Священномученик Петр Смородинцев

0
135
Время на чтение 4 минуты
Память 23 июня/6 июля (последнее место служения - Иоанно-Предтеченская церковь села Кочневского Екатеринбургского уезда).

Священномученик Петр Смородинцев родился в 1866 году1 в семье священнослужителя. В тринадцать лет он поступил в Пермскую духовную семинарию, однако проучился в ней только один год и в 1880 году оставил учебу. В 1885 году Петр Семенович стал служить псаломщиком в селе Шайдурихинском, а с 1886-го - в Космо-Дамиановской церкви села Юшковского Екатеринбургского уезда. В 1899 году Петр Симеонович был рукоположен в сан диакона, однако продолжал служить в селе Юшковском на вакансии псаломщика. В 1908 году отца Петра рукоположили в сан священника и с марта 1908 года направили служить в Рождество-Богородицкую церковь села Краснопольского Верхотурского уезда. Отец Петр преподавал также Закон Божий в Краснопольском двухклассном училище.

Кроме служения в Краснопольском, отец Петр исполнял обязанности по духовному окормлению жителей деревни Сербишина2 (второе название - Малехоны), приписанной к Краснопольскому приходу. Она располагалась в пятнадцати километрах от Краснополья, в красивой местности при реке Нейве у подножия Уральских гор. Некоторое время отец Петр был заштатным священником села Краснополья и одновременно занимал должность председателя Кредитного товарищества в селе Юшковском Екатеринбургского уезда и председателя Каслинского районного союза. Священник много трудился над благоустройством села Юшковского, которое, благодаря его усердию, обогатилось прекрасной паровой мельницей, в некоторых домах появилось электричество, была оборудована ремонтная мастерская. Поэтому село Юшковское среди земледельческого района было наиболее промышленно развитым.

Февральскую революцию 1917 года жители Юшковского встретили без особого восторга. По словам членов местного Совета, "крестьянство... не понимало значения революции"3. После свержения монархии крестьяне села Юшковского собрались на сельский сход, чтобы определить свое отношение к будущему государственному устройству России. Председателем на этом сходе крестьяне избрали священника Петра Смородинцева, пользовавшегося у них большим авторитетом. Вскоре в селе Юшковском был организован местный орган власти - Комитет общественной безопасности, председателем которого стал отец Петр. Когда Временное правительство организовало свою систему местного управления, отец Петр передал властные полномочия Комитета общественной безопасности волостному земству. При этом он сказал: "Я передаю власть честным мирянам, а не голодранцам и лентяям"4.

Об Октябрьской революции в селе узнали только к январю 1918 года. На сельских сходах представители левых партий стали ставить вопрос о передаче власти от Земских управ Советам. Большинство крестьян, духовенство и сельская интеллигенция выступили против советской власти, в районе даже были случаи расправ с организаторами Советов. Так, в селе Багаряк был арестован недавно вернувшийся с фронта и выступавший за большевиков в будущем известный на Урале комбриг Онуфриев, чье имя до сих пор носит одна из улиц Екатеринбурга. Известно, что даже отец Онуфриева одобрительно отнесся к его аресту; он не делал попыток освободить сына, и, проходя мимо места его заключения, говорил: "Я тебя выкормил, а ты пошел против родного отца"5. В селе Юшковском представителей советской власти хотели повесить на перекладинах базарных весов, но это не удалось, так как они, угрожая револьверами, убежали от разъяренной толпы.

Весной 1918 г. отец Петр был назначен священником в Иоанно-Предтеченскую церковь села Кочневского, расположенного в том же районе, что и село Юшковское, но успел отслужить здесь всего две литургии: в день Святой Троицы и в день Святого Духа.

С началом гражданской войны ситуация в районе обострилась. Жители сел Кочневского, Юшковского и других с радостью встретили известие о выступлении Чехословацкого корпуса, собирались принять чехов хлебом-солью, вступать же в красные отряды, чтобы защищать советскую власть, они отказывались и постоянно сопротивлялись мероприятиям советской власти. Большевики считали виновниками таких выступлений кулаков и священников. Особенно враждебно были настроены красные к отцу Петру Смородинцеву, с мнением которого крестьяне считались.
В июне 1918 года отец Петр выехал в Юшковское, где жил его сын Валентин, чтобы сдать дела по должности председателя Кредитного товарищества в селе Юшковском и председателя Каслинского районного союза. Но почти сразу же после приезда он был арестован. Прощаясь с семьей, отец Петр благословил всех и сказал: "Живите с Богом, а мне уж не видаться с вами"6. Присутствовавшая здесь сестра хотела возразить ему, но батюшка повторил свои слова и отправился с красноармейцами в Каслинский завод. Там отца Петра продержали несколько дней. Члены правления Каслинского союза пытались выяснить причину ареста священника, но определенного ответа не получили.

В ночь на 23 июня/6 июля 1918 года отца Петра вместе с отцом Александром Миропольским увезли из Каслей и в нескольких километрах от завода, близ речки Горькая, расстреляли. Домашним отца Петра красноармейцы сообщили, что его отправили на общественные работы на станцию Черемшанка. Когда было обнаружено тело священника, его смогли опознать только по подряснику: голова была разбита топором или кайлом, лицо изуродовано, переломаны рука и нога, имелись штыковые и огнестрельные раны. Люди, участвовавшие в поиске убиенных, не могли поверить, "что человек может дойти до такого зверства и будет так убивать..."7. Как писали в "Известиях Екатеринбургской Церкви", "почивший отец Петр Смородинцев обладал хорошим здоровьем, и если бы не нынешнее время, то он бы прожил еще немало и принес много добра. Это был истинный народолюбец. Он почти все свое время отдавал людям. В церкви - он пастырь, учитель, утешитель; в жизни - помощник бедному люду"8.

После отпевания 7/20 июля 1918 года отца Петра Смородинцева вместе с другими убиенными иереями похоронили около правой стороны главного алтаря Успенского храма Каслинского завода.
Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года отец Петр Смородинцев прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.




1 Возможно, в 1865 году. Данные приводятся на основании сведений из "Справочной книжки Екатеринбургской епархии на 1915 год", в которой указан возраст священномученика.
2 Встречается также другое название этой деревни - Сирбишна (см.: Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год. Екатеринбург, 1915).
3 ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 204. Л. 24.
4 ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 204. Л. 26.
5 См.: ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 204. Л. 27.
6 Известия Екатеринбургской Церкви. 1918, № 15. С. 292.
7 Там же.
8 Там же.

http://orthodox.etel.ru/2008/27/_smorod.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24