Сочиняю проповеди в пробках

Часть 1.

0
149
Время на чтение 5 минут

Как грамотно организовать свой time management студенту, чтобы все успевать? Об этом мы поговорили с протоиереем Максимом Козловым, человеком, который не только все время работает с молодыми людьми, но и сам успешно совмещает множество занятий.

Протоиерей Максим Козлов - настоятель домового храма св. мч. Татианы при МГУ, профессор Московской духовной академии, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, главный инспектор учебного комитета. За годы преподавания в МДАиС опубликовал более 100 статей и переводов (патрология, библеистика, церковная история, публицистика) в церковной и светской прессе и несколько книг. Наиболее известны книги публицистического содержания: «400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни» и «200 детских вопросов и недетских ответов о вере, церкви и христианской жизни», «Последняя крепость», «Клир и мир». Принимал участие в написании первого вводного тома Православной энциклопедии, где им была написана статья «История духовного образования в Русской Православной Церкви».

«Сочиняю проповеди в пробках»

- Отче, как вы успеваете все совмещать в жизни ? И без каких-либо утрат?

- С одной стороны, утраты, конечно, имеют место. Потому что, скажем, научно-богословской деятельностью в результате в жизни я занимался и занимаюсь меньше, чем просит душа. Где-то храм страдает от преподавания или учебных и административных нагрузок. Где-то, напротив, мои студенты страдают из-за моей занятости по храмовым делам. Но, с другой стороны, скажи мне: «Откажись от чего-то своей волей, выбирай, от чего будешь отказываться, делай что-нибудь одно», то, пожалуй, и ни от чего бы не стал отказываться. Не только по принятии воли Божией - Господь дает, и отказываться грешно, и послушания нужно нести, пока силы есть, - но и потому что есть некоторое внутреннее ощущение некоторой, если угодно, взаимополезности для человека множественных трудов и послушаний. Учебные труды помогают мне не коснеть в приходских буднях. Семейные обязанности - не засыхать по отношению к студентам. Так одно с другим все время бывает связано. Так наиболее вразумительные тексты пишутся на коленке. Теперь уже не на страничке пером, а двумя пальцами на КПК в машине.

- Вы сами водите?!

- Да, но печатаю я в пробках! (Улыбается.) В пробках-то автомобиль вести не сложно. Главное не нервничать. Молитвенники молятся, а глупые думают. Вот я не молитвенник, поэтому все время что-то обдумываю, пишу. Благодаря постоянным московским пробкам у меня есть очень хорошая возможность подумать. Раньше я так собирался с мыслями в электричках до Сергиевого Посада.

- Так и к проповедям для своих прихожан можно подготовиться?

- Да, я не сторонник проповедей экспромтом, кроме особенных случаев. Конечно, в жизни каждого человека бывает минуты вдохновения, ощущения того, что вот сейчас тебе Господь что-то положил на сердце. Но это бывает в основном у простых людей. А у таких, как я, - редко, в совершенно каких-то особенных случаях. И одно дело - вдохновение, а другое дело - лень. Вдохновение - это дар Божий, а лень - это грех человеческий. Если мы будем позволять себе не готовиться к проповедям - ну вот Господь что-нибудь на душу положит, а мы что-нибудь наболтаем, - или эксплуатировать собственные прежние сказанные слова, воспоминания, то это получится халтура, то есть грех. По отношению к людям, стоящим в храме, это будет недолжно.

- Что дает вам внутреннюю силу с достоинством исполнять все взятые на себя обязательства?

- Сто тысяч раз благодарю избранную некогда по благословению духовника и по личному желанию кафедру классической филологии. Это была жесткая, а порой и жестокая школа на выживание. Кто-то тонул или переплывал в более спокойные отделения, где подобного экстрима не было. Но те, кто выживал на нашей кафедре, научались тому, как можно жить по большей части работая, с небольшими перерывами на сон и еще более редким досугом для себя самого. Так что кафедре нашей респект и вечная благодарность.

