Великая Церковь

0
241
Время на чтение 7 минут
Путешественник, впервые оказавшийся в Стамбуле, может не сразу распознать Святую Софию на панораме города. Дело в том, что турки, захватив Константинополь в XV веке и застраивая его мечетями, решили поучиться архитектуре у прежних хозяев города - византийцев. В городе то тут, то там высятся совершенно византийские на вид храмы, "украшенные" минаретами. Но далеко не все из них действительно византийские: некоторые были построены в XVI, XVII и даже в XVIII веке. Но разобравшись, можно легко обнаружить, что прототип у всех один, и это - Святая София или, как называли главный храм православного мира в более ранние времена, Великая Церковь. В главном храме Византийской империи побывал диакон Федор КОТРЕЛЕВ.

На месте Святой Софии, как бывает часто с христианскими храмами, в языческие времена стояло капище - по некоторым данным, храм Артемиды. Та Святая София, которую видим мы, уже третий христианский храм на этом месте. Первый, по преданию, был построен самим Константином Великим, но от этого строения не осталось ни одного бесспорного фрагмента. Первая София погибла при народном восстании в 404 году. А вот вторая Святая София уже представлена достаточно очевидно, хотя и в виде отдельных обломков. При входе в храм с западной стороны (а это сегодня единственный способ попасть туда, тогда как в христианское время входы в Святую Софию были и с севера, и юга) можно увидеть части фундамента, базы и капители колонн, обломки фризов. Все это осталось от второй Софии, построенной в начале V века императором Феодосием II. Но и вторая Святая София пала жертвой восстания - 13 января 532 года в Константинополе началось одно из самых больших в истории Византии восстаний, получившее название Ника (от греческого nika - побеждай!). В течение двух дней в городе продолжались убийства, поджоги и мародерство. Во время Ники погибло несколько десятков тысяч человек. Погибла и вторая Святая София. А та Святая София, которую знаем мы и в которой послы св. блгв. князя Владимира недоумевали, где они находятся, на земле или на небе, была выстроена императором Юстинианом в VI веке.

Путешественник, впервые оказавшийся в Стамбуле, может не сразу распознать Святую Софию на панораме города. Дело в том, что турки, захватив Константинополь в XV веке и застраивая его мечетями, решили поучиться архитектуре у прежних хозяев города - византийцев. В городе то тут, то там высятся совершенно византийские на вид храмы, "украшенные" минаретами. Но далеко не все из них действительно византийские: некоторые были построены в XVI, XVII и даже в XVIII веке. Но разобравшись, можно легко обнаружить, что прототип у всех один, и это - Святая София или, как называли главный храм православного мира в более ранние времена, Великая Церковь. В главном храме Византийской империи побывал диакон Федор КОТРЕЛЕВ.

На месте Святой Софии, как бывает часто с христианскими храмами, в языческие времена стояло капище - по некоторым данным, храм Артемиды. Та Святая София, которую видим мы, уже третий христианский храм на этом месте. Первый, по преданию, был построен самим Константином Великим, но от этого строения не осталось ни одного бесспорного фрагмента. Первая София погибла при народном восстании в 404 году. А вот вторая Святая София уже представлена достаточно очевидно, хотя и в виде отдельных обломков. При входе в храм с западной стороны (а это сегодня единственный способ попасть туда, тогда как в христианское время входы в Святую Софию были и с севера, и юга) можно увидеть части фундамента, базы и капители колонн, обломки фризов. Все это осталось от второй Софии, построенной в начале V века императором Феодосием II. Но и вторая Святая София пала жертвой восстания - 13 января 532 года в Константинополе началось одно из самых больших в истории Византии восстаний, получившее название Ника (от греческого nika - побеждай!). В течение двух дней в городе продолжались убийства, поджоги и мародерство. Во время Ники погибло несколько десятков тысяч человек. Погибла и вторая Святая София. А та Святая София, которую знаем мы и в которой послы св. блгв. князя Владимира недоумевали, где они находятся, на земле или на небе, была выстроена императором Юстинианом в VI веке.

