itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

925 лет преставления прп. Антония Печерского, начальника всех русских монахов

Новости Москвы 
0
180
Время на чтение 16 минут

А. В. Назаренко, А. А. Турилов
АНТОНИЙ (+ 1073), прп., основатель Киево-Печерского монастыря, один из основоположников русского монашества
(Статья из II тома "Православной энциклопедии")

Прп.Антоний Печерский (фрагмент Свенской иконы Божией Матери)
Прп.Антоний Печерский (фрагмент Свенской иконы Божией Матери)
Память 10 июля, 2 сент., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших.

Сохранившиеся сведения об Антонии довольно противоречивы. В Повести временных лет (ПВЛ; 10-е гг. XII в.) в составе "Сказания, чего ради прозвася Печерский монастырь" (под 1051), а также в Киево-Печерском патерике (30-е гг. XIII в.) сохранились существенные следы жития Антония (Патерик содержит прямые ссылки на житие) или, вернее, повести о начале Печерской обители и о ее первых подвижниках, созданной в последней четв. XI в., но впоследствии (между сер. XIII и сер. XVI в.) утраченной (названное житие не следует смешивать с житием Антония, которое вошло в печатный Печерский патерик и представляет собой компиляцию XVII в.). По предположению А. А. Шахматова, следы жития Антония содержались в Начальном своде, созданном в Печерском монастыре в 90-х гг. XI в., откуда и были заимствованы в ПВЛ. Эта "антониевская" традиция в ряде случаев (в частности, в отношении хронологии) заметно отличается от др. печерской традиции - "феодосиевской", т. е. данных жития прп. Феодосия Печерского и некоторых свидетельств летописного Сказания об основании Печерского монастыря, что затрудняет восстановление основных хронологических вех деятельности Антония.

Антоний был родом из Любеча; его мирское имя Антипа сообщается только в одном списке ПВЛ - в составе "Летописца Переяславля Суздальского"; редакция сер.- 2-й пол. XV в. (ПСРЛ. Т. 41. С. 56). Антоний принял монашеский постриг в одном из афонских монастырей (что это был русский монастырь Ксилургу - распространенная, но ни на чем не основанная догадка) и через некоторое время вернулся на Русь. Сведения о 2 путешествиях Антония на Афон (2-е было предпринято якобы вследствие междоусобия после смерти св. равноап. кн. Владимира в 1015) появляются только во 2-й Кассиановской редакции Патерика (1462) и являются следствием стремления редактора преодолеть хронологические противоречия своих источников. Еще более позднего происхождения (XVIII-XIX вв.) местные афонские предания о пострижении Антония в Великой лавре св. Афанасия или монастыре Эсфигмену. Согласно упомянутому реконструируемому древнему житию Антония, преподобный вернулся на Русь и поселился в Варяжской пещере на берегу Днепра не позднее нач. 30-х гг. XI в., когда к нему пришли прп. Моисей Угрин, а затем Иларион, будущий святитель, Митрополит Киевский. В житии Антоний представлен в сане иеромонаха, который сам постригает в монашество и рукополагает во священники; после поставления игуменом Варлаама он удаляется в затвор, где и пребывает 40 лет до самого преставления.

