Люди добрые

0
200
Время на чтение 6 минут

С тем, что здесь предлагается вниманию читателей, автор знаком отнюдь не понаслышке, так что у него постоянно возникает потребность перейти на первое лицо: «мы» вместо «они». Речь пойдет о людях, действительно добрых. Как это ни странно, раскаявшиеся злодеи чаще воцерковляются в целом более благополучно, то есть без травм для себя и окружающих, чем хорошие, добрые люди, причем отнюдь не надутые моралисты с фарисейским оттенком, а по-настоящему добрые люди с отзывчивым сердцем, скорым на добро.

Их беда — именно в добром, отзывчивом сердце, в котором живет неукротимое желание помогать бедным, больным, Церкви... Они не привыкли к тому, что нужно больше слушать и размышлять, нежели говорить и действовать, не привыкли поверять свои импульсивные желания перед лицом Божиим; они росли и развивались в системе воззрений, гласящих, что нужно деятельно исправлять мир, делая его лучше, чище, справедливее, и при этом проявлять себя, делать, что можешь (на самом деле — что хочется)... Не обладая духовным опытом рассмотрения себя и своих грехов, они их по большей части благополучно не видят, так же как не умеют соразмерять масштаб своей личности с задачами, которые себе ставят.

Последствия этого — довольно печальные. Множество неофитов — хороших в общем-то, добрых людей — спешит делаться учителями (ср.: Иак. 3, 1), в чем видится корень младостарчества, не единственный, но мощный. Другие изо всех сил стараются сформировать свое мнение о происходящем в Церкви (пусть незрелое, но свое), чтобы сказать свое слово и тем самым способствовать всеобщему просвещению. Более зрелые душевно, поприсмотревшись, делают вывод, что условия для реализации своей личности не очень подходят, и погружаются в уныние: Церковь какая-то не такая, как я ожидал, — а мысль о том, что это я какой-то не такой, в голову не приходит или приходит далеко не сразу.

Между тем Церковь принимает всех, и не только добрых и хороших, но и плоховатых и ожесточенных, ставя одно-единственное условие: оставление грехов; ведь и Евхаристия завещана нам Господом ровно с этой целью, для оставления грехов. И не для успешной самореализации приходим мы в храм, а ради спасения, ради пребывания со Христом. Точнее, именно для «самореализации», но не такой, как о ней принято думать и рассуждать, а для возрастания в Боге до своего первообраза.

И если говорить об оставлении грехов, то добрым людям не всегда понятно, что же оставлять. Здесь на поверхности имеется масса самых современных рекомендаций разной степени незрелости, призывающих оставить привычную одежду, искусство, науку, чтение... иногда и семью советуют оставить. О грехах как таковых говорится значительно меньше.

Вот, например, письмо хорошей женщины: муж бросил с двумя детьми, с матерью нелады, дети не слушаются... Пришла в храм в поисках утешения, да так и стала бывать регулярно, исповедоваться, молиться. Прошло два года, и она с высоты своей духовной «зрелости» описывает свое подвижничество: перестала стричься, а брюки носить даже и не хочется. А куда же девались мать и дети? — А неизвестно. Была добрая женщина, по-хорошему переживающая свои неурядицы, а что стало — непонятно.

Ну да ладно; не здесь и не сейчас следует обсуждать пути воцерковления и критерии воцерковленности. Задача автора проще, и в соответствии с ней приходится констатировать: добрые люди очень хотят помочь Церкви, но «все у них не клеится», как у незадачливых аборигенов острова Невезения в фильме «Бриллиантовая рука».

Позволим себе литературное отступление. В не очень известном, но очень замечательном романе Честертона «Шар и крест» главный герой — афонский старец, что для автора-католика, скажем, не вполне ожидаемо. Этот старец, по сути, единственный, кто в состоянии дать отпор захватившему страну антихристу, — отпор не силовыми методами (антихрист заточил его в подземелье), а молитвой. В конце романа антихрист бежит, но дом, где пребывают под замком его жертвы, охвачен пожаром, а старец — в подземелье, откуда и выхода-то нет. И вот, четверо молодых людей бегут спасать старца. В подземелье — стена огня, и за ней раздается голос старца, поющего псалмы. «Отец, спасайтесь!» — кричит один из молодых людей, но набожная девушка поправляет его: «Отец, спасите нас!». И стена огня распадается надвое; выходит поющий старец — и четверо опускаются на колени, а он проходит мимо них. Заметим — проходит с молитвой, а не останавливается дружески поболтать.

Так что первое, что полезно узнать добрым людям о Церкви и о себе,— это что не они призваны ее спасать, а она их. Увы, эта простая истина редко звучит в миссионерских беседах и в проповеди, а незнание ее влечет за собой множество мучительных затруднений.

Но спасать не спасать, а в чем-то полезным быть все-таки хочется; хочется помогать. Вопрос — в чем?

