"Капитанская дочка": сказка о тихой праведности Ч.2

Часть 1

Пушкин нашел, пожалуй, единственно верный путь для создания идеального героя - он не должен с самого начала изображаться как Герой, Красавец, поражать воображение читателя ослепительным блеском своих достоинств, вокруг него не должно строиться все повествование...

"Капитанская дочка" не просто сказка - она сказка христианская. И в образе Маши важнее не то, что она - сказочная невеста, наделенная, как и положено, всеми достоинствами, а то, что достоинствами автор считает добрые качества души, в числе которых он особо выделяет покорность Богу и желание, как и положено христианке, чтить родителей, как своих, так и Гринева. А в Василисе Егоровне важнее не прототип "вещей и премудрой Василисы", а то, что в час испытания она ведет себя, как подобает христианке: не хочет расстаться с Богом данным ей супругом и готова принять с ним верную смерть, а перед самой атакой выполняет последнее действо своего материнского долга: подводит Машу под отцовское благословение.

...Г. Федотов назвал "Капитанскую дочку" самым христианским произведением русской литературы. Ее христианство - не только в религиозных деталях быта героев, в "чудесных совпадениях", которыми наполнена жизнь Гринева. И даже не только в "человечном" и сострадательно-милующем отношении к людям, которое свойственно повествователю Гриневу в отношении к Пугачеву и Швабрину (он щадит чувства поверженного предателя, не раз поступавшего подло и низко: "...у окошка комендантского дома я увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону") и самому автору - в отношении всех героев повести.

Такое жизнечувствие было, как заметил Трубецкой, присуще и русской сказке, только воплощалось там в отношении человека к животным: "Орел хочет, чтобы его любили, и за любовь расплачивается добром... человек связывался с тварью прочной связью взаимного сострадания и сорадования. В бесчисленных сказочных образах воспроизводится это душевное движение жалости, которое торжествует над животным эгоизмом", над ненавистью и враждой.

В быте, в главной сюжетной линии, в мироотношении повествователя тоже есть христианский дух - но Пушкин идет дальше. Его подлинным открытием (художественным и духовным одновременно) стало решение задачи, которая мучила многих великих русских писателей: создание положительного героя, который не выглядел бы ходульным и нравоучительно-надуманным. Над этой задачей бились, ею страдали и Гоголь, и Достоевский, не заметив, кажется, что она уже решена в русской литературе. Решена тем единственным способом, которым, наверно, только и возможно изобразить христианский положительный тип: не возвеличивать его, не ставить в центр повествования, а показать всю незаметность, естественность его "жизни во Христе". Вспоминаются слова арх. Иоанна (Шаховского): "...Нас волнуют масштабы... Нам все хочется победного, рукоплескаемого, безмерного. А Небо благословляет все малое, немногословное, недостаточное".

Внимание читателя приковано к удивительным приключениям "сорванца" Гринева, к отчаянной дерзости бунтовщика Пугачева, к неизъяснимой прелести Маши Мироновой... Но абсолютно-положительная Маша, как мы говорили, пример книжного идеального героя, и даже милые детали вроде "пылающих от смущения ушей" не прибавляют этому образу жизненности. И Пушкин, похоже, идет на эту схематичность сознательно, ставя Машу на сказочное место "идеальной невесты". Автор словно отвлекает читателя на броский, яркий сказочный сюжет, который прикрывает тихое, незаметное и именно потому до конца подлинное христианство второстепенных героев - родителей Маши, этих смешных и карикатурных на первый взгляд старичков, которые, однако, на протяжении всего произведения ни разу не "сфальшивили" в своих словах и делах, и во всех областях своей жизни до конца исполнили свой христианский долг. Причем интересно, как верно изображает автор, в чем заключается христианский долг отца семейства и в чем - его супруги. Поприще мужчины - это, прежде всего, его общественное служение (ср. главу из "Домостроя", где указывается, о ком должен молиться муж в домашней молитве: "...о своем согрешении и о отпущении грехов, и о царе и царице, и о их чадех здравии, и о братии его, и о болярех, и о христолюбивом воинстве, о помощи на враги, и о плененных свободе, и о святительском, и священническом и иноческом чину, и о отцех духовных, и о болящих и в темницах заключенных, и за вся христианы" - это, по сути молитва за весь христианский мир).

Поприще женщины - это ее семья и люди, близкие ее семье, хранительницей и молитвенницей которой она выступает (из той же главы: "Жене тако ж молитися о своем согрешении, и о муже, и о чадех и о домочадцех, и о сродницех, и о отцех духовных"). В соответствии с этими, укорененными в веках православными представлениями о распределении ролей в семье, показан конец жизни капитана Миронова и его жены. В смерти Ивана Кузмича подчеркнута верность воинскому долгу: "Комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал (Пугачеву - Е.В.) твердым голосом: "Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!"... через минуту увидел я бедного Ивана Кузмича, вздернутого на воздух". Василиса Егоровна же идет на смерть потому, что хочет быть верной мужу до гробовой доски, то есть ведет себя как благочестивая и мужественная христианка: "Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать... Прощай, мой Иван Кузмич. Отпусти мне, коли в чем я тебе досадила". Последние ее слова, полные любви и печали, обращены к погибшему мужу и похожи на надгробный плач, принятый на Руси: "Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!". Их подвиг оттеняется малодушием множества окружающих их людей: жители гарнизона и часть войска присягают самозванцу, и даже священник крепости, отец Герасим, хоть и со скорбным видом, но все-таки держит в руках крест, к которому прикладываются изменники. Столько людей проявили малодушие - а комендант и его супруга сохранили верность до конца.

Пушкин нашел, пожалуй, единственно верный путь для создания идеального героя - он не должен с самого начала изображаться как Герой, Красавец, поражать воображение читателя ослепительным блеском своих достоинств, вокруг него не должно строиться все повествование. Его верность христианским идеалам совсем не значит, что в своей повседневной жизни он не может выглядеть как обычный, ничем не примечательный, даже чудаковатый человек. Более того, он и должен быть таким - обычным, простым, в чем-то смешным и нелепым - иначе он не будет для читателя живым. Сцена последнего родительского благословения Маши (выполнение Иваном Кузмичем и Василисой Егоровной христианского долга отца и матери) не обваливается в книжную назидательность и сентиментальность лишь потому, что до этого столько милого, смешного и совсем не героического было рассказано про двух старичков, и у читателя сохраняется ощущение подлинности этих героев: и тогда, в их обыденной жизни, и сейчас, когда перед лицом смерти они вдруг как-то незаметно и естественно возрасли в мучеников за правду Божию. Наверно, только в этом сочетании человеческой немощи и несуразности и преображающей их Божией силы и есть подлинная правда христианства, правда, которую почувствовал и сумел изобразить автор. "Немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное..." - именно эту апостольскую мудрость таит в себе, как сокровище, пушкинская повесть.

Лишь маленькую подсказку о христианском смысле повести оставил Пушкин читателям в названии произведения. Оно означает, конечно, и то, что именно "добывание невесты" стало двигателем сюжета этого сказочного повествования. Но можно понять это название и по-другому. Не в самой Маше дело. Маша Миронова выросла идеальной христианкой благодаря своим родителям. Последние наставления, которые дает ей отец звучат своего рода квинтэссенцией идей христианского воспитания: "Ну, Маша, будь счастлива. Молись Богу: Он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай Бог вам любовь да совет"; и далее Миронов указывает, что взять дочери в качестве образца благочестивого брака: "Живите, как жили мы с Василисой Егоровной".

Жизненный путь Гринева невозможно понять, не учитывая сказочных аллюзий повести. А вот в отношении Маши Мироновой реминисценции не играют решающей роли: она не непонятно откуда взявшаяся "сказочная невеста", она прежде всего - капитанская дочка, дочка капитана, христианина и в жизни своей, и в смерти, воина, "за веру, Царя и отечество живот свой положившего". Именно в образах двух тихих праведников, капитана и его жены, - христианский смысл этой сказочной повести.

http://www.taday.ru/text/128256.html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Евдокия Варакина:
Все статьи автора
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Русский Иван
10.12.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от Капитон
17.09.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Советский недобиток
12.12.2019
Национальное унижение в спорте как возможная причина революции
Новый комментарий от Советский недобиток
13.12.2019
Потерянный выход
Новый комментарий от Русская из Средней Азии
20.11.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от S. O.
11.12.2019