В "феодосиевской" традиции наблюдается совсем иная, хронологически более достоверная картина. Вернувшись на Русь, Антоний не ранее 1051 г. поселился близ Берестова под Киевом в пещере, оставленной ушедшим на Митрополию свт. Иларионом. Вскоре иноческий подвиг Антония получил известность, и уже после смерти киевского кн. Ярослава Мудрого (1054) вокруг Антония начала складываться община монашествующих, среди которых были постриженики из ближайшего окружения киевского кн. Изяслава Ярославича - Варлаам и Ефрем, будущий святитель, митрополит Переяславский, что вызвало конфликт с князем. Антоний сам не постригал в монахи, а благословлял делать это прп. Никона, т. к. тот имел сан священника ("прозвутеру тому сущу и черноризцу искусну"). Видя умножение братии и стремясь к монашескому уединению, Антоний поставил Варлаама игуменом образовавшегося монастыря, сам же удалился в пещеру по соседству. Формально не являясь настоятелем, Антоний тем не менее продолжал оставаться непререкаемым авторитетом для братии, поскольку именно он принес на киевские горы благословение и аскетический опыт Святой горы. По благословению Антония была построена Успенская церковь над большой пещерой, затем - кельи и ограда, по совету и благословению Антония в 1062 г. или чуть ранее игуменом был избран прп. Феодосий. События 1068 г. (поражение русских князей половцами, восстание в Киеве, бегство Изяслава из столицы и вокняжение в ней полоцкого кн. Всеслава Брячиславича) привели к новому столкновению между Антонием и вернувшимся в мае 1069 г. Изяславом, причины которого не вполне ясны (Изяслав гневался на Антония "за Всеслава"). Во всяком случае идущее от М. Д. Приселкова представление о наличии в Печерском монастыре своеобразных противоборствовавших "политических партий" ("антониевской" - против Изяслава Ярославича и "феодосиевской" - против его брата черниговского, а затем киевского кн. Святослава) надо признать упрощением. Так или иначе в 1069 г. Антоний был вынужден укрыться в Чернигове у Святослава Ярославича, где стал основателем Болдинского пещерного монастыря, в Киев вернулся, очевидно, только после марта 1073 г. с вокняжением там Святослава. Здесь он вскоре скончался, успев, кажется, принять участие в 1073 г. в закладке каменного Успенского собора монастыря, место для которого было чудесным образом указано по молитвам святого. Антоний был погребен в своей пещере.

В отличие от прп. Феодосия Печерского в отношении Антония определенных сведений о времени его канонизации нет, письменная традиция не сохранила даже даты преставления Антония. Однако о почитании Антония в Печерском монастыре уже в посл. четв. XI в. можно судить по тому, что в это время здесь было составлено его житие. Иконы Антония и прп. Феодосия упоминаются в Патерике (слово 4), кроме того, на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери (ок. 1288?) изображены предстоящие Антоний и прп. Феодосий. Первое твердое свидетельство церковного почитания Антония вне Киево-Печерского монастыря - посвящение Антонию и Феодосию Печерским в 1394 г. церкви в тверском Желтикове Успенском монастыре Тверским еп. Арсением, составителем Арсениевской редакции Печерского патерика (ПСРЛ. Т. 11. С. 156). С рубежа XIV-XV вв. в списках Пролога 2-й редакции, происходящих из Северо-Восточной Руси, таких как Спасо-Прилуцкий (Абрамович Д. И. О Спасо-Прилуцком Прологе СПбДА // Новый сб. статей по славяноведению, сост. и изд. учениками В. И. Ламанского. СПб., 1905. С. 286) и Успенский Прологи (ГИМ. Усп. 3-перг.) 1410-1425 гг., под 7 (реже под 3) мая помещается переделка "Сказания, чего ради прозвася Печерский монастырь", именуемая "Слово об Антонии" или "Успение Антония" (нач.: "Князю Ярославу, сыну Володимерю, княжащю в Киеве"). Однако дата этих списков не определяет времени создания памятника, т. к. более ранние списки Пролога, созданные во Владимиро-Суздальской Руси, не сохранились, при том что данная разновидность отличается большой архаичностью состава, указывающей на формирование сборника скорее в домонгольское время. В середине - 3-й четверти XV в., возможно одновременно с написанием службы Антонию, создается и новая версия Слова о преподобном, именуемая в заголовке житием (нач.: "Великому князю Володимеру Святославичу царствующу в Киеве, при сем бысть блаженный Антние от града Любеча"), также на основе Сказания о Печерском монастыре. Текст помещается под 10 июля и снабжен стихом: "Антоние, возлюбив пещеру темную, доброты земныя оплевав, светло просия. Иже к Антонию притечет, грехом прощение приемлет. Антоние от земных к Богу преидет"; памятник встречается в украинско-белорус. списках XV-XVI вв. Стишного Пролога особой редакции (старший список - Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19. N 100. 1496 г. Л. 363-364), к созданию которой, возможно, имел отношение Пахомий Логофет (Турилов. Южнославянские памятники). Даты памяти Антония 7 (изредка 3) мая и 10 июля существовали в традиции XV-XVII вв. параллельно: майская - по преимуществу в Прологе (хотя иногда к ней бывают приурочены и песнопения, напр., тропарь и кондак в сборнике 2-й пол. XV в. книгописца Евфросина - РНБ. Кирилло-Белозер. N 6/1083. Л. 247 об.- 248), в XVII в. она попадает и в печатные издания этого сборника (Сергий. Месяцеслов. Т. 1. С. 349); июльская же - в богослужебных книгах. Окончательно июльская память стала главенствующей не ранее 2-й пол. XVII в. При архим. Варлааме (Ясинском; 1684-1690; впосл. митр. Киевский) установлено празднование Собору преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в 1843 г.- празднование общей памяти всех преподобных отцов Киево-Печерских.

В Успенском соборе Киево-Печерского монастыря Антонию был посвящен один из 4 престолов, устроенных на хорах церкви. С XVII в. имеются упоминания о церкви во имя Антония в Ближних пещерах. Между 1473 и 1510 гг. в Псково-Печерском монастыре была построена деревянная церковь во имя Антония и Феодосия Печерских. Около 1522-1523 гг. вместо нее при расширении пещерной соборной Успенской церкви был устроен одноименный придел. Придел во имя Антония и Феодосия Печерских существует в усыпальнице под Успенским собором (1648) нижегородского Печерского в честь Вознесения монастыря. В московском во имя Страстной иконы Божией Матери женском монастыре при трапезной находилась церковь во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских (освящена в 1899).

Мощи Антония почивают под спудом в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, место погребения по лаврской традиции отмечено иконой святого, рядом расположена пещерная церковь во имя Антония и его келья, описанные в "Тератургиме" Афанасия (Кальнофойского) 1638 г., где упоминается, что "Москва" пыталась захватить мощи Антония.

Э. П. Р.

Гимнография

В 1459-1461 гг. по благословению свт. Ионы в Новгороде Пахомий Логофет составил службу Антонию (самый ранний список: РНБ. Сол. N 518/537, кон. XV в.). Служба бденная, содержит 2 канона святому, в 7-9-й песнях канонов помещен словесно-буквенный акростих: "Повелением святейшего архиепископа Великого Новогограда влыдыки Ионы благодарное сие пение принесеся великому Антонию Печерскому моею рукою Пахомиа иже от Святые горы" (Спасский. С. 115). В службе подробно излагается житие святого. В первопечатном рус. Типиконе 1610 г. (также как и в др. печатных Уставах XVII в.) под 7 мая выписано бдение Антонию с указанием о переносе пения последования, если память Антония совпадает с каким-либо праздником Цветной Триоди. В 1643 г. в Киеве был составлен канон преподобным отцам Печерским, автором которого считается Мелетий Сириг. В 1-й песне канона прославляются основатели Печерского монастыря - Антоний и прп. Феодосий (Акафисты и каноны. К., 1686. Л. 364 об.). Вероятно, в нач. XVIII в. была составлена еще одна служба - полиелейная, общая Антонию и Феодосию Печерским, в Минее (МП) она помещена под 2 сент., к ней добавлены 2-й тропарь, 2-й кондак, икос, 2-й канон, составленные свт. Ростовским Димитрием (Туптало). В XIX в. составлены акафисты - общий Антонию и прп. Феодосию (К., 1865) и Антонию (К., 1888; автор - А. Ф. Ковалевский).

Припевы Антонию и Феодосию Печерским встречаются в великорусских нотных (крюковых) рукописях XVII - нач. XX в. В украинско-белорус. нотолинейных Ирмолоях XVII-XVIII вв. помещаются ирмосы и стихиры Антонию. (Ясиновский Ю. Украiнськi та бiлоруськi нотолiнiйнi Iрмолоi 16-18 стт. / Каталог i кодикологiчно-палеографiчне дослiдження. Львiв, 1996. N 108, 333, 335 и подобны А. и Феодосию Печерским (Там же, N 101).