И здесь выявляется еще одна горесть добрых людей. Будучи добрыми, они не могут не видеть, что живут в недобром мире. Неудивительно, что этот мир они по мере сил отторгают, а поскольку просто не знают, что он недобр оттого, что падший и именно поэтому лежит во зле, отторжение приобретает морально-идеологический характер. Тем самым добрые люди стараются внести в церковную жизнь партийность (подчас совершенно незаметно для себя, потому что иначе жить и мыслить не умеют), причем партийность любого толка, — и не догадываются, что в Церкви нет места даже самой распрекрасной идеологии, потому что когда на Страшном суде нас будут разделять на правых и левых — это вовсе не о том.

Но в одном добрые люди с идеологической окраской сходятся, невзирая на нюансы этой окраски: хорошо по определению помогать Церкви гонимой, потому что можно продемонстрировать свою храбрость и борьбу за справедливость. А если она не гонима, как, например, сейчас, то чего помогать-то? Критиковать надо за излишний социальный конформизм! Или за недостаточный социальный конформизм — это кому как кажется. Кто-то из подобных мыслителей даже пускает в оборот термин «Церковь торжествующая».

Простите, но эта беда уже не от нежного сердца, а от малого знания. Мы говорим о Церкви Торжествующей, разумея Церковь Небесную, а наша, земная называется воинствующей (это больше на Западе) или гонимой (это у нас). Евангелие сохранило для нас слова Христа: будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф. 10, 22, ткж: Мк. 13, 13; Лк. 21, 17). Быть гонимой — это «правильное» состояние Церкви в мире сем до конца времен, так что какие уж тут триумфы! Да и где они? Неужто кто-то может всерьез считать, что теперь построить храм можно без всяких усилий? А разве священников так уж всегда с охотою пускают в школы, в больницы, в детские учреждения? А бури-ураганы вокруг преподавания ОПК — это тоже форма торжества? А всякий ли администратор всегда с улыбкой идет навстречу интересам Церкви?

Объявить Церковь на нынешнем этапе ее жизни торжествующей — значит быть по отношению к ней предельно невнимательным. А чтобы видеть положение Церкви более адекватно, то есть в соответствии с реальным положением дел, нужно смотреть на нее даже не то чтобы изнутри, а с любовью, — причем с любовью не к маленьким милым обычаям, а к Церкви как телу Христову.

Мы говорим о Матери-Церкви как-то вскользь, не углубляясь в суть понятия, не задумываясь, как же полагается любить мать. А между тем любовь к матери накладывает определенные ограничения на эмоциональную сферу: мать любят не за что-то, а потому, что мать. Ее любят бедной, больной, горюющей — но и радующейся тоже. Любовь к матери — верная, теплая, но ради нее самой и ради себя она должна быть трезвой: любить мать такой, какая она есть, значит видеть ее такой, какая она есть. И Церковь — гонимая, но способная устоять при всех невзгодах, древняя, но постоянно находящаяся в становлении (Господь зиждет Свой дом), собирающая не гениев и героев, но кающихся грешников и ведущая их к Богу ради вечного спасения,— должна быть любима именно такой любовью.

Церковь помогает всем, но каждому по-своему, каждому — в том, в чем он больше всего нуждается, собираясь в вечность. И помогать ей нужно в ее реальных нуждах, а не ради собственного представления о том, какая она должна быть. Она есть.

...Так как помочь добрым людям в их неустройстве, так, чтобы они и для себя нашли мир душевный, и Церкви бы были полезны? Универсальный рецепт — предложить смиряться. Однако истинное смирение — это высочайшая духовная добродетель, и дается она нелегко и не сразу. Смирение не имеет ничего общего с требованием «не возникать». Автору приходится с горечью констатировать, что ему приходилось встречать глубоко смиренных людей (редко) и пламенных проповедников смирения (гораздо чаще), — и всегда это были разные люди.

А что, если попробовать начинать с другого?

В воспоминаниях знаменитой актрисы Людмилы Гурченко есть интересный эпизод. Она учится в Институте кинематографии, и среди студентов обсуждается сенсация: молодой режиссер Эльдар Рязанов собирается ставить блистательную музыкальную комедию и никак не может найти актрису на главную роль. И вот идет Люся Гурченко по длинному коридору и видит, что навстречу ей идет Рязанов с ассистентом. Девушка решила произвести впечатление и пошла «красивым» шагом, сделавши оживленное лицо. Поравнявшись с ней, Рязанов жестом ее приостановил и сказал ассистенту: «Успокойте ее, причешите — и на пробу». Так возникла «Карнавальная ночь».

Может быть, нам стоит поучиться успокаивать взбаламученные души неопытных добрых людей?

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5484&Itemid=4

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Журинская
Все статьи Марина Журинская
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11