Ливанский синдром

Епископ Нифон о судьбе православия на Ближнем Востоке

Новости Москвы 
0
232
Время на чтение 5 минут
Корреспондент "НГР" побеседовал с представителем Патриарха Великой Антиохии и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси епископом Нифоном (Сайкали)

- Ваше Высокопреосвященство, последние месяцы вашу родину, Ливан, раздирает жестокое гражданское противостояние. Несмотря на избрание президента, которое, как ожидалось, примирит власть и оппозицию, в середине июня вспыхнули беспорядки на севере страны, где, в частности, располагаются центры ливанского православия, например, университет Баламанд. Последнее по времени столкновение между боевиками различных исламистских группировок произошло в минувший четверг. Как междоусобица в Ливане отражается на жизни паствы Антиохийской Православной Церкви Востока и вообще ливанских христиан?

- Ливан - самое демократичное государство на Ближнем Востоке. Политические свободы при всех своих преимуществах создают благоприятный климат для споров, перерастающих порой в распри. Поэтому Ливан стал удобной ареной для столкновения интересов различных стран. США и Саудовская Аравия противостоят Ирану и Сирии, и это отражается на ливанской политике. Многие линии напряженности в мире сходятся в этой стране. При этом как таковых внутренних противоречий, в том числе между религиозными общинами, не существует. Все наши проблемы навязаны нам извне. Многие общины в Ливане связаны с внешними силами и зависят от них. Шииты пользуются покровительством Ирана, сунниты получают поддержку от Саудовской Аравии.

Православные ливанцы стараются не вмешиваться в это противостояние. Нам нечего требовать, нечего добиваться. По Конституции Ливана за православной общиной закреплены должности заместителей премьер-министра, председателя парламента, депутатские места и портфели нескольких министров. Христиане в Ливане не ищут иностранных покровителей и поэтому настроены в большей степени на поддержку национальных интересов, нежели некоторые наши соседи. Но, безусловно, простые граждане ощущают на себе все опасности, существующие в современном Ливане, и то напряжение, что царит на улицах наших городов. Кроме того, снижается уровень жизни. Ведь христиане живут бок о бок с представителями других религий.

- Ощущают ли православные ливанцы поддержку со стороны единоверцев - граждан России, самой большой православной страны мира?

- Когда ждешь поддержки извне, сразу возникают претензии со стороны иных сил, сразу появляются противники. Мы стараемся, чтобы нас не ассоциировали с какой-то внешней силой. Мы чувствуем, конечно, духовную поддержку Русской Православной Церкви, но у нас нет сейчас таких проблем, которые бы потребовали какого-то заступничества или иных ощутимых действий со стороны наших братьев из России.

- В своих выступлениях вы неоднократно говорили, что между Антиохийской и Русской Церквами существуют особые отношения. В чем причина такой близости?

- Когда Православная Церковь на Востоке находилась под турецким игом, Русская Церковь защищала нас. Во времена страданий единственной опорой для христиан Ливана была Россия. Консул России шел к султану и просил, чтобы не трогали православных. В 1848 году было открыто подворье Антиохийской Православной Церкви в Москве (настоятелем которого я являюсь уже больше 30 лет). В то время нам просто необходима была политическая и материальная поддержка. Сейчас у нас прекрасные отношения с РПЦ, но в защите мы больше не нуждаемся. Только в любви, и эту любовь мы постоянно ощущаем, начиная с Предстоятеля Русской Церкви Святейшего Патриарха Алексия и заканчивая любовью простого православного человека в России. Наша Церковь достаточно надежно защищена законами Ливана и Сирии.

- В последнее время растет влияние Российской Федерации, а в связи с этим и Русской Православной Церкви. Этот процесс не всеми воспринимается позитивно, даже в православном мире. К примеру, активность Московского Патриархата вызывает нечто вроде ревности у клира Церквей, священноначалие которых - этнические греки. Возможно, многие вспоминают прецедент с Антиохийской Церковью, когда не без подачи российской дипломатии Патриархами с 1898 года становятся этнические арабы?