В основную часть храма ведут два притвора - внешний и внутренний. В нормальное время - до захвата Константинополя турками - в притворах во время богослужения находились кающиеся грешники, временно лишенные церковного общения, и те, кто готовился к принятию Крещения. Теперь здесь выставляют разрозненные археологические экспонаты и вывешивают справочную информацию для туристов, которые, увы, стали непременной деталью интерьера Великой Церкви.

Из внутреннего притвора в основную часть храма ведет центральный вход, закрывавшийся массивными дубовыми вратами. Пользоваться им мог один только император - для всех остальных предназначались двери, расположенные по бокам. Над императорским входом сохранилась замечательная мозаика: Христос-Вседержитель на троне с припавшим к его ногам императором Львом VI, жившим в конце IX - начале X века. Некоторые считают, что император молится о своем народе. Другие полагают, что он кается за свою личную жизнь: Лев VI сначала сильно ужесточил брачное законодательство (запретил четвертые браки и весьма затруднил третьи), а потом заставил Церковь признать его четвертый брак. По бокам Спасителя - Богородица и архангел с мерилом (жезлом) в руке. Относительно личности покланяющегося императора когда-то были разногласия среди ученых: многие считали, что это строитель Святой Софии Юстиниан. Однако против этой версии свидетельствует наличие у императора на мозаике бороды, которую во время Юстиниана не носили.

И вот наконец, пройдя двор храма и два притвора, мы входим в основное пространство Святой Софии. Первое, что приходит в голову: какая же она должна была быть, если бы не турецкое владычество! Если вспомнить, что все боковые галереи - хоры - и весь потолок Святой Софии были сплошь украшены чудесными мозаиками на золотом фоне, начинаешь понимать послов князя Владимира! По величине Святая София - лишь четвертый по размеру среди христианских храмов: вслед за соборами св. ап. Петра в Риме, св. ап. Павла в Лондоне и Рождества Богородицы в Милане (Дуомо). Но вот купол - самый большой в мире. Покрытый изнутри золотой мозаикой, он действительно был как небо - золотое Небо!

Турки, с первых же дней захвата Константинополя превратившие Святую Софию в мечеть, постарались уничтожить большинство мозаик храма. Что-то было безжалостно сбито (в основном лики), но большинство мозаик замазали толстым (около 3 см) слоем штукатурки, а сверху покрыли желтой краской и довольно жалким растительным орнаментом.

В восточной части храма - место главного алтаря. В вышине, в самом верху апсиды сохранилась прекрасная мозаика IX века: Богородица на троне с Христом-Младенцем на коленях. Этот тип изображения Богородицы в Византии назывался Влахернским. После захвата на месте алтаря построили михраб - мусульманскую молитвенную нишу, произведение по-своему изящное, но все же являющееся не более чем жалким подобием византийского алтаря. Если смотреть на алтарь, то слева перед ним, там, где теперь султанский "махфиль" - мраморная палатка на колоннах, - раньше находился трон императора. Сюда в сопровождении свиты владыка - так называется император в византийских чинопоследованиях - шел от царского входа под возглас диакона "Господи, спаси царей (византийский император часто имел соправителя) и услыши ны", сохранившийся до сих пор в нашем богослужении в виде "Господи, спаси благочестивыя и услыши ны".

Проходим по внутреннему периметру Святой Софии. Практически на всем его протяжении храм пуст и гол. В сравнении с историей былого великолепия Великой Церкви эта пустота усиливает впечатление разоренности. Ведь в византийское время по периметру храма располагалось множество икон, рак с мощами и других святынь. Южнее главного алтаря находился диаконник - помещение, где хранились священные сосуды, напрестольные Евангелия, кресты, дарохранительницы и другие богослужебные предметы. Диаконник был пристроен к основному храму, и в него вел особый ход. Теперь его уже нет: диаконник турки разрушили, а проем с стене заложили кирпичами.

В христианское время справа от алтаря, по свидетельству паломников, находилась привезенная из Иерусалима икона Богородицы, та самая, с которой началось обращение прп. Марии Египетской. А если идти дальше по часовой стрелке, можно было найти честные вериги св. ап. Петра, подаренные царице Евдокии в V веке Иерусалимским патриархом. Одну из вериг царица послала дочери в Рим, и святыня до сих пор цела. Константинопольская же верига утрачена.

