Переворот в ретроспективе

Как мы пытались подружиться с Саакашвили, и что из этого вышло

Новости Москвы 
0
203
Время на чтение 5 минут
Пока что общественное мнение США и Западной Европы явно не нашей стороне в вопросе о Южной Осетии и Абхазии. В публикациях на нашем ресурсе уже сделано несколько попыток разобраться в том, почему это так. Наши авторы говорили о тенденциозности СМИ, о стереотипах восприятия России, сформировавшихся во времена "холодной войны", о плохой информированности и узости внешнеполитического кругозора западного обывателя, до последних дней лишь краем уха слышавшего о некоей "Грузии" и, возможно, до сих пор не ведающего о существовании осетин и абхазов (в комментариях чаще всего речь идет о неких обезличенных "сепаратистах").
Сейчас пора пришла коснуться еще одной темы, связанной с новым кризисом в Закавказье. Всю прошедшую недели нас призывают заняться самокритикой, так давайте последуем этому совету и поразмышляем над собственными ошибками.

Понимаю, что речь идет о крайне неприятной вещи, однако заняться ею все равно нужно, причем как можно быстрее. Иным путем разрушить формирующийся миф о "российской агрессии" против Грузии не представляется возможным.

Сегодня нас упрекают в том, что мы не уважаем Конституцию Грузии и грузинские законы, и мы, пожалуй, заслужили этот упрек. Но только не тем, что мы делаем сейчас, спасая осетинский народ от геноцида. А тем, что мы сделали в конце 2003 - начале 2004 года, когда приняли как данность итоги государственного переворота, совершенного Саакашвили.

У мировых СМИ короткая память, поэтому позволю себе напомнить о том, что произошло тогда. В Грузии состоялись парламентские выборы, на которых партиям тогдашнего президента Шеварднадзе и аджарского лидера Абашидзе противостояли три оппозиционного блока, лидерами которых были Саакашвили, Жвания и Бурджанадзе.

Официальные результаты зафиксировали поражение оппозиции, однако Саакашвили обвинил власти к фальсификации и поднял уличный бунт. Он не стал ждать решения судебных инстанций, а просто повел толпу на штурм. Его люди ворвались в здание грузинского парламента и разогнали только что избранных депутатов, Шеварднадзе бежал через черный ход, спасаясь от расправы.

После чего в Грузии образовался государственно-правовой вакуум. История, конечно, не терпит сослагательных наклонений. Но с позиций сегодняшнего дня абсолютно ясно, что мы не должны были признать итоги того переворота.

Во-первых, с людьми, которые действуют так, как действовал тогда Саакашвили, нельзя было иметь дело в принципе. Нельзя было договариваться с теми, кто считает, что в футбол можно играть руками, а в боксерском поединке - использовать удушающие приемы.

Во-вторых, именно тогда мог начаться процесс трансформации Грузии в правовое демократическое федеративное государство. В Москву в тот момент приехали не только главы Абхазии и Южной Осетии, но и лидер Аджарии, понимавший, что "революция роз" покончит с автономией и превратит регион в бесправную провинцию.

Мы могли тогда, не признавая антиконституционный режим в Тбилиси, переориентировать контакты с Грузией на Батуми. С юридической стороны наши действия были бы безупречны, проблема заключалась лишь в реакции "мирового сообщества", которая, конечно же, тогда была абсолютно прогнозируемой.

Мы знали, что нас обвинят в "расчленении Грузии", в поддержке "сепаратизма". Мы понимали, что выступление Саакашвили против Шеварднадзе сразу же после этого перейдет в формат "антироссийского восстания", что отношения с западными партнерами, возможно, пострадают из-за нашей принципиальности.

И тогда мы решили договариваться. Сначала мы признали свержение Шеварднадзе, послав в Тбилиси министра иностранных дел Игоря Иванова, выступившего на митинге оппозиционеров и сорвавшего там аплодисменты. Потом пригласили Саакашвили в Москву и пытались поговорить с ним, как с нормальным человеком.

Ему сделали массу выгодных предложений в экономической сфере, реализация которых позволила бы Грузии безбедно жить, получая доходы от транзита. Саакашвили обещал подумать, а заодно - просил не мешать ему "навести конституционный порядок", для начала, в Аджарии, где, как справедливо заметил он, живут "исключительно грузины". Абхазию и Южную Осетию, намекнул Саакашвили, трогать не будут.

