itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Я всегда хотел врачевать..."

Интервью с с архиепископом Конотопским и Глуховским Лукой (Коваленко)

0
254
Время на чтение 6 минут

- Владыка, вы в монашеском постриге не случайно наречены Лукой - в честь святого архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), который был известным врачом-хирургом. И теперь вы, медик по мирской профессии, в Украинской Церкви возглавляете Синодальный отдел «Церковь и медицина». Что значит для вас это служение?

- Знаете, это очень страшно, когда человек, находящийся в больнице, чувствует, что медикаменты, самые дорогие и лучшие, ему не помогают. Человек замыкается на самом себе, впадает в глубокую депрессию, часто желает лишить себя жизни. И очень важно, чтобы в эти минуты на помощь пришел священник, чтобы рассказать о Боге, а еще - исповедовать и причастить больного, т.е. соединить его с Самим Господом. Это воистину воскрешает душу человека. И я был свидетелем множества исцелений после того, как больного соборовали, исповедовали и причащали Христовых таин. Также и того, как измученная болезнью душа, освободившись от бремени грехов и соединившись с Господом, переходила в вечную жизнь. Ведь и это не меньшее чудо - спасти погибающую душу от смерти вечной. Для этого и необходима наша миссия - Церковь и медицина. И при этом мы упор должны делать на паллиативную медицину, занимающуюся тяжело и часто неизлечимо больными людьми. Призвание священства - помочь такому человеку достойно встретить смерть, чтоб кончина была «мирной и непостыдной», как мы просим в молитвенных ектеньях, чтобы больной смог умиротворится, не озлобиться и просить у Господа помощи и поддержки.

- Можете вспомнить какой-нибудь пример чудесной помощи Церкви?

- Их множество. Да вот хотя бы такой: моя однокурсница и моя же прихожанка готовилась стать матерью; однажды я вернулся рано утром из командировки, вдруг она звонит и плачет: «Батюшка, я родила…» «Так чего же ты плачешь, радоваться нужно!» - отвечаю ей. А она: «Ребенок на искусственном дыхании, кардиостимуляторах! У него через два часа после рождения была остановка сердца и дыхания». А мама у нее - доцент медицины, на родах и в предродовой период были подключены лучшие врачи города, но вот ребенок, родившийся здоровым, вдруг неожиданно умирает. Она умоляет с верой: приезжай окрестить! Меня повез на автомобиле в роддом ее муж, человек неверующий. И по дороге говорит: «Ну, окрестим, неужели это поможет?» «По вере вашей да будет вам», - отвечаю. И что вы думаете? Подействовало. Ребенок после крещения ожил. Теперь мальчику, Женечке, 8 лет. И папа стал активным прихожанином, хотя до этого он на Иру буквально «восставал» за ее веру. И таким примерам несть числа.

- А как студент-медик решил стать священником?

- Я с четырех лет мечтал быть врачом. Моими игрушками были шприцы, пинцеты, зажимы, скальпели. Этот арсенал мне удалось собрать благодаря папиному увлечению радиоделом: медицинские инструменты как нельзя лучше подходили для сборки и ремонта радиодеталей. А мне они заменяли машинки и другие мальчиковые игрушки. Все куклы у меня были порезаны. «Операции» я делал в белых тряпочных перчатках (тогда не знал, что настоящие хирургические перчатки должны быть резиновые). И на вопрос взрослых: кем ты хочешь стать, всегда отвечал: «Врачом!» А еще меня на эту мысль натолкнула перенесенная в раннем возрасте сложная операция, после которой врач сказал, что я, когда вырасту, буду врачом.

Фактически мой медицинский стаж начался с 1987 года, когда в 16 лет я пошел работать санитаром; будучи еще школьником, ходил на ночные дежурства. Даже ассистировал хирургу на операциях. Дважды я поступал в Донецкий мединститут и дважды проваливался из-за двоек по сочинению, хотя занимался на «отлично». Видно, Господь испытывал терпение. Третью попытку поступить в мединститут я сделал уже после армии. А в школе я учился хорошо, закончил с золотой медалью, был даже стипендиатом. Был заместителем комсорга школы. В партию хотел поступать.

До института я вообще не ходил в Церковь и ничего не знал о Боге.

И вот как-то с ребятами-абитуриентами перед поступлением гуляли, и кто-то предложил: «Давайте зайдем в церковь, посмотрим». Это было уже после армии и двух неудавшихся попыток поступить в медицинский институт. Зашли, посмотрели, все стали выходить, а я почему-то остался, что-то меня там удержало: любопытство ли, благодать - не ведаю. Ничего я не понимал, не разбирал, о чем поют, лишь «Господи, помилуй» и возглас «Христос воскресе!» - это на Пасху было. Тогда, кажется, я впервые лично обратился к Богу и попросил Его помощи: я хотел учиться и стать врачом. И тогда же я впервые испытал эту пасхальную радость, и меня стало тянуть в храм Божий. Я стал посещать его регулярно. И Господь мне помог: я не только поступил в вуз, но обрел живую веру в Бога.

А на экзамене вот что еще случилось: я забыл подписать свою письменную работу, а это практически «двойка». Так вот, один преподаватель, видимо, меня запомнил, подошел ко мне и тихонько спросил: «Это ваша работа?» - «Да, моя». И в этом я увидел милость Божию.

У меня складывалась хорошая медицинская карьера, меня приглашали на кафедру терапии и патологической анатомии, хирургия нравилась.

Но Господь вел меня дальше. Я познакомился с одним духовным лицом, очень хорошим человеком, который дал мне прочесть книгу архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), тогда еще в самиздате - машинописная работа. И когда я узнал о жизни владыки-исповедника, узника сталинских лагерей, блестящего хирурга, лауреата Сталинской премии, архиепископа-чудотворца, прочел о его врачебном, исповедническом, святительском подвиге, я восхитился этой личностью. И захотел подражать ему. А на шестом курсе я ухаживал за одним священнослужителем в больнице, и в палату к больному приехал владыка Донецкий и Мариупольский Иларион. Он спросил меня: «Вы врач?». «Нет, я еще учусь, на шестом курсе», - ответил я. «А не хотели бы вы пойти по другому пути, по духовному?» - спрашивает. Я как-то не воспринял эти слова, смутился несколько, ведь столько лет, практически всю жизнь, я шел к одной цели - быть врачом. Потом в храме, когда на полиелее я помазывался у владыки, он снова спросил: «Ну, вы подумали над моим предложением? Приходите ко мне в епархию, поговорим». И я после беседы, многих молитв и размышлений решился принять сан, так что заканчивал институт по благословению владыки уже в сане диакона. Далее владыка благословил пройти еще интернатуру и магистратуру. Владыка Илларион - очень мудрый человек и беспокоится, чтобы его кадры были не только образованы духовно, но имели и светское образование. Это очень важно для нашего времени, ведь сегодня в храмы приходят люди образованные, с широкими научными знаниями.

- Владыка, а вы и остались врачом, только уже душ человеческих.

- Выходит, что так. (Улыбается.)

- Вы уже три года служите наместником Глинского Рождества Богородицы мужского монастыря. Обитель эта славилась своими старцами. Что для вас значило назначение в Глинскую пустынь?

- Я наместник Глинской пустыни с ноября 2005 года. Так случилось, что раньше я в этой обители не бывал, лишь читал о ней. Но сейчас я понимаю, что Господь мне предуготовлял духовные связи с Глинской пустынью. Мой первый духовник был пострижеником одного из Глинских старцев - схиархимадрита Серафима. И еще в Донецке, уже будучи архимандритом, но ничего не ведая о своем будущем, я поддерживал духовное общение с одной монахиней, и она, когда я уезжал из Донецка, подарила мне икону Спасителя, которую она получила от Глинских насельников в благодарность за то, что собирала средства на поддержание разоренной Глинской пустыни в 50-х годах прошлого века. Лик иконы был древний и совершенно темный, но потихоньку он стал обновляться, краски становятся все ярче и отчетливое. В этом чуде я также усмотрел указание Божие посвятить себя делу обновления древнего Глинского ставропигиального монастыря, настоятелем которого является митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Перед назначением Блаженнейший долго беседовал со мной, давал необходимые советы. Кстати, тогда вместе с иконой матушка вынесла и письмо, переданное ей глинскими насельниками, в котором они благодарили ее за содействие обители, и мне запомнились последние слова этого письма: «Мы шлем вам благословение от нашей обители - красавицы Глинской пустыни». Они называли свою пустынь красавицей, хотя в то время здесь все было разрушено. Они жили в землянках, но родную обитель все равно называли красавицей.

- Конотопско-Глуховская епархия, которую вы сейчас возглавляете, выделена из состава Сумской 15 лет назад. За эти годы, вероятно, стало очевидным, насколько целесообразным было это выделение?

- Мне легче говорить о том времени, в течение которого я несу здесь послушание. Выделение Конотопско-Глуховской епархии из состава обширной Сумской было промыслительным решением Священного Синода. Представьте, что у архиерея 500 приходов, которые он в течение года посетить не сможет, даже если будет ежедневно переезжать из одного в другой, что практически невозможно. А паства и духовенство должны общаться со своим архипастырем, чтобы укрепляться в вере, совместно решать те или иные вопросы приходской, монастырской жизни. А это - и проблемы расколов, сектантства, миссионерской и социально-просветительской работы, взаимодействия с государственными и общественными структурами. Без участия архиерея они порой просто не решаются. Но прежде всего пастве необходимы духовное управление, совместная с архипастырем молитва. Ведь если на приходе поставлено богослужение, проповедь, катехизация, то это способствует тому, что люди, а значит и общество в целом, начинают духовно возрастать и готовить души для Жизни Вечной.

Вера без дел мертва, а какие наши дела веры? Это наше милосердие, наша забота о ближних, о сиротах, престарелых. Когда мы идем в тюрьмы, в колонии, в военные части, в больницы. Так мы выполняем наиглавнейшую заповедь Христа: «Возлюби ближнего, как самого себя». И так мы утверждаем веру Христову.

 

http://www.pravoslavie.ru/guest/5730.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко)
«Эти люди или безумцы, или враги»
Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука обратился к представителям Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций
10.11.2023
Попраны здравый смысл, закон и моральные нормы
Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука о введённых Зеленским санкциях против иерархов Церкви
13.12.2022
«Закон диавольский "разделяй и властвуй" никто не отменял»
По словам митрополита Запорожского Луки, нас ждет тотальное уничтожение, если мы потеряем единство внутри Церкви
31.05.2022
«Неужели раны красноречивее слов и поступков?»
Сколько еще раз человечество должно убивать Бога, запускать свои руки в его кровоточащие раны, чтобы вслед за Фомой воскликнуть: «Господь мой и Бог мой?»
02.05.2022
«Правильно было бы назвать это "архондонославие"»
В Киеве развернулось шоу по мотивам фильма «Здравствуйте, я ваша тётя», в главной роли - шпион и бизнесмен в одеждах патриарха
23.08.2021
Все статьи Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука (Коваленко)
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 06:04
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04