Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Возвращение Васнецова

Мария  Головкина, Фонд стратегической культуры

29.07.2008

Единственный храм в Москве, несущий в себе печать творения великого русского живописца Виктора Михайловича Васнецова, - храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

На стенах Предтеченского храма - те же сюжеты, те же иконописные образы, что украшают своды Свято-Владимирского собора в Киеве, которые принесли художнику широкую известность. Так, в точном подобии киевским росписям выполнены фрески "Бог Слово" в сводчатой части алтаря, "Отечество" на восточном своде храма. Но шедевры, столь похожие на киевские, по вере прихожан, еще и удивляют всех проявлением Божественного Промысла. Перед назначением в 2006 году настоятелем храма епископа Бронницкого Амвросия в нише в левой части четверика (основного храмового пространства перед алтарем) замироточила фреска на медной доске "Положение во гроб" - из глаза Божьей Матери на лик Спасителя капало мирро, местами чуть подсыхало, а иногда капли доходили до нижней части изображения.

После этого в храме и начались реставрационные работы, а с ними вновь предстали перед верующими творения Васнецова.

Васнецовым в Предтеченском храме также выполнены и мозаики из подцвеченного стекла, подобных которым нет даже в Греции.

Особенно красивы своды главного храма, почти целиком исполненные из мозаики с доминирующим серебристо-патинированным фоном.

Но почему в Москве с её "сорока сороками" знаменитый Васнецов решил расписывать именно Предтеченский храм, в те годы весьма скромный? Это - промыслительно: ведь святому Иоанну Предтече художник молился с детства. Вспомним его биографию, познакомимся с архивным документом 1870 года о вятском селе Рябово, где служил отец Васнецова - священник Михаил, где прошли детские годы рано осиротевшего художника: "...в селе Рябовском имеется пять духовных домов, в коих в одном проживает диакон, в двух причты, в четвёртом просвирница с сестрой, в пятом сироты Васнецовы... Деревень ближе нет... Каменного здания при церкви тоже нет". Зато в селе Рябово был удивительный храмовый ансамбль. Этот ансамбль состоял из холодного храма Покрова Пресвятой Богородицы, тёплой Предтеченской церкви - высоко в небо поднимались купола белокаменного храма Рождества святого Иоанна Предтечи, а также высокой трёхъярусной колокольни со шпилем.

* * *

Величайший из пророков имеет особое попечение о храме Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне - одном из немногих в Москве, который не закрывался в годы гонений на Церковь в России. Этот храм сегодня хорошо известен москвичам. Через два года, в 2010 году, Предтеченский храм будет праздновать 325-летие со дня основания.

Храм был основан в 1685 году - именно тогда было построено его первое, деревянное здание. В 1714 году было начато строительство каменного храма, отложенное из-за Указа Петра I о запрещении такого строительства везде в России, кроме Петербурга. Здание было достроено в 1730-1734 годах. В таком виде храм простоял почти сто лет. В 1714-1734 годах Предтеченский храм получил однопредельную трапезную. В дальнейшем ее неоднократно перестраивали.

В 1804 году сгорела деревянная колокольня храма. Новая каменная двухъярусная колокольня строилась с 1806 по 1810 год церковным старостой купцом Феодором Резановым. Затем приход, очевидно, предполагал приступить и к строительству трапезной, которая соединила бы древнюю часть храма с колокольней. Этого, однако, не произошло. Очевидно, помешали война 1812 года, вступление неприятеля в Москву и отвлечение народных сил и средств на борьбу с Наполеоном. Предтеченский храм и весь запресненский район от пожаров не пострадали.

В 1829-1830 годах старую трапезную сменила новая, более обширная. Её создателем был хорошо известный в тогдашней Москве архитектор Федор Михайлович Шестаков (1787-1836). Трапезная Предтеченского храма имела приделы: сначала северный - Иоанна Воина, затем южный - Софии Премудрости Божией. В 1894 по проекту архитектора П.А. Кудрина трапезная была расширена к западу, охватив с севера и юга нижний ярус построенной к тому времени колокольни.

...Еще в конце ХIХ века в поминальный список "создателей и благоукрасителей" Предтеченского храма внесено имя Виктора Михайловича Васнецова.

Росписи Предтеченского храма на Пресне, которые промыслительным образом так же, как и в Киеве, оказались посвящены 900-летию Крещения Руси, были закончены Виктором Михайловичем Васнецовым в 1898 году, на два года позже росписей Свято-Владимирского собора. В эти годы в храме на Пресне у Васнецова была мастерская - ему помогала группа московских и киевских художников.

В первой половине XX столетия росписи Васнецова в главном алтаре Предтеченского храма неоднократно закрывались слоями новой живописи не самого высокого качества. Поэтому пресненские росписи Васнецова в советские годы оказались "забыты" - жило лишь предание.

Храму уже давно необходимы были профессиональная реставрация внутренней отделки и росписей, кровли, фасадов, реставрация напольного камня, золочение купола и креста колокольни и другие реставрационные работы.