Если бы Россия мечтала о расчленении Грузии и контроле над ее черноморским побережьем, то она должна была реализовать свои "имперские планы" именно тогда.

Однако в Москве решили, что, с точки зрения экономических интересов России, установление нормальных отношений с Грузией, достижение в стране политической стабильности выгоднее и перспективнее, чем возможные территориальные приращения РФ.

К тому же, в Москве, очевидно, не хотели, чтобы Россия стала объектом ненависти для значительной части грузинского народа. И даже более того: по некоторым признакам, речь шла о готовности с пониманием отнестись к стремлению Тбилиси вернуть под свое влияние бывшие автономии.

Условие было одно: не стрелять, не устраивать этнических чисток, не пытаться загнать бывшие автономии обратно в Грузию огнем и мечом. Саакашвили предлагали сосредоточиться на экономическом развитии Грузии, сделать ее комфортной для жизни, привлекательной страной, а затем, добившись повышения благосостояния граждан, попытаться решить спорные вопросы мирным путем.

Теоретически это был верный расчет. И признание легитимности Саакашвили было бы, возможно, выигрышным ходом, будь новый президент Грузии разумным политиком и патриотом своей страны, а не марионеткой внешних сил. Увы, через некоторое время стало ясно: Москву грубо и бессовестно надули.

Весной 2004 года Саакашвили триумфально "завоевал" Аджарию. Россия не стала поддерживать "сепаратиста" Абашидзе, и Аджария из автономии реальной превратилась в автономию фиктивную.

Затем наступило лето, и грузинские части впервые за 12 лет начали обстреливать Цхинвал. Удары были нанесены тогда, когда в Афинах начались Олимпийские игры, и все внимание мировых и российских СМИ было приковано к этому событию (получается, что Саакашвили уже в 2004 году использовал Олимпиаду как фон).

Идти на новые уступки и "сдавать" осетин и абхазов Россия, естественно, не стала. Когда Москва попробовала вступиться за своих граждан, проживающих в Южной Осетии, в Тбилиси началась антироссийская истерия. Все обещания, данные в январе 2004 года, были немедленно забыты.

Попытка России подружиться с Саакашвили плохо закончилась для Москвы, стала одним из самых серьезным провалов в нашей внешней политике. Вместо прагматичного экономического партнера, стремящегося к сотрудничеству, мы получили многолетнюю "головную боль" на своих южных границах. С тех пор редкий месяц обходился без провокаций и скандалов. Оказалось, что мы столкнулись с международным шулером, привыкшим играть краплеными картами.

Нас обманули, и нам неприятно об этом вспоминать. Однако вспоминать надо, ибо наше поражение имеет и обратную сторону. Грузины, как известно, очень эмоциональный народ, и сегодня большинство из них склонно верить всему, что говорят о России в новостях СNN (о Рустави-2 даже и вспоминать не стоит). Однако и они, и все остальные должны понять: нам не в чем оправдываться.

Мы не нападали на Грузию. Мы не "провоцировали" Саакашвили, а честно пытались с ним договориться. Мы помнили об исторических связях между русскими и грузинами и хотели восстановить их тогда, когда, как казалось, для этого наступил подходящий момент.

Не получилось. Сегодня нам хотелось бы верить, что такие, как Саакашвили "приходят и уходят", а грузинский народ останется нашим другом. Надежд на это, впрочем, остается все меньше и меньше.

Однако то, что едва ли сможет постичь сегодня тбилисская молодежь, митингующая у здания посольства РФ, должно понять и осмыслить общественное мнение США и стран ЕС. В противном случае лидером западного цивилизационного сообщества через несколько месяцев станет Джон Маккейн.

http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=10568
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Рублев
Игры "националистов" или игры марионеток?
Что общего между «газовой войной» Ющенко и цхинвальской авантюрой Саакашвили?
12.01.2009
Оранжевый сепаратизм, или "Галицийский Тайвань"
После ухода с президентского поста Ющенко может попытаться создать новое государство на Западе Украины
29.12.2008
Русины и Европа
Примут ли Подкарпатскую Русь в Евросоюз?
06.12.2008
Сирия вместо Ирака
США могут компенсировать поражение в одной стране неожиданной атакой на другую
05.12.2008
Империя лжи. Часть 1. Украденные лица
У фальсификаторов документальных свидетельств о «голодоморе», «геноциде боснийских мусульман» и «российской агрессии против Грузии» оказался одинаковый почерк
22.11.2008
Все статьи Александр Рублев
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.04.2024 15:46
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 15:14
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48