Хвала школьному болоту

0
144
Время на чтение 4 минуты
Став учителем, ты рискуешь - рискуешь встретиться с самим собой. Делаешь свое дело и вдруг - видишь себя, как ты есть. Надо сказать, это не самое приятное зрелище, но в нашем болоте это случается достаточно часто.
Как известно, всяк кулик хвалит свое болото. По моим наблюдениям, не составляют исключения и кулики, живущие в болоте средней школы. И мне, вслед за многими моими коллегами, порой хочется похвалить наше болото. И прежде всего, за то, что оно довольно опасно. Став учителем, ты рискуешь - рискуешь встретиться с самим собой. Делаешь свое дело и вдруг - видишь себя, как ты есть. Надо сказать, это не самое приятное зрелище, но в нашем болоте это случается достаточно часто.

Однажды я иду в школу и как обычно обдумываю будущие уроки. Хорошо, что шумный и беспорядочный 8Б у меня на первом уроке: они еще не проснутся и, глядишь, урок проскочит без особой борьбы. К тому же Леня Б., главный заводила в этом классе, последние дни болеет, и от этого класс сильно получшал... И тут я ясно понимаю, что я не хочу, чтобы Леня выздоровел и вернулся в класс. Мне хорошо без него и лучше бы его не было. Какой ужас! Очевидно, это подспудное чувство сидит во мне уже давно, и Леня подсознательно чувствует мое «лучше бы тебя здесь не было» и соответственным образом мне отвечает. Но, кроме того, я понимаю (и обсуждения на педсоветах Лениного поведения это подтверждают), что большинство учителей школы чувствуют по отношению «к этому хулигану» то же самое: «лучше бы тебя здесь не было, ты нам только мешаешь». Каково тринадцатилетнему человеку приходить в школу, где его не хотят видеть? Ужасно. Ты смотришь на себя и понимаешь: ты профессионально непригоден, ты не хочешь видеть собственного ученика, тебе нужно увольняться с завтрашнего дня. Или меняться.

Постоянные мысли об учениках оставляют учителя только с середины июля по середину августа. Все остальное время размышления не прекращаются. Вот я иду из школы и вяло вспоминаю, как прошли уроки. Почему-то я задаю себе вопрос, была ли сегодня на уроке Катя Л. Обычно я выясняю это просто: я представляю себе класс и детей сидящих за партами и, увидев их в воображении, могу сказать, кто сегодня был и кого не было. Но на этот раз у меня ничего не получается. Я хорошо «вижу» тех, кто сидит на первых двух партах около окна, похуже - ребят за третьей партой, а вот четвертую парту, где обычно сидит Катя, я не «вижу» вовсе. Парта в тумане - то ли есть за ней кто, то ли нет. Объяснение этому самое простое: за весь урок я ни разу не посмотрел на эту парту. Сорок пять минут я был в классе, и со мной были дети. И за сорок пять минут я ни разу не посмотрел в эту сторону. Да был ли я на уроке? Чем я вообще был там занят, если не встретился (или не не встретился) с одной из своих учениц? И зачем она там была (если была), если для меня она отсутствовала? Ты был уставшим, ты думал о своем, тебя там не было. Ты профессионально непригоден.

Студенты умеют отделить профессионала от человека. Они могут хвалить профессора за ясные и глубокие лекции и плохо отзываться о его личных качествах. Дети, слава Богу, этого не умеют. Если класс тебя не принимает, он не принимает тебя целиком. Совсем не обязательно это неприятие выражается бурно. Класс может быть холоден, ироничен, демонстративно послушен. Класс может хорошо учиться, а контакта с ним все равно нет. И, конечно, дело тут не в обстоятельствах (ты заменил любимую учительницу, класс любит физика за его юмор и совместные походы и т.д., и т.п.) - дело в тебе. Это шанс измениться. Другого шанса может не быть.

Вот так ты прыгаешь с кочки на кочку, теряешь равновесие, боишься, на что-то надеешься. Самое опасное - начать чувствовать под собой не болото, а твердую почву. Стоя твердо на ногах, трудно встретить самого себя. А что за жизнь без такого риска?

С теми, кто рискует, мне хочется поделиться молитвой, которая постепенно складывалась у меня в течение нескольких лет. «Приложила руку» и моя жена, в прошлом тоже учительница. По собственному опыту знаю, что чтение этой молитвы по утрам, хорошо помогает настроиться на рабочий день в школе:

Утренняя молитва учителя


Господи Иисусе Христе, наставник мой и учитель, ныне иду к ученикам, которых Ты даровал мне, Ты же меня укрепи, светом Твоим просвети и помилуй.

Дай, Господи, мне видеть в каждом ученике Твой образ и подобие и драгоценного друга Твоего, ради которого Ты принял крестную смерть.

Дай, Господи, мне терпение, смирение, любовь, внимание и трезвость. Просвети своим светом всякого учащего и учащегося и помилуй учеников моих, о них же дерзаю недостойный молиться (имена учеников).

Дай, Господи, мне разумение как и когда подобает мне действовать. Когда с необходимой строгостью и твердостью, когда со снисхождением и милосердием, а когда оставлением, молчанием и молитвой.

Укрепи во мне веру, дабы не унывал я от многих моих прегрешений, ошибок и неудач, и во всяком затруднении надеялся на твою помощь и вразумление. Уврачуй душевные раны учеников моих, моими грехами нанесенные. Обрати своим Промыслом мои слабости и недостатки на пользу ученикам.

Подай, Боже, душевный мир и здравие родителям учеников, дедушкам и бабушкам и всем родным, утиши семейные раздоры, растопи лед непонимания и равнодушия и всех Твоею любовию просвети и согрей.

Научи меня, Господи, открыто и дружественно сотрудничать со всеми учителями и работниками школы, искренне и усердно помогая им во всяком деле, не противном моей вере и совести.

В случае разномыслия и несогласия с коллегами и начальниками научи меня быть спокойным и благожелательным и говорить прямо и просто, никого не обижая и не смущая. Посети, Господи, спаси и помилуй моих коллег и начальников и прими мою молитву о них (имена).

Научи меня быть чутким и открытым ко всему, что дарует мне наступающий день, не подменяя сегодняшнюю встречу вчерашним видением и опытом.

Ты, Господи человеколюбче, Наш Наставник и Учитель. Вразуми нас, просвети и на путь истинный направь.

Всехвальные апостолы, отцы и учители, молите Бога о нас, да спасет вашими молитвами души наши.

Святые равноапостольные Мефодие и Кирилле, учители славян, молите Бога о нас и учениках наших.

Бог помощь!


http://www.taday.ru/text/130561.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Шноль
Все статьи Дмитрий Шноль
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29