О духовной литературе нашего времени

Протоиерей Артемий Владимиров о новой книге архимандрита Рафаила (Карелина) "На пути из времени в вечность. Воспоминания". Издательство Саратовской епархии. 2008 г.

0
137
Время на чтение 5 минут
Эта долгожданная книга содержит в себе воспоминания одного из самых значимых духовных писателей и богословов нашего времени архимандрита Рафаила (Карелина). В ней вы найдете драгоценные для современника воспоминания о встретившихся на жизненном пути о. Рафаила подвижниках благочестия: это и знаменитые Глинские старцы - митрополит Зиновий, схиархимандрит Андроник, схиархимандрит Серафим; это и Патриархи-Католикосы Грузии послевоенных лет; блаженные, Христа ради юродивые; благочестивые христиане.

В книге содержится замечательная беседа об Иисусовой молитве, которая является духовным посохом для всякого христианина. Очень значимы изречения подвижников благочестия нашего времени, большинство из них отцу архимандриту Рафаилу повстречалось в Грузии, где прошла его юность и где он подвизается и поныне.

Мне хотелось бы преимущественное внимание уделить главе, посвященной схиигумену Савве (Остапенко), замечательному подвижнику, наставнику 60-х годов ХХ столетия, духовные чада которого до сих пор не желают и не могут забыть своего доброго пастыря, погребенного в Псково-Печорском монастыре. Раскрыв эту главу, вы прежде всего обращаете внимание на фотографию схиигумена Саввы (Остапенко), который уже в зрелых годах, имея молитвенный навык, поступил простым иноком в Троице-Сергиеву Лавру и очень скоро, как цветущая вишня привлекает к себе шмелей и пчел, привлек к себе десятки и сотни душ, жаждавших духовного окормления. С фотографии на Вас смотрит схиигумен Савва, от теплого отеческого взора и любящих лучезарныхгографияего глаза которого просто невозможно отвести взгляд. Чуден дар отца Саввы - любить преданно, бесконечно, жертвенно, забывая самого себя.

"Молитвы такой силы, которой обладал отец Савва, я не встречал ни у кого, - пишет отец Рафаил,- Я воспринимал его как преемника праведного отца Иоанна Крондштадского. Мне кажется, что отец Иоанн Крондштадский благословил даром молитвы отца Савву, как будто бы даровал ему силу и высокое дерзновение молиться за людей. Схиигумен Савва был всегда радостен, словно он только что получил какую-то дорогую для него весть и хочет поделиться ее со всеми нами. Но особенно преображался он во время храмовой молитвы, тогда и облик его напоминал отца Иоанна. Я помню его взгляд лучистый, ясный, глубокий, как будто проникающий до глубины души. Эти глаза были чистыми, как кристаллы, через которые сияет вечность...".

Отец Рафаил в этих воспоминаниях пишет о том, как он стал свидетелем литургического служения отца Саввы: "Особая благодать мира, покоя, тишины осеняла всех молящихся. Нам с вами остается только жалеть, что мы можем, читая эти воспоминания, лишь слышать эти свидетельства, но никогда уже не станем вплоть до встречи с подвижниками русской земли на Страшном суде свидетелями их дерзновенной молитвы. А каким был отец Савва в его пастырстве? Лучезарный, светлый батюшка был достаточно строгим и определительным. Он не любил подолгу говорить с людьми. Дело в том, что спасение, по утверждению преподобного Амвросия Оптинского, не во многих словах заключается. Отец Савва говорил, что нужно уметь руководить духовными чадами и, скрывая любовь, проявлять к ним разумную строгость. Он говорил, что для решения духовных вопросов достаточно нескольких минут, и нельзя позволять людям распоряжаться твоим временем, что для правильного руководства надо встречаться с человеком не часто и на короткое время, объясняя ему это, например, так: "У меня есть для тебя 5 минут, уложись в это время, ты не один". Или же можно сказать человеку, чтобы он написал исповедь или вопросы на бумаге не более одной страницы. Исключения отец Савва делал для тех, кто приезжал издалека. Очень часто он, не отвечая на вопросы, говорил: "Я помолюсь о тебе". И, как правило, человек получал ответ, иногда совершенно неожиданно...".

