Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Адмиралъ c «Титаника»

Валерия  Горелова, Нескучный сад

Адмиралъ / 16.10.2008

Колчак Александр Васильевич, исследователь-полярник, адмирал флота, герой Первой мировой войны, после революции -- Верховный правитель России. Предательски отдан в руки большевиков и расстрелян 7 февраля 1920 года. Реабилитировать его -- в сознании народном -- взялись авторы фильма «Адмиралъ».

Адмирал 2

В красочном буклете, выпущенном к премьере фильма, процитированы слова Ивана Бунина о главном герое картины: «Настанет время, когда золотыми письменами, на вечную славу и память будет начертано его имя в летописи Русской земли». Надо полагать, авторы «Адмирала» рассматривают свой проект как лепту, вложенную в эту летопись. Лепту отнюдь не вдовью: фильм высокобюджетный, так называемый блокбастер. Снимался он пять лет. На компьютерные спецэффекты, столь необходимые для создания сложнопостановочной картины с батальными сценами, средств потрачено немало.


«Адмиралъ» и открывается впечатляющей 12-минутной сценой морского сражения, масштабной и натуралистичной, не без оснований рассчитанной на сильный эмоциональный отклик зрительного зала. После боя Колчак ставит экипаж корабля на молебен. Лишь придирчивый слух уловит неуверенность, с которой очень хороший актер Константин Хабенский, сыгравший адмирала, произносит слова молитвы. Очевидно, что создатели фильма позиционируют главного героя как человека церковного. Что абсолютно верно -- боевой офицер, человек храбрости необычайной, Колчак считал, что «самый сильный меч --духовный». На служение в звании Верховного правителя России в 1918 году его благословил святой Патриарх Тихон. В фильме активно и охотно используются христианские смыслы и образы. Именно используются и зачастую очень эффектно. Например, в эпизоде расстрела Колчака, чье мертвое тело большевики сбрасывают в крестообразную прорубь -- Иордань, оставшуюся от недавнего праздника Крещения Господня.

В фильме дважды и не без пафоса цитируется II послание Коринфянам: «И пребывает с нами Вера, Надежда, Любовь; но Любовь из них больше». В том смысле, что основным сюжетным двигателем блокбастера «Адмиралъ» стала история любви Колчака к Анне Тимиревой (Елизавета Боярская). Любви запретной -- он женат, она замужем. Любви невозможной -- он заложник чести и семью так просто не бросает. Любовь к Отечеству для адмирала Колчака была, разумеется, выше личного счастья. Этот факт фильм со счетов не сбрасывает, и даже использует его как средство, до предела накаляющее мелодраматизм сюжета. В отличие от юной, восторженной Анны Тимиревой, поэтессы и художницы и, между прочим, жены своего боевого товарища, Колчак-Хабенский пытается подавить свою страсть. И то, что влюбленные вступают в «гражданский брак» через годы страданий и мучительной разлуки, есть типичное нагнетание страсти и торможение сюжета, часто используемое в романах.

Конечно, странно предъявлять авторам картины, людям светским, претензию в полном оправдании греховной страсти и даже любовании ею. Слово «ересь» значит «выбор». Из послания Апостола они выбрали часть, им пригодную, не заметив описания свойств любви -- «все терпит… все переносит… не радуется неправде, а сорадуется истине». В конце концов, и реальный Колчак состоял в греховной связи с Анной Тимиревой. Ждать от блокбастера, живущего по далеко не лучшим законам мира, православного взгляда не приходится. Как не приходится ожидать «некрасивой правды жизни». Все должно быть красиво, включая героиню, которая денно и нощно трудится в госпитале, но при этом в одежде сестры милосердия выглядит как на бале-маскараде.

Что делать, на одной только любви к отечеству блокбастер не построишь. Отчего у авторов «Адмирала» возникла, так сказать, оговорка по Фрейду. В прологе и эпилоге фильма они покадрово процитировали пролог и эпилог голливудского фильма «Титаник». У режиссера Джеймса Камерона была love story на фоне гибели корабля-гиганта и тысяч людей. У режиссера Андрея Кравчука -- любовная история на фоне революции и гражданской войны.

С одной стороны мы стремимся к самоидентификации и возрождению национальных ценностей - в том числе, духовных. У нас есть богатая история, полная, благодаря семидесяти годам успешной советской пропаганды, искажений и умолчаний. Нам нужны герои? Пожалуйста! История наша в этом смысле неисчерпаема. Киногеничных персонажей в ней -- не счесть. Зигзаги их трагических судеб дают богатую пищу сценаристам. Яркие и неоднозначные характеры -- просто подарок для актеров. Так что «Адмиралъ» -- только начало. Наш ответ Голливуду. Отсюда -- из неистребимого желания догнать и перегнать Америку -- цитирование «Титаника». Не европейских шедевров, не собственной киноклассики, а все-таки Голливуда с его умением соблюсти государственно-патриотический интерес и сорвать кассу.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ion=17&article=1061




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме