itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Пробудить жажду Бога в сердце - основная задача духовной помощи наркозависимым

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
109
Время на чтение 9 минут
В 1999 году, по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, был открыт Епархиальный центр социальной реабилитации, основной задачей которого является оказание духовной, психологической и социальной помощи людям в избавлении от наркотической зависимости, а также членам их семей.

В настоящее время в епархии работают два реабилитационных центра. Первый рассчитан на пребывание 15 человек. Он действует на территории бывшей базы отдыха, на которой расположены шесть домиков для проживания воспитанников, а также для хозяйственных и производственных нужд.

Второй центр также рассчитан на пребывание в нем 15 человек, а размещается в здании бывшего детского сада, безвозмездно переданного Екатеринбургской епархии сроком на 5 лет. Здесь имеется приусадебный участок площадью 50 соток; в здании реабилитационного центра построен храм во имя Святого Иоанна Кронштадтского.

В действующих реабилитационных центрах организованы учебно-производственные мастерские. Наличие собственного производства и рабочих мест в реабилитационных центрах помогает людям, проходящим здесь социальную реабилитацию, к тому же освоить и рабочую специальность, что намного облегчит их адаптацию в окружающем мире.

На постоянной основе изготавливаются комнатные иконостасы, православные уголки и мебель для центра, которые реализуются в приходах епархии. Организация производства позволяет центрам проводить благотворительные акции, передавая изготовленные иконостасы в детские дома, библиотеки городов Нижнего Тагила и Екатеринбурга; иконостасы и православные уголки передаются в школы, детские сады и другие образовательные учреждения.

Специалистами Центра социальной реабилитации разработана программа "Жизнь без наркотиков". Программа является духовно-ориентированной и основана на традиционном православном учении борьбы со страстями. Основное направление - это духовная помощь, создание условий для воцерковления человека.

Основные задачи, которые ставит перед собой программа: предоставление полной информации о работе реабилитационного центра; правила приема в центр, условия прохождения курса реабилитации; устранение психической зависимости от наркотиков путем решения глубинно-личностных, мировоззренческих и нравственных проблем; профилактика наркомании; социальная реабилитация; работа с семьями.

Программа направлена на избавление от недуга наркомании, нравственное возрождение личности, семьи и социальную помощь людям, страдающим от употребления наркотиков, и членам их семей.

Программа осуществляется с участием священников Екатеринбургской епархии, психологов, социальных работников, общественности, а также при сотрудничестве с фондами, предприятиями и организациями, чья гражданская и нравственная позиция совпадает с целями и задачами работы центра.

Центр социальной реабилитации Екатеринбургской епархии является ее структурным подразделением. Деятельность центра осуществляется на благотворительной основе. Для работы в центре в качестве добровольцев привлекаются лица, имеющие специальное медицинское или педагогическое образование, или специальную подготовку. Финансирование программ центра осуществляется за счет средств Екатеринбургской епархии, а также пожертвований юридических и физических лиц.

Правила поведения в центре схожи с армейским уставом или уставом монастыря. Священнослужители и сотрудники центра настойчиво рекомендуют на время реабилитации оставить привычку к табаку, руководствуясь мудростью: "Если хочешь отрубить собаке хвост, не нужно отрубать его по частям". Один из двух центров - зона, свободная от курения.

Оказание помощи происходит в несколько этапов. На первом этапе, который называется "Встреча", человек самостоятельно или с родителями и другими родственниками обращается в консультационный кабинет Екатеринбургской епархии с просьбой о помощи. На этом этапе происходит его знакомство с духовником и сотрудниками центра, и во время консультации он имеет возможность обсудить со священником духовные причины наркологической зависимости и пути ее преодоления; получить информацию о работе реабилитационного центра и консультативного кабинета. Сотрудники центра, в свою очередь, выясняют причины, побудившие человека обратиться за помощью и отказаться от наркотиков, поехать в реабилитационный центр и изменить свою жизнь.

По результатам собеседования, если во время встречи обе стороны найдут взаимопонимание и согласие о предстоящей совместной работе, рассматриваются варианты получения помощи: прохождение курса реабилитации в центре либо посещение консультативного кабинеты для индивидуальной работы с психологом.

Второй этап - собственно "Реабилитация". Первым и самым необходимым условием реабилитации является исключение наркотиков из жизни человека, то есть создание условий для здоровой и безопасной жизни - как физической, так и психологической. Человек едет в реабилитационный центр, где у него есть возможности укрыться от соблазнов и искушений, связанных с наркотиками; получить поддержку от группы единомышленников, избавиться от одиночества; прервать конфликтные отношения с родителями и другими родственниками на почве наркотической зависимости; получить психологическую помощь и навык жизни без наркотиков; приобрести навыки самостоятельной жизни; приобщиться к общественно-полезному труду и окрепнуть физически и морально.

Не менее важен и третий, постреабилитационный период, или "Возвращение" человека к жизни в социуме. Для этого этапа характеризуется смещение акцентов с психологической на социальную помощь уже вне реабилитационного центра. Человек, получая заключительные рекомендации, возвращается в город. Реабилитация завершается и можно говорить о ее эффективности лишь в том случае, когда человек продолжает посещать храм, исповедоваться, причащаться, то есть живет полнокровной церковной жизнью.

Православие рассматривает наркоманию как страсть, как духовную болезнь человека. Освобождение от страсти к наркотикам невозможно без обретения духовной основы, способной заполнить духовную пустоту. Всем известна народная мудрость: "Свято место пусто не бывает". В человеке таким "святым местом" является душа - душа человека, созданная по образу Божию, настолько глубока, что никто и ничто, кроме Бога, не может ее наполнить. Наркомания - это протест подростков против бездуховности, пустоты и обыденности жизни. Наркотик можно вытеснить из души, заполнив ее верой в Бога. "Бог жаждет, чтобы Его жаждали", - говорит святитель Григорий Богослов. Пробудить эту жажду Бога в сердцах ребят - основная задача духовной помощи.

Цель духовной помощи - помочь молодым людям найти ответы на вопросы о смысле жизни, сущности христианства, значении Церкви в жизни человека. Необходимо помочь человеку найти путь к Богу, понять значение Православия в жизни. Очень важно понимать, что Бога нельзя использовать как одно из средств в решении своих проблем: нельзя идти к Богу, чтобы излечиться от наркотиков. Можно, придя к вере и к жизни в Боге, исцелиться от этой страсти. Бог - это цель, а не средство.

Основное направление духовной помощи в реабилитационном центре - создание условий для воцерковления и духовного воспитания человека, условий, в которых возможно не только исцеление от наркомании, а оздоровление души человека, восстановление его душевного и духовного здоровья.

Главная задача, стоящая перед специалистами, работающими с наркозависимыми людьми, - изменение мышления, поведения, самооценки их подопечных. У большинства людей, поступающих в центр, есть опыт отказа от наркотиков на время. Но перед человеком, проходящим реабилитацию, ставится другая задача - отказаться от наркотиков навсегда.

Это значит, что человек должен научиться жить без наркотиков, формировать к ним безразличное, равнодушное отношение. Поэтому формирование у человека убеждения, что наркотикам больше нет места в его жизни - основное направление этого этапа.

Социальная помощь рассматривается как создание таких условий реабилитации, в процессе которых человек получит возможность быть включенным в социальные отношения с другими людьми, приобретет собственный опыт трудовой деятельности, чтобы, вернувшись из реабилитационного центра в город, суметь состояться не только на индивидуальном, но и на общественном уровне.

Для выполнения этих условий в центре ежедневно составляется план индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, в конце рабочего дня проводится подведение итогов, оценивается объем и качество выполненных заданий. Молодым людям, успешно прошедшим реабилитацию, оказывается моральная и социальная помощь, в том числе предоставляются рабочие места в реабилитационном центре и в различных организациях и предприятиях по месту жительства, по предварительной договоренности с их руководством.

Как уже было отмечено, в центре организована учебно-производственная мастерская по изготовлению мягкой и корпусной мебели, иконостасов, киотов, рамок и других изделий деревообрабатывающей промышленности. Социальная реабилитация - это выполнение на деле жизненной мудрости: "Дать человеку рыбу - значит накормить его один раз. Научить человека ловить рыбу - накормить его на всю жизнь".

Наркомания - болезнь семейная. Семья участвует в возникновении, развитии болезни, а значит, может участвовать в исцелении и реабилитации. Семья - не случайная группа людей, а самый важный союз в жизни человека. И все члены семьи, пусть в разной степени, но зависят друг от друга, все они созависимы. А в тех семьях, где существует проблема наркотической зависимости ребенка, созависимость становится болезнью родителей.

Священник и психолог, оказывая помощь родителям в таких семьях, решают те же задачи, что и при оказании помощи ребенку. Помощь священника направлена на просвещение родителей учением Христовым, на указание пути спасения родителей и детей. Шаги этого пути - молитва, пост, добрые дела, искоренение пороков, воздержание от греховных дел и мыслей, покаяние, святое Причащение, постоянное внимание ко всему, что происходит в собственном внутреннем мире родителей. Родителям, которые ждут от своих детей духовного возрождения и исцеления, важно помнить: этот же путь придется идти и им самим. Духовный рост родителей - это реальный вклад в спасение сына или дочери.

Помощь психолога направлена на изменение мышления, отказ от прежних деструктивных отношений, моделей поведения, убеждений. Работа психолога проводится по следующим направлениям: предоставление родителям максимально объективной информации по проблемам наркотической зависимости и созависимости; психологическая коррекция, то есть разработка и осуществление индивидуальных программ психологической помощи, ориентированных на изменения в семейных отношениях, учитывая особенности семьи.

За 8 лет работы центра полный курс реабилитации прошли 520 человек. Ремиссию более 3 лет имеют 82% ребят, прошедших полный курс реабилитации.

В заключение хотелось бы привести слова одного из воспитанников центра, 21-летнего Сергея:

"Я считаю, что необходимо разделить понятия реабилитации вообще и реабилитации в православном центре. Раньше думал, что реабилитация - это условия для воздержания от наркотиков, и цель реабилитации - продлить ремиссию. Сейчас я понимаю, что это не так, хотя много людей придерживаются этой точки зрения. Я оценил ошибочность этой позиции, побывав в реабилитационном центре в Испании.

Там я понял, что ремиссию продлевать можно сколько угодно долго, но это не решит проблемы, так как наркотик невозможно забыть. И действительно, подавляющее большинство ребят по выходе из испанского центра опять начали колоться. Я не был исключением. И вот я в православном реабилитационном центре. Пожалуй, только здесь я окончательно понял, что для решения моей проблемы необходима работа над собой, а не продление периода воздержания от наркотиков. Обычно, чтобы человек бросил наркотики, на него влияют извне - семья, врачи, другие люди, которых напрягает семья. Но поскольку наркоману, по моему мнению, свойственно отталкивать все внешнее, то все эти усилия напрасны. Здесь же наркоману предлагают самому двигаться вперед. Очень важны и остальные факторы - физический труд, оторванность от мира, коллектив и отдых. Самое главное - Православие и вера данного, конкретного человека в Бога.

Рассмотрим эти факторы по порядку. Во-первых, труд. Я считаю, что трудотерапия в отношении наркомании очень эффективна, но только в том количестве, чтобы у человека оставалось время подумать, кто он такой, для чего родился, к чему стремится, что хочет получить от жизни и т.д. Но не следует забывать, что полностью заменять реабилитацию трудотерапией нельзя. В центре можно научиться чему-то новому, что впоследствии обязательно пригодится.

Кроме того, необходимо адаптироваться к новой реальности - реальности без наркотиков. Ведь очень часто человек, выписываясь из наркологического отделения, снова начинает колоться, так как он не знает, как жить в этой реальности (со мной это происходило раз 8-10).

В-третьих - коллектив. Давно известно, что коллектив является великим воспитателем. Ведь в других людях, как в зеркале, отражаются все наши плохие и хорошие качества. И если что, ребята сразу отражают и помогают советом или делом. Наркоманы способны понять друг друга. Укажут на ошибки, не стесняясь, как мама или другие люди.

В-четвертых - спорт. "В здоровом теле - здоровый дух" - известно давно. На базе есть возможность заниматься настольным теннисов, бодибилдингом зимой, а летом можно придумать кучу разных спортивных мероприятий. Кроме того, воздержание от алкоголя и наркотиков помогает телу прийти в норму - ведь у наркоманов столько болезней...

И в-пятых - отдых. Научиться отдыхать без наркотиков - тоже важная часть реабилитации.

А сейчас самое главное. Говорить я буду только о себе. По-моему, я начал употреблять наркотики вследствие душевной пустоты. Здесь же, проходя реабилитацию, я учусь заполнять пустоту верой в Бога, идти к вере способом, понятным только тебе. Раньше я верил в Бога неосознанно, зная только, что есть "что-то высшее". Я не знал практически Евангелия, не ходил в церковь. Здесь мне помогли понять и значение Церкви и Евангелия, и множество других вещей. Для меня реабилитация подразумевает общение с отцом Евгением, с Ингой Владиленовной, Ольгой Валентиновной. Эти люди помогают мне разобраться во множестве вопросов. Для меня вера, я думаю, станет "костылем" моей ущербной души, которой в жизни всегда чего-то недоставало. В заключение я хочу сказать: пусть все перемены в моей жизни происходят не очень быстро, но я иду - и это главное".

http://orthodox.etel.ru/2008/37/_narko.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04