Ист.: Акафисты и каноны. К., 1686; Патерик Киевского Печерского монастыря / [Изд. Д. И. Абрамович]. СПб., 1911 (по указ.); ПСРЛ. Т. 1. Л., 1926-19282 (по указ.); Т. 2. СПб., 19082. Стб. 144-148, 184-187; Минея (МП). Июль. С. 521; Сент. С. 58; Редкие акафисты Киево-Печерской лавры. К., 1996. С. 132, 152.

Лит.: Описание Киево-Печерской лавры. С. 290; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 48; Шахматов А. А. Киево-печерский патерик и Печерская летопись // ИОРЯС. 1897. Вып. 2/3. С. 795-844; он же. Житие Антония Печерского и Киевская летопись // ЖМНП. 1898. Март. С. 105-149; он же. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 257-289; Голубинский. История канонизации. С. 59-60; Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-ХII вв. СПб., 1913. С. 167-178; Розанов С. П. К вопросу о Житии прп. Антония Печерского // ИОРЯС. 1914. Вып. 19/1. С. 34-46; Пархоменко В. А. В какой мере было тенденциозно не сохранившееся древнейшее "Житие Антония Печерского"? // Там же. С. 237-242; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. П., 1951. С. 114-116; Heppell M. The "Vita Antonii", a Lost Source of the "Paterikon" of the Monastery of Caves // Bsl. 1952-1953. T. 13/1. P. 46-58; Bosley R. D. A History of the Veneration of SS. Theodosij and Antonij of the Kievan Caves Monastery from the Eleventh to the Fifteenth Century. Yale Univ: Diss. 1980; idem. A. A. Sachmatovs. These einer verschollenen Vita des hl. Antonij // Sprache und Literatur Altrusslands. Munster, 1987. S. 1-5. (Studia slavica et baltica; T. 8); Thomson F. J. Saint Anthony of Kiev - the Facts and the Fiction: The Legend of the Blessing of Athos upon Early Russian Monasticism // СТЕФАНОС: Studia byzantina ac slavica Vladimiro Vavoinek ad annum sexagesimum quintum dedicata. Praha, 1995. P. 637-668 (Bsl. T. 56/1-3) (Библиогр.); Артамонов Ю. А. К истории Жития Антония Печерского // Средневековая Русь. М., 2001. Вып. 3; Турилов А. А. Южнославянские памятники в литературе и книжности Литовской и Московской Руси XV - 1-й пол. XVI в.: Парадоксы истории и географии культурных связей // Славянский альманах 2000. М., 2001. С. 255-258, 273-274.

И. Б. Черномаз

Иконография

Известно несколько типов изображения Антония: единоличные, вместе с прп. Феодосием (как устроителей Киево-Печерской обители), в ряду избранных святых, на иконах Собора Киево-Печерских святых. Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в XII в. существовали иконы Антония и прп. Феодосия Киево-Печерских, которые игумен монастыря прп. Никон показывал приходившим. Древнейшее изображение Антония, предстоящего Богоматери, сохранилось на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери, ок. 1288 г.? (ГТГ): святой представлен справа, в монашеской мантии с золотыми застежками, поручах, аналаве, островерхом схимническом куколе с крестами, левая рука в молении, в правой - развернутый свиток с текстом: "Молю вы оу Бога держимъся [...] въздержанье и не ленмься и[...]а бо о сем Г[...]д помощьника", слева - прп. Феодосий. Эта иконография получила распространение с XVI в. (напр., икона XVI в. (ГММК); икона сер. XVII в. северных писем (ГТГ); средник пророческого ряда иконостаса Успенского собора г. Тулы, XVIII в.; икона XVIII в. (ЦМиАР)). Отдельный извод этой иконографии представляет икона сер. XIX в. (ЦМиАР), на которой руки Богородицы возложены на плечи Антония и Феодосия. Последний восходит, скорее всего, к украинской гравюре XVII в. Старейший известный образец - в киевском издании "Акафистов" (1693). Известны образцы усложненной композиции с фронтальными фигурами митрополитов Петра (слева от Антония) и Алексия (справа от Феодосия), напр., в рукописных нотных Ирмологиях 1651 г. (НЦ(Л) Q 339. Л. 173об.; мастер Иоанн Стефанович) и 1691 г. (БАН. Собр. Э. Калужняцкого 15. Л. 212 об.; мастер Константин Белинский).

При восстановлении Успенского собора в 1470 г. вел. киевским кн. Симеоном Олельковичем собор был украшен снаружи шиферным резным триптихом с ростовыми изображениями Антония и прп. Феодосия по сторонам Богородицы (в типе "Нерушимая Стена"); позднее триптих был вставлен в стену лаврской колокольни. По описанию 1655 г. архидиакона Павла Алеппского, в местном ряду иконостаса церкви Успения Богородицы находилась икона преподобных Антония и Феодосия (известна по воспроизведению в меднолитой модели иконостаса, изготовленной по изволению Никона, Патриарха Московского и всея Руси, для устройства иконостаса в Новоиерусалимском монастыре (Петров. Вып. 3. С. 32)). Вероятно, ее копией является икона преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, XVI в.? (под записью) киевских писем (Петров. Вып. 2. С. 20), где преподобные изображены в рост, фронтально, в схимнических облачениях, куколях, Антоний двуперстно благословляет, в левой руке свиток. Антоний вместе с Феодосием включены в состав ростового преподобнического Деисуса, написанного в середине - третьей четверти XVI в. (в игуменство прп. Корнилия) на алтарной преграде придела во имя Антония и Феодосия Печерских пещерного храма Успения Пресвятой Богородицы Псково-Печерского монастыря (фрески раскрыты в 1970). По описи 1585-1587 гг. Псково-Печерский монастырь был исключительно богат иконами с изображением Антония. В местном ряду Успенского собора имелись отдельные иконы Антония и Феодосия, вложенные в 1583-1584 гг. в числе др. псковской помещицей Пелагеей Пушкиной, и общая икона этих святых "на золоте", в церкви 40 мучеников Севастийских их изображения входили в состав 13-фигурного Деисуса, а также помещались на общей местной иконе.

В молении перед Богородицей с Младенцем, с видом Успенского собора внизу в центре, преподобные представлены на колоколах Киево-Печерской лавры, 1719-1720 гг., на украинской иконе начала XIX в. (НКПИКЗ), на ростовских эмалевых иконах середины XIX в. и 2-й поовины XIX в. (ЦМиАР). Преподобные также изображаются предстоящими чтимым иконам Божией Матери: Успения Богородицы - на иконе конца XVIII в. (Петров. Вып. 3. С. 46. Рис. 24), на деревянных паломнических резных иконках XIX в. (ЦМиАР); Ченстоховской - на иконе начала XVIII в. (ЦМиАР); Одигитрии - на литом складне (выговское литье) конца XVIII - начала XIX в. (ЦМиАР).

Изображение Антония в ряду избранных святых помещено в клеймах на полях шитых пелен 2-й пол. XV в.: с образом Божией Матери "Неопалимая Купина" из Кириллова Белозерского монастыря (ГРМ); "Успение Богородицы" из владимирского Княгинина монастыря (ГТГ); "Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому" московской работы (ГММК) - везде по пояс, с непокрытой головой, со свитком в руке; на обороте двусторонней шитой пелены "София, Премудрость Божия - Свт. Николай Чудотворец, вмч. Никита, преподобные Антоний и Феодосий Печерские", происходящей из церкви вмч. Никиты в Новгороде, где был придел во имя Антония, 2-я пол. XVI в. (ГРМ) - фронтально, в рост, в куколе. Так же Антоний представлен на обороте новгородской таблетки "Распятие Христово - Сщмч. Антипа, еп. Пергамский, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские", 2-я пол. XV в. (ГТГ); на псковском походном иконостасе, 3-я четв. XVI в. (ТКГ) - в нижнем ряду, в числе преподобных; на украинской иконе "Ангел-хранитель с преподобными Антонием и Феодосием Печерскими", 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ); в клейме на офорте "Вид Эсфигменской обители на Афоне" 1847 г. (Гос. лит. музей, Москва) и др.

К единоличным изображениям Антония относится шитый покров нач. XVI в. (ГРМ), изготовленный для Киево-Печерского монастыря и вложенный в 1586 г. в Кириллов Белозерский монастырь московским приказным дьяком Львом Вокшариным: куколь выполнен светлым шелком, преподобный благословляет двуперстно и держит в левой руке развернутый свиток с текстом, аналогичным надписи на Печерской иконе. Образ преподобного имеется на иконе 1-й пол. XVI в. (ГТГ) - по пояс; на иконе начала XX в. (ГЭ), выполненной М. И. Дикаревым,- на фоне пейзажа с Успенским собором и колокольней, в рост, с развернутым свитком в руке; помещен в минейных циклах на май, напр., на вологодской иконе конца XVI в. (ВГИАХМЗ) из церкви во имя прп. Димитрия Прилуцкого, на ростовской эмалевой иконе кон. XVIII в. (ГМИР).

В композиции "Древо Киево-Печерских святых": на иконе 60-х гг. XVII в. (УИХМ); на створке панагии архимандрита Иосифа (Тризны) 1655 г., работы киевского серебряника и гравера Феодора (ГРМ); на окладе Евангелия 1701 г. (НКПИКЗ) - Антоний и Феодосий представлены насаждающими древо.

В изображении Собора Киево-Печерских святых (известно в гравюре с 1-й пол. XVIII в.) Антоний представлен, как правило, в центре, перед группой святых, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах: икона 1-й пол. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры? (ЦМиАР) - с развернутым свитком в правой и четками в левой; раскрашенная литография 1883 г. из мастерской А. Абрамова (ГРМ).

Софийский иконописный подлинник 2-й четверти XVII в. предписывает изображать Антония "в схиме, около главы кудерци малы, сед, брада Иоанна Богослова, ряска санкир з белилы" (РНБ. Соф. N 1523. Л. 151, 7 мая); в более позднем подлиннике, 30-х гг. XIX в., упомянуто его преставление: "Погребают его священницы, и диякони, и князи, и народи, стары и русы, всяким подобием" (ИРЛИ. Перетц. N 524. Л. 183 об., 10 июля), указаны варианты надписей на свитках: "Се удалихся бегая и водворихся в пустыню. Господи, утверди мя на месте сем, да будет на нем благословение Святые горы и моего игумена, иже мя постриг во иноческий чин" (Л. 155 об., 6 мая), "Любяй Бога ангельское житие поживет, бдя, постяся, поя и моляся присно, по всяком человеце добрая помышляя" (Л. 233 об.).

В Радзивиловской летописи (БАН. 34.5.30, кон. XV в.) под 1051 г. помещена "Повесть об основании Печерского монастыря", где на 5 миниатюрах изображен Антоний в монашеском одеянии, с непокрытой головой, в сюжетах: пострижение святого на Афоне и его возвращение в Киев (Л. 90 об.); устройство Антонием кельи на берегу Днепра в пещере, где подвизался свт. Иларион, митр. Киевский, и труды преподобного (Л. 91 - вверху); вел. кн. Киевский Изяслав Ярославич испрашивает у преподобного благословения и молитв (Л. 91 - внизу); Антоний поставляет прп. Варлаама во игумены Печерской обители и уходит в пещеру (91 об.); прп. Варлаам, игумен Киево-Печерский, и братия испрашивают у Антония благословение на расширение монастыря, и один из монахов приходит к вел. кн. Изяславу Ярославичу за подтверждением права на новые земли (Л. 92). Некоторые из сюжетов воспроизведены в изданиях Киево-Печерского патерика, напр., 1661 г. (с гравюрами мастера Илии), 1702 г. (гравер Леонтий Тарасевич), где имеются изображения принесения варягом Симоном варягом пояса и венца к преподобным Антонию и Феодосию, успения Антония и проиллюстрировано "Повествование о создании Великой Печерской церкви": явление Богородицы, Антония и прп. Феодосия "мулярам" во Влахернах, приход зодчих с иконой Успения Богородицы к Антонию и прп. Феодосию в Киев, чудо указания места основания церкви огненным столпом, выпадением росы, явлением Господа Антонию.