В северо-западной части храма в византийское время находился большой сосуд для воды, наполняемый из святого источника, питавшего также и фонтан во дворе Святой Софии. Источник этот, по свидетельствам паломников, должен был символизировать колодец Иакова, у которого Христос беседовал с самарянкой. В султанское время резервуар был ликвидирован, а в западной части Святой Софии появились два каменных фонтана для омовения ног: у порога мечети, по мусульманской традиции, следовало разуться и омыть ноги.

Сейчас по Святой Софии целыми днями ходят толпы посетителей: мужчин и женщин, стариков и детей. Во времена когда храм был христианским, в его основной части на первом этаже можно было увидеть только мужчин: женщинам полагалось специальное место на втором этаже - хоры. Попадали туда, не входя в храм, прямо из притвора. Для того чтобы забраться на хоры, нужно преодолеть несколько пролетов вымощенного крупным камнем пологого подъема. В самом центре хоров, по оси храма, находился трон императрицы. Надо сказать, это лучшая точка обзора: перед императрицей открывался весь храм как на ладони.

Правая часть хоров перегорожена поперек мраморной стеной с дверью посередине. За этой стеной находился зал для церковных совещаний. На хорах сохранилось некоторое количество византийских мозаик: прекрасный Деисис - изображение Христа с предстоящими Богородицей и Иоанном Предтечей XI (или, по другим данным, XIII) века и несколько изображений византийских императоров и их жен.

Большинство мозаик Святой Софии сохранилось благодаря тому, что турки замазали их штукатуркой. Постепенно реставраторы снимают слой извести, открывая византийские иконы. Иногда штукатурка отваливается сама по себе, и под ней видны мозаики. А бывает, что посетители сами отковыривают кусочки мозаик - на память. Из-за такой любви к сувенирам была утрачена нижняя часть Деисиса.

В парусах, прямо под главным куполом Святой Софии, - херувимы. Они, в отличие от большинства икон храма, не мозаичные, а фресковые, сделанные еще в византийское время на месте обсыпавшихся мозаик. Турки сочли, что херувимов изображать можно, и оставили их нетронутыми, лишь закрыв лики золотыми накладками в виде звезд. На сводах арок Святой Софии - прекрасные мозаичные архангелы.

Святая София пробыла мечетью почти 500 лет. Лишь в 1934 году турецкий президент Кемаль Ататюрк, превративший Турцию из исламского монархического государства в светскую республику, распорядился придать храму статус музея. Это дало возможность работать в Святой Софии реставраторам, которые постепенно открывают и укрепляют остатки мозаик храма. Реставрационные работы идут до сих пор, из-за чего в центре храма установлены громадные леса.

Снаружи Святая София - это грандиозное нагромождение контрфорсов самых разных форм: замаскированных под своды, паруса и купола, пристройки или просто элементы, не скрывающие своего инженерного предназначения. Настоящий учебник архитектуры. И все это - для того, чтобы распределять гигантскую нагрузку самого большого в мире купола. Сейчас из многочисленных пристроек сохранились лишь две: баптистерий, расположенный с юго-западной стороны храма, и скевофилакий - сокровищница - с северо-востока. Баптистерий многие исследователи считают очень древним - относящимся еще ко второй Софии, т. е. к началу V века. Он соединялся с храмом двумя проходами: один вел прямо в храм и предназначался, скорее всего, для духовенства, а через второй новокрещеные попадали в притвор, а оттуда уже в храм. Остальные постройки, окружающие ныне Святую Софию, - это гробницы турецких султанов. Минареты начали пристраивать уже в XV веке, сразу после завоевания. Одно утешение, хотя и слабое: некоторые из минаретов участвуют в общей системе построек, укрепляющих стены Святой Софии...

http://www.nsad.ru/index.php?issue=47§ion=10&article=1012
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Федор Котрелев
Береженого Бог бережет
Православные храмы нуждаются в профессиональной защите
13.12.2008
Музейщики на тропе войны
"Троица" Рублева: экспонат или святыня?
24.11.2008
Америка выбрала аборты
В России это даже обсуждать страшно
19.11.2008
Все статьи Федор Котрелев
Последние комментарии