itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Два календаря

0
158
Время на чтение 3 минуты
На протяжении многих веков русские люди жили по церковному календарю. Основными событиями в году становились великие христианские праздники, весь цикл сельскохозяйственных работ приурочивался к памяти тех или иных святых. И потому до нашего времени сохранились для некоторых праздников вторые, народные названия, прочно укоренившиеся в сознании людей. О том, в чем истинное содержание православного торжества и какие недоразумения возникают по этому поводу, рассказывается в этой статье.

В августе Православная Церковь отмечает три праздника, связанных с прославлением Спасителя: происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Преображение Господне и Перенесение нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа из Едессы в Константинополь.

14 ( 1 ) августа

В этот день установлено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, а также изнесение честных древ Животворящего Креста Господня.

Празднество Животворящему Кресту Господню берет свои истоки в IX веке в Византии. В это время там свирепствовали смертоносные эпидемии. Для их прекращения в Константинополе был установлен обычай износить в первый день августа (по старому стилю) честное Древо Креста и с молитвенным пением носить его по улицам.

Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице началось на Руси во время правления святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Оно было установлено по взаимному соглашению великого князя с греческим императором Мануилом в честь чудесных знамений от икон Пресвятой Богородицы и Спасителя и дарования победы: Мануилу - над сарацинами, святому Андрею Боголюбскому - над волжскими болгарами.

Издавна на Руси в это время пасечники качали первый мед и несли в церковь для освящения. Потому этот праздник и получил свое второе народное название - "Медовый Спас".

19 ( 6 ) августа

Церковь молитвенно вспоминает событие евангельской истории - Преображение Господа нашего Иисуса Христа. На пути в Иерусалим Господь вместе с ближайшими учениками Петром, Иаковом и Иоанном поднялся на гору Фавор. Здесь ученики увидели Его в нетварном сиянии Божественной славы: лик Его просиял как солнце, одежды сделались белыми и блистающими. Таким образом, Господь укрепил апостолов, дабы в дни грядущих испытаний вера их не оскудела.

К празднику Преображения созревал виноград - плод, использующийся для изготовления вина, которое, в свою очередь, используется при совершении Таинства Евхаристии, поэтому в этот день в храмах совершалось его освящение. А так как на Руси виноград не выращивался, то вместо него освящались яблоки и другие плоды. В результате праздник Преображения Господня получил в народе название "Яблочный спас".

29 ( 16 ) августа

В этот день Церковь прославляет событие перенесения Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа из Едессы в Константинополь. По преданию, во время земной жизни Спасителя был болен проказой царь Авгарь, живший в городе Едессе. Услышав о проповеди Христа, он послал художника написать для него Лик Спасителя. Но Христос был окружен толпой народа, к тому же лик Его было сложно запечатлеть. И тогда Спаситель взял у художника плат, приложил его к Своему Лику. И Лик отпечатался на плате. Так появилась первая, нерукотворная икона Христа.

В народе этот праздник получил название "Хлебный" или "Ореховый Спас", так как именно в это время крестьяне собирали новый урожай хлеба и орехов.

Главное и второстепенное

Обычай приносить в храм плоды для освящения берет свое начало в глубокой древности. Уже сыновья Адама приносят Богу плоды своих рук. В Ветхозаветной Церкви народу израильскому законом предписывалось посвящать Богу начатки всех плодов земных, которые затем раздавались священнослужителям. В первохристианские времена существовала традиция собираться на вечери любви - агапы. На них верующие также приносили плоды для освящения и совместных трапез.

Благочестивая традиция приносить в храм плоды для освящения сохранилась до наших дней. Церковь в соборной молитве освящает все стороны жизни человека. Но, к сожалению, в наше время многие люди забывают христианский смысл отмечаемого события, оставляя в памяти лишь народные названия, приметы, а порой и суеверия, устремляя все интересы лишь на освящении плодов. Такое положение, конечно, объяснимо, так как человеку свойственно познавать духовные предметы через видимые материальные, но они даны для поддержания нашей веры, поэтому ограничиваться лишь ими для христианина неприемлемо.

Не только люди, которые редко заходят в храм, но и средства массовой информации повышенное внимание уделяют не событиям Священной Истории, а приметам народного сельскохозяйственного календаря, как будто для городского жителя очень актуально узнать, когда крестьяне в прошлом веке выгоняли скот или начинали жать рожь. И в храме, и за его пределами главное подменяется второстепенным, внешняя обрядовая сторона заслоняет истинный смысл христианского праздника, молитва, исповедь и причастие отходят на второй план, уступая место освящению плодов.

Такое положение является следствием расцерковленности русского народа, отсутствия знаний основ своей веры. И потому каждый христианин должен вникать в истинную суть православных торжеств, по возможности объясняя его своим друзьям и знакомым и стараться свою жизнь наполнить духовным смыслом.

Троицкий листок

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5379&Itemid=4
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юлия Морозова
Русское царство, восстаните!
В Царском Село завершился историко-реконструкционный эксперимент "Русское царство"
14.08.2006
Все статьи Юлия Морозова
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31