- Это очень чувствительный вопрос. Я бы хотел обратиться к нему с позиций не враждебности, а любви. Иерархи в Константинополе и Иерусалиме должны понять, что необходимо расширять клир за счет священнослужителей из арабов. Надо как-то менять менталитет. Я слышал, что у Иерусалимского и Константинопольского Патриархатов есть какие-то возражения против расширения русского присутствия на Ближнем Востоке. Это зря. Надо понимать, что российское государство - это одно, а Русская Православная Церковь - совершенно другое. Конечно, РПЦ играет огромную роль как в православном мире, так и в межрелигиозных отношениях. Но она не претендует на какое-то политическое влияние на международной арене, стремясь лишь к братским отношеням с другими Поместными Церквами. Я хочу призвать наших греческих братьев вместе с русскими расширять влияние православия в мире. Русская Церковь - великая Церковь, и Церквам-сестрам надо брать от нее силу для проповеди нашей веры.

В любом случае Московский Патриархат поддерживает Иерусалимский Патриархат как единое целое, не различая греков и арабов. А вот среди паствы Антиохийской Православной Церкви Востока сейчас остались только арабы. 2,5 миллиона в Сирии, Ливане, Ираке и 5,5 миллиона в диаспоре (Бразилия, Аргентина, США, Европа) - все арабы. Часть паствы Антиохийской Церкви проживает в Греции, эти приходы находятся на канонической территории Элладской Православной Церкви. Но прихожане все арабы: палестинцы, эмигрировавшие с Ближнего Востока в 1948 году, а также сирийцы и ливанцы.

- Какая судьба, на ваш взгляд, ожидает православных палестинцев в случае создания палестинского государства, учитывая происходящее сегодня в Газе, где радикальное исламистское движение ХАМАС узурпировало власть?

- Конечно, палестинские христиане разделяют устремления своих соплеменников-мусульман, хотя христиан уже очень мало осталось в Палестине. В секторе Газа их вообще больше нет, все эмигрировали. Я не думаю, что в Палестине с христианами случится то же, что случилось в Ираке, где происходило и происходит нечто страшное. Уничтожаются христиане, как миряне, так и священство, и даже епископат. Ирак и Кувейт ведь тоже каноническая территория Антиохийской Православной Церкви. Но православный митрополит сейчас в Ираке не бывает, он живет в Кувейте, несмотря на то что по титулу он митрополит Багдадский. Большая часть христиан бежала из Ирака в Сирию.

Вселяет надежду то, что сами мусульмане озабочены ростом экстремизма среди своих единоверцев. Недавно проходила исламская конференция в Джидде (Саудовская Аравия), где саудовский король назвал христиан и иудеев "сыновьями Священного Писания". Готовится межрелигиозная конференция в Мадриде под эгидой монархов Испании и Саудовской Аравии. Там будут как мусульмане, так и христиане. Представители Русской Православной Церкви тоже приглашены на эту встречу. Когда простые мусульмане видят миролюбивые усилия своих руководителей, у них тоже меняются представления. Важно, что власти предержащие мусульманских стран боятся религиозного радикализма.

Мне думается, главное, чтобы мусульмане и христиане жили в соответствии с их учениями. Христианам следует жить в соответствии с тем, что они проповедуют, и тогда мусульмане увидят в них братьев, о чем сказано в Коране. В свою очередь, настоящий христианин видит в каждом человеке Христа. Ни в коем случае нельзя навязывать исключительность своего вероучения. Вот посмотрите: в России нет главенствующей религии, и все живут мирно, во взаимном уважении! Причем в условиях возрождения религиозной жизни. Хотя религия здесь отделена от государства, но народ ведь не может быть отделен от религии!

Андрей Мельников

http://religion.ng.ru/people/2008-07-16/1_nifon.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Филиппопольский Нифон (Сайкали)
Все статьи Митрополит Филиппопольский Нифон (Сайкали)
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
23.04.2024 19:16
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Владимир Петрович
23.04.2024 18:59
«Удар по политической стабильности в стране»
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:44
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:36
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Русский Иван
23.04.2024 18:19