В изданиях Киево-Печерской типографии (с 1616), по мнению А. А. Гусевой, образы Антония и Феодосия Печерских являлись своеобразной "издательской маркой" (Гусева. С. 426), их изображения обладают большой вариативностью и входят в состав сложных богословских и аллегорических композиций. Преподобные Антоний и Феодосий изображены по сторонам Успенской церкви, рядом с входами в Ближние и Дальние пещеры (Агапит диак. Главизны. К., 1628). Антоний представлен в композиции "Печерская церковь - Виноградная лоза" (гравюра мастера Илии в издании Киево-Печерского патерика, 1661 г.), на рамке титула к "Акафистам" (К., 1663), выполненной мастером Илией, изображены Антоний и прп. Феодосий, "насаждающие древо",- Успенский собор. В ряде гравюр преподобные представлены по сторонам Богоматери или Ее икон: "Печерская (Свенская) икона Божией Матери с 2 ангелами за престолом" (Акафисты. К., 1636); заставка "Богоматерь "Знамение" с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием" (Триодь Цветная. Львов, 1642) - Антоний без куколя; "Преподобные Антоний и Феодосий в молении перед иконой Божией Матери Одигитрия", гравюра Дионисия Сенкевича (Октоих. Чернигов, 1682); "Икона Успения Богородицы с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием и парящими ангелами" (Беседы на 14 посланий ап. Павла свт. Иоанна Златоуста. К., 1623); заставка "Богоматерь с Младенцем с поясными изображениями по сторонам преподобных Антония и Феодосия" работы мастера Илии (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661). Имеются также единоличные изображения святого: в Минее праздничной (К., 1619) - в рост, с развернутым свитком в обеих руках; в "Трубах словес проповедных" Лазаря (Барановича), архиепископа Черниговского (К., 1674); в Акафистах (К., 1693) - с избранными преподобными на полях. Образ Антония с клеймами жития работы мастера Илии имеется в изд. Киево-Печерского патерика 1661 г. Успение преподобного помещено на заставке "Минеи общей с праздничной" (К., 1680).

Известны аллегорические композиции с образом Антония: гравюра из книги Иннокентия (Гизеля) "Мир с Богом человеку" (К., 1669), посвященная царю Алексею Михайловичу,- Антоний и прп. Феодосий в виде шестикрылых серафимов; гравюра из "Минеи общей с праздничной" (К., 1680), посвященная царю Феодору Алексеевичу,- Антоний с крестом в правой и венцом в левой руке; гравюра на взятие Азова (см. Азовская икона Божией Матери) работы Л. Тарасевича (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1702) - в рост, с непокрытой головой; гравюра "Венец Пресвятой Богородице" мастера Илии (Патерик, или Отечник, Печерский, 1661) - Антоний представлен по пояс, "яко солнце сияяй", прп. Феодосий "яко луна", преподобные иноки Киево-Печерские в виде звезд вокруг Богородицы с Младенцем.

Лит.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3-5; Петров Н. И. Альбом достопримечательностей церковно-археологического музея при КДА. К., 1913. Вып. 2. С. 20, N 4465. С. 29-33; Вып. 3. С. 46. Рис. 24; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 143-144. N 92; Т. 2. С. 35-36, 65, 492. N 380, 416, 1028; Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М., 1971. С. 13-15; Украинские книги кирилловской печати XVI-XVIII вв. / Каталог изданий, хранящихся в ОРГБЛ. М., 1976-1990. Вып. 1-2; Гусева А. А. Старопечатная книга // 1000-летие русской художественной культуры: Каталог. М., 1988. С. 426; Малков Ю. Г. Художественные памятники Псково-Печерского монастыря // Древний Псков: История, искусство, археология. М., 1988. С. 200-203, 211; Сорок сороков. Т. 1. С. 212; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 55-56; Каталог ГТГ. Т. 1. С. 70-71. Кат. 16; Русские монастыри: Искусство и традиции / ГРМ. Б. м., 1997. С. 110.

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=54169&p_comment=belief&call_action=print1(sedmiza)
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии