия. Всё чаще говорят о том, что, увлёкшись подавлением иранской программы мирного атома полного цикла, Запад «потерял Иран». Однако «Иран слишком значим для Запада, чтобы сводить все к формату атомной проблемы», - говорит Кристоф Бертрам из Института исследований безопасности Европейского Союза. Эксперт считает задачей дня пересмотр подхода Евросоюза к иранской проблеме, учитывая новую ситуацию - ослабление мощи США и смягчение внешней и внутриполитической линии Тегерана. Конечно, здесь большой вес имеет позиция Израиля. В качестве исторического аналога предлагаемого нового подхода к Ирану приводится политика разрядки (detente), выработанная в условиях «холодной войны», когда Советский Союз пугал капиталистический мир мечтами о всемирной коммунистической революции и Хрущев угрожал «закопать» Запад. Ситуация с «экспортом исламской революции» и антиизраильской риторикой напрашивается на прямые аналогии. Запад должен предложить Ирану политику разрядки (detente) или политику партнерства, но при этом четко заявить, что результатом любой иранской атаки на Израиль станут немедленные меры военного характера. В число гарантов безопасности Ирана предлагается включить США, страны Евросоюза («евротройку») и Россию.

России есть, что терять в случае исчезновения с карты мира Ирана - последнего острова стабильности в Центральной Евразии. Очередная геополитическая и гуманитарная катастрофа в регионе выведет на новый уровень международный терроризм и наркобизнес, тлеющие межэтнические конфликты, религиозный экстремизм, сломает процесс региональной интеграции и модернизации. Россия готова к поддержке всех конструктивных международных инициатив, направленных на мирное разрешение ситуации вокруг Ирана. При этом Москве необходимо уже сегодня четко представлять свои действия при любом варианте развития событий.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=1710

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Юртаев
Все статьи Владимир Юртаев
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Последние комментарии