Кажется, очень простые, но глубоко значимые истины. Ведь весьма часто мы с вами, дорогие братья и сестры, вольно или невольно отклоняясь от Евангельского идеала, позволяем обольщать самих себя и выбираем подмены и суррогаты, скрывающие от нас Христа. Да, действительно, "спасение не во многих словах заключается". И тот, кто хочет изложить, выплеснуть свою сердечную боль, тот, кто хочет получить совет, дабы найти золотую середину, царский путь, и выйти из недоумения, конечно же, в состоянии и за малые минуты изъяснить суть своего вопроса. И как часто человек, сбивающийся с темы на тему, подменяет подлинную просьбу, подлинное покаяние таким словоизвержением, иногда рисуясь и красуясь, иногда впадая в праздное многословие, а, значит, и в осуждение, утомляя пастыря, которого, безусловно, ждут еще многие дела, неведомые этому словоохотливому собеседнику.

Можно сказать, что отец Савва общался с людьми через молитву, беседа была только подспорьем. Он говорил о том, что встреча с духовным отцом должна быть для человека событием, а не обыденностью, что ни одно слово духовника, даже сказанное в шутку, не должно пропускать без внимания. Он говорил, что некоторые духовные чада за три минуты пребывания с ним получают больше, чем другие за неделю.

О. Рафаил продолжает: "Какие страсти отец Савва считал самыми губительными для современного человека? Как ни странно, батюшка не назвал ни блуд, ни гордость. Я как-то спросил у него: "Какая страсть самая опасная и какой грех самый губительный?" Он ответил: "Трусость и боязливость. Такой человек живет всегда двойственной, ложной жизнью. Он не может довести доброго дела до конца, всегда как бы лавирует между людьми. У боязливого кривая душа, если он не поборет в себе эту страсть, то неожиданно под действием страха может стать отступником и предателем". Когда я спросил: "А как преодолеть эту страсть?" Он ответил: "Преодолевай ее в малом, не надейся на людей, в том числе на себя, а уповай на Бога". А затем добавил: "Молись Божией Матери - Она наша взбранная Воевода".

Отец Рафаил пишет о первой встрече, которую даровал ему Господь с будущим схиигуменом Саввой в коридоре, в покоях наместника Троице-Сергиевой Лавры. Там благодатный батюшка ждал решения своей судьбы. Дело в том, что в душные хрущевские годы, когда наша Церковь была откровенно гонима, всякое скопление людей уже привлекало к себе внимание невидимых, но вездесущих агентов Комитета госбезопасности. Тем паче сердце России, Троице-Сергиева Лавра, куда съезжались и стекались иностранцы, не могло быть вне поля зрения этих людей в штатском. Между тем, каждый Божий день у входа в монастырские строения толпился народ. Он ждал появления любимого батюшки, который никогда без улыбки не подходил к человеку. Народ ждал возможности принять от него благословение, увидеть его лучезарный взгляд, попросить старца о молитве. Энергии отца Саввы хватало на всех, никто не чувствовал ни холода, ни формального отношения, ни казенного обращения, но, как мотыльки вьются вокруг свечи, так народ кружил и кружил вокруг этого светильника Православия. Ясное дело, власти не могли простить Троице-Сергиевой Лавре такого светлячка, и вот приходит тайный указ отправить его подальше. Отец Савва направляется, конечно, не без Божьего Промысла, в знаменитый Псково-Печорский монастырь. Архимандрит Рафаил с удивлением замечает, что отец Савва, который, как оперившийся птенец, расставался с гнездом -Троице-Сергиевой Лаврой, не выказывал никакого волнения, ни раздражения, ни недовольства, но был спокоен, потому что вверил себя всецело в руки Господа Бога Вседержителя.

"... Научите меня молиться. Какова значимость молитвы Иисусовой в жизни христианина? Что нужно для того, чтобы научиться молиться не устами и перстами, а молиться сердечно? - вопрошал один молодой человек уже опытного монаха. И батюшка не отговорился двумя словами, но, приметив боголюбие в любознательном, духовно просвещенном юноше, обратил к нему свой взор, и этого взора было достаточно, дабы душа молодого человека навеки прилепилась во Христе к своему духовному наставнику. Первая встреча - не последняя встреча. Действительно, мы назовем подлинным таинством встречу духовного отца, который рождает вас в Духе Святом, благовествуя Вам Господа Иисуса Христа и открывая путь к духовно-нравственному совершенству через исполнение Евангельских заповедей...".

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2790
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Артемий Владимиров
«В молитвах неусыпающую
Богородицу». К 150-летию со дня рождения С.В.Рахманинова
16.09.2023
«Усекновение главы св. Иоанна Предтечи».
Тема вопросов: Целомудрие
11.09.2023
«Беседа на праздник Успение Пресвятой
Богородицы». Тема вопросов: «Мир душевный»
31.08.2023
Все статьи Протоиерей Артемий Владимиров
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Советский недобиток
25.04.2024 06:22
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07