Время молитвы

- Для православных студентов, как, впрочем, и для всех людей, очень важна молитва. Здесь можно выделить две тенденции. Кто-то строго, каждый день читает утреннее и вечернее правило и считает, что на этом его ежедневная норма общения с Богом выполнена и дальше можно спокойно заниматься учебно-рабочими делами. Кто-то попросту не успевает этого делать. Кто-то читает молитвы в течение дня...

- Я считаю, что святые отцы и учителя Церкви знали, когда устанавливали для нас какие-то нормы молитвенного делания, которые, хоть и в сокращении, но все же сохранились. И для человека обычного, не монаха, не клирика, утренние и вечерние молитвы должны оставаться тем последним рубежом, ниже которого его молитвенная жизнь не должна опускаться. Хочется тебе молиться в течение дня - молись! Можешь Бога своими делами благодарить - благодари, можешь жить так, что человеки, смотрящие на твои глаза, будут освещаться светом Христовым, - живи!

- Как быть, если студенту хронически не хватает времени на чтение установленных молитв?

- Здесь мы должны быть честными. Бывают в жизни такие интервалы столь интенсивного существования, когда не остается 15 минут ни утром, ни вечером на сосредоточенную молитву. Но, прежде чем решить, что у меня такой интервал, нужно спросить себя откровенно: не ушло ли у меня полчаса на смотрение новостей по телевизору; не ушло ли у меня 40 минут на разговор по мобильному телефону, не связанный с сегодняшними актуальностями; сколько времени я провел сегодня за ужином, с пирожками и пирожными, которые сопровождали мою вечернюю еду? И так далее. Если на все эти вопросы мы ответим отрицательно: телевизор не смотрел, по телефону не болтал, пирожков с пирожными не переедал, лежа на диване, в потолок не плевал, пребывая в бесстрастном бездействии, то, безусловно, можно сказать: «Я, руководствуясь словом преподобного Серафима, находясь в крайнем изнеможении, подобно монахиням, которые по 16 часов в сутки трудились тяжелым физическим трудом и для которых он и дал свое сокращенное правило, его прочитаю и с миром на ложе свое улягусь или, наоборот, восставшее от него, быстренько побегу учиться». Это первое. А второе: если читаешь молитву короче, очень важно, чтобы не получилось, что читаешь ее еще и хуже. Часто человек, читающий сокращенное правило, внутренне махнул рукой на то, что это вообще молитва: «Ну да вот, я сегодня полного читать не буду, прочитаю «Отче наш», «Богородице, Дево...» и еще чего-нибудь и скорее спать пойду». Если ты вместо 20 минут молишься три, то сосредоточься, соберись на эти три минуты так, чтобы это было предстоянием пред Богом, а не скороговоркой текстов и «на тебе, Боже, что мне негоже», с мыслями, что спать хочется или, еще лучше, чаю попить. От чая-то нельзя отказаться перед сном, а? Чая-то хочется... Или там передача Гордона какая интересная начинается, отец Андрей Кураев выступать будет - это же интресно, это мне как христианину нужно!

Время сна

- В одной из вечерних молитв упоминается грех - безгодный сон, то есть пересыпание без надобности. У студентов же могут быть недосыпания из-за домашних заданий и прочего. Молодые люди спят по 4 - 6 часов вместо положенных восьми, что, говорят, вредно для здоровья...

- Спать выше меры и правда не стоит. Потому что от этого рождаются, как говорит опыт, всякие страсти. Особенно у молодого человека. Это блудные страсти. Да еще и леность развивается, когда человек слишком много спит. Причем количество часов - не самое главное, это зависит от индивидуальной физиологии человека. Важнее просто не валяться в кровати, не устраивать из нее место, где мы едим, где мы нежимся, да так долго, что не хватает времени уже ни умыться, ни помолиться, ни к первой паре не опоздать. Но и регулярно недосыпать своевольным образом тоже не нужно. Прямо скажем: я мало знаю студентов, не досыпающих от усердия к учебе. Вот от тяги к сочетанию несовместимого - успешной учебы с обилием развлечений - бывает. Значит, надо понимать, где сэкономить.

http://taday.ru/text/139173.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Максим Козлов
Все статьи Протоиерей Максим Козлов
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 09:05
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07