Одинокая фигура девушки в старообрядческом скитском одеянии среди бескрайних просторов выразила мысль, ставшую у Нестерова главной: это затаенное, спрятанное от мира чувство непосредственного и прямого предстояния человека пред Богом - идеал иночества. По этому художническому пути Нестеров и пойдет далее, на нем и прославится.
В начале 1898 года Великий Князь Сергий приобрел вариант этой картины на периодической выставке в Москве. Нужно сказать, что князь не только прекрасно разбирался в живописи, но и глубоко чувствовал присутствие в искусстве духовного начала. Очевидно, картина Нестерова поразила его глубиной и искренностью переживаемого религиозного чувства. Хотя его любимая супруга еще не думала о монашестве, но душа ее была вся устремлена к Богу. Князь Сергий увидел, вероятно, какую-то параллель между "Христовой невестой" Нестерова и Елизаветой Федоровной. При жизни ему не дано было увидеть, насколько он оказался близок к истине.
Бывают в жизни необыкновенные, мистические совпадения. Этот эпизод жизни Великого Князя оказался явно промыслительным. Приход картины в великокняжеский дом предварил иные, знаменательные события в жизни князя и, главным образом, его супруги - Великой Княгини Елизаветы Федоровны. После смерти Великого Князя в феврале 1905 года Елизавета Федоровна посвятила свою жизнь обустройству Марфо-Мариинской обители милосердия. Покровский храм и трапезную был призван Великой княгиней расписывать художник Нестеров. Первый их разговор об этой работе следует отнести к 1907 году. А закончилось это замечательное сотрудничество двух подвижников написанием картины "Невеста Христова", на которой запечатлен уже облик настоятельницы Марфо-Мариинской обители Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Очевидно, картина, приобретенная Сергием Александровичем, глубоко запала в душу княгини. "Она изображена почти в полный рост, в профиль, в белом одеянии сестер обители, с небольшим букетом цветов в руках. Ее образ введен в пейзаж, едва намеченный, с высокой линией горизонта: на фоне белой ограды и белой алтарной стены Покровского храма... Справа - невысокая изгородь и тонкая березка как олицетворение России" (Алехина Л.И. Образ Великой Княгини Елизаветы Федоровны в этюде М.В. Нестерова "Невеста Христова" \ Память как максима поведения. Материалы Свято-Елизаветинских чтений. М., 2001. С. 80).
Скорбью была навеяна первая нестеровская картина "Невеста Христова". В великих скорбях окончили свой земной путь Великий Князь Сергий и его супруга, ныне прославленная Церковью преподобномученица Великая Княгиня Елизавета. Но разве не скорбями входят, по слову Самого Спасителя, в Царство Небесное? И не таковые ли скорбные "Невестами Христовыми" нарекутся?
http://www.ioannp.ru/publications/133019