И вот реставрационные работы начались. Более года в главном алтаре Предтеченского храма не совершались богослужения, под руководством художника-реставратора I категории Владимира Калистратовича Потапчука (ГУП "Центрреставрация" Министерства культуры России) шла длительная, кропотливая и дорогостоящая реставрация обнаруженных здесь в конце 2006 года под несколькими поздними слоями росписей Васнецова.

В ходе этой реставрации очень помогли эскизы васнецовских росписей, которые сохранялись в Третьяковской галерее (по проекту художника оформлен фасад ее главного здания в Лаврушенском переулке).

В тимпане западной стены главного алтаря Предтеченского храма над Царскими вратами Васнецовым был написан Град Божий с фигурами ветхозаветной Троицы, Эммануил в Силах написан им в конхе (на своде и верхних частях стен) алтаря. По сторонам - символы четырех евангелистов. Подобное изображение Васнецов сделал и в церкви в Абрамцево, и в Свято-Владимирском соборе в Киеве.

Эммануил написан маслом, нимб - из мозаики сложнейшей техники, редчайшей как для России, так и для Европы: между двумя стеклышками впаяны пластинки из тончайшего сусального золота; написания букв - из серебра.

Предположительно в 1953-1954 годах, когда рядом с Предтеченским храмом строилась высотка на площади Восстания (Кудринской), фигура Эммануила была обновлена, вернее - полностью и очень грубо переписана приглашенными с той стройки "специалистами".

Кроме собственно фигур стены алтаря покрыты орнаментом, похожим на орнамент в абрамцевской церкви.

"Когда делали шурфы в алтаре для укрепления стен, - рассказывает Владимир Потапчук, - на сколах обнаружили под поздним слоем живописи другой слой. Нами были проведены пробные расчистки, и практически по всем стенам обнаружилась более ранняя живопись. У нас не было сомнения, что это - васнецовская рука, его творческая манера, в частности, мифологический растительный орнамент, такой сказочный. Все богатство было похоронено под глухим таким голубым цветом, и ничего не просматривалось".

После того, как художники-реставраторы расчистили сохранившиеся фрагменты оригинальной росписи, наступил черед художников-живописцев, восполнивших лакуны.

Находки продолжались. Летом 2007 года в ризнице Предтеченского храма, где хранятся облачения и церковная утварь, в ходе реставрационных работ сделана уникальная находка - эскиз храмовой росписи "Отечество" Васнецова.

На полотне высотой около двух метров изображен сюжет Новозаветной Троицы. В верхней части холста - Святой Дух, под Ним - Бог-Отец, сидящий на облаках в окружении серафимов, еще ниже - фигура распятого на Кресте Спасителя. Оплакивающие серафимы бережно поддерживают Крест с телом Христа, а другие заботливо укрывают Его своими крыльями. Как отметил художник-реставратор Вячеслав Панкратов, работа написана в типичной для Васнецова манере.

"Четко прослеживается, - считает он, - уверенная рука мастера: использована техника так называемой "сухой кисти", когда живопись не допускает исправлений. В характерном для художника стиле и колорите изображены крылья, тело Христа".

Сохранился также авторский подрамник, на который натянут холст. Подписи картина не имеет, так как по православной традиции то, что делается для храмов, не подписывается. "Потребуется длительная, кропотливая работа по склеиванию волокон встык для ликвидации ряда разрывов полотна", - отметил Панкратов.

По предположению настоятеля храма, епископа Бронницкого Амвросия, эта работа предназначалась для главного алтаря:

"Изображение сделано таким образом, что его можно рассматривать на просвет. Так действительно раньше делали, когда на горнее место помещали ту или иную икону, и она либо подсвечивалась естественным светом с востока, солнечным светом, либо искусственным светом".

После реставрации произведение Васнецова будет выставлено в центральной части храма под стеклом с подсветкой.

* * *

15 марта 2008 года, в день 160-летия со дня рождения Виктора Васнецова, в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне была совершена панихида по великому русскому художнику. Заупокойное богослужение возглавил епископ Бронницкий Амвросий. "Буквально недавно, - сказал в своем слове владыка Амвросий, - в главном алтаре были обнаружены росписи и орнаменты, принадлежащие кисти Васнецова... Мы, духовенство и прихожане храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, считаем своим долгом помолиться об упокоении души этого великого русского живописца, православного христианина и просто замечательного человека, который оставил нам это наследие, которое мы призваны возродить и дать ему новую жизнь".

Находки творений Васнецова еще раз доказывают, что храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне - художественная жемчужина России. В 2008 году, когда празднуется 1020-летие Крещения Руси, по молитвам духовенства и прихожан храма, с помощью благотворителей многие из шедевров Васнецова на Пресне уже спасены руками мастеров-реставраторов.

Ранее реставрация велась в основном на средства прихода, которых, увы, не хватает. Теперь за счет средств бюджета Москвы здание Предтеченского храма полностью обследуют и отреставрируют к 2009 году.

Мария ГОЛОВКИНА - искусствовед, Государственная Третьяковская галерея

http://www.fondsk.ru/article.php?id=1505



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме