Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, председателя Синодальной Богословской комиссии, в рабочей группе "Православное свидетельство и современность"

Новости Москвы  Архиерейский Собор 2008 
0
357
Время на чтение 11 минут
Москва, Храм Христа Спасителя, 25 июня 2008 г.

Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, собратья-архипастыри!

Мое выступление как Председателя Синодальной Богословской комиссии представляет собой краткий отчет о деятельности Комиссии в межсоборный период (то есть с октября 2004 г. по июнь 2008 г.).

Напомню, что Синодальная Богословская комиссия была учреждена постановлением Священного Синода 28 декабря 1993г.

Согласно Положению о Комиссии [1], в ее задачи входит:

- выполнение поручений Предстоятеля Русской Православной Церкви, Священного Синода и других церковных учреждений, касающихся рассмотрения вопросов богословского и вероучительного характера,
- богословский анализ актуальных проблем жизни нашей Церкви,
- и координация научно-богословской деятельности, осуществляемой синодальными учреждениями, епархиями и другими церковными структурами.

Членами Богословской комиссии, нынешний состав которой утвержден Священным Синодом 24 декабря 2004 г., являются ректоры и профессоры духовных школ, ведущие ученые-богословы нашей Церкви. По мере необходимости для выполнения задач, стоящих перед Комиссией, привлекаются специалисты в различных областях церковной науки.

Основными формами работы Комиссии являются ее пленарные заседания, а также заседания рабочего президиума. В отчетный период состоялось шесть пленарных заседаний Синодальной Богословской комиссии и два заседания рабочего президиума [2]. Общую работу Комиссии обеспечивает ее Секретариат.

Помимо этого, силами Секретариата, членов Комиссии и привлеченных специалистов постоянно ведется научно-богословская деятельность в форме конференций, семинаров, исследовательских и издательских проектов. В ходе этой работы Комиссия взаимодействует не только с церковными структурами, но также и с представителями светской науки и культуры, с отечественными и зарубежными учеными и богословами.

Первостепенной задачей Богословской комиссии является выполнение поручений Высшей Церковной Власти.

В отчетный период Комиссия занималась следующими вопросами.

1. По поручению Священного Синода [3] Комиссия изучала доклад на тему "Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви", который явился результатом 13-го пленарного заседания Совместной православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу, состоявшегося 2-9 ноября 2006 года в Братиславе (Словакия).

В ходе обсуждения этого согласованного православно-лютеранского документа состоялась содержательная дискуссия о том, каким образом следует сегодня выражать православное понимание Таинства Святой Евхаристии, сохраняя верность многовековому Преданию Церкви. В обсуждении приняли участие как члены Комиссии, так и специально приглашенные богословы - преподаватели духовных школ.

Комиссия не сочла возможным целиком одобрить рассматриваемый документ, обнаружив в нем формулировки, которые не соответствуют православному учению о Евхаристии. Результаты работы Комиссии были доложены Священному Синоду, который принял их к сведению и поручил направить соответствующее заключение Комиссии для ознакомления членам Смешанной православно-лютеранской комиссии.

Заключение Комиссии по данному вопросу предлагается вашему вниманию.

2. Комиссия также выполняла поручение Священного Синода [4] по изучению и выработке позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви. Причиной данного поручения стал тот факт, что в ходе работы Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью проявились значительные расхождения в понимании первенства между представителями Константинопольского и Московского Патриархатов.

Вопрос о первенстве во Вселенской Церкви является весьма сложным. Он имеет различные аспекты: исторический, канонический и экклезиологический, то есть собственно богословский. Для тщательного изучения этого вопроса создана рабочая группа во главе с Преосвященным Марком, епископом Егорьевским, заместителем Председателя ОВЦС. Силами членов рабочей группы проведены исследования и составлены доклады по отдельным аспектам темы.

Работа эта продолжается. Ее конечной целью является разработка развернутой и всесторонне обоснованной концепции первенства с учетом разнообразия мнений, существующих по этому вопросу. Такая концепция необходима для того, чтобы представители нашей Церкви могли аргументированно отстаивать свою позицию в межправославном и межхристианском диалоге.

3. Во исполнение поручения Святейшего Патриарха (от 10 января 2008 г.) Комиссия также провела богословско-канонический анализ "Открытого письма", "Обращений" и иных документов, подписанных правящим архиереем и представителями духовенства Анадырско-Чукотской епархии.

Результаты этого анализа доложены Святейшему Патриарху и Священному Синоду. Данное заключение Комиссии также предлагается вашему вниманию.

Важнейшим направлением деятельности Комиссии является консолидация научно-богословских сил нашей Церкви и активизация богословской работы. Основной формой в данном случае являются общецерковные богословские конференции. Они проводятся регулярно, один раз в два года, и в последнее время приобрели также статус международных.

В отчетный период, в соответствии с решениями Священного Синода и при непосредственном участии Святейшего Патриарха, состоялись две такие конференции:

- "Эсхатологическое учение Церкви" (14-17 ноября 2005 г.);
- "Православное учение о церковных Таинствах" (13-16 ноября 2007 г.).

Это были уже четвертая и пятая Международные богословские конференции Русской Православной Церкви, в работе которых принимали участие ведущие ученые и богословы нашей Церкви, представители почти всех Поместных Православных Церквей, а также ряд светских и инославных специалистов - отечественных и зарубежных.

На конференции по эсхатологии состоялось всестороннее исследование этой - всегда актуальной - темы с библейской, патрологической, богословской, литургической, церковно-практической точек зрения. Материалы этой конференции составили солидный том объемом более 600 страниц.

(Тем, кто не имеет ни этого сборника материалов, ни предыдущих, напоминаю, что тексты докладов доступны также и в Интернете на сайте Синодальной Богословской комиссии: http://theolcom.ru).

Готовясь к следующей конференции - о церковных Таинствах, мы ставили перед собой две задачи: вовлечь в работу максимальное число участников из духовно-образовательных учреждений нашей Церкви и в то же время повысить научно-академический уровень докладов и дискуссии.

Выполняя первую задачу, мы провели в течение 2007 года в различных учебных заведениях семь тематических семинаров, посвященных отдельным Таинствам. Этот подготовительный этап стал как бы "первой частью" самой конференции. В общей сложности в нем приняли участие три духовные академии, девять семинарий и два богословских института нашей Церкви. В работу семинаров были вовлечены преподаватели и студенты духовных школ.

Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить ректоров Московской, Санкт-Петербургской и Минской Академий, Нижегородской и Тобольской семинарий, а также Свято-Тихоновского православного университета за обеспечение работы подготовительных семинаров.

Избранные материалы семинаров в региональных духовных школах были изданы к началу конференции в Москве.

Что касается второй задачи, то ее удалось выполнить благодаря тому отклику, который мы получили со стороны ведущих ученых - специалистов в тех областях науки, которые имеют прямое отношение к теме церковных Таинств. 39 участников из 15 стран представляли на конференции в Москве крупнейшие научные центры мира.

Участвовали и отечественные ученые - представители светской академической науки. Таинства Церкви были рассмотрены в различных аспектах: догматическом, библейском, святоотеческом, литургическом и каноническом. Многие участники отмечали, что на конференции царила атмосфера серьезной, заинтересованной академической дискуссии.

Отрадно было видеть среди докладчиков немалое число наших молодых богословов и исследователей, которые сформировались как специалисты буквально в последние годы. Это надежда нашего церковного богословия! И нам необходимо всячески поддерживать их научный рост, добиваться соответствия нашего богословия высоким стандартам, что было характерно для старой русской церковной науки. При сохранении, конечно, верности церковной Истине, содержащейся в Православном Предании.

Очередная международная богословская конференция Русской Православной Церкви на тему "Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи" состоится, в соответствии с решением Священного Синода [5], 9-12 ноября 2009 г.

Для будущей конференции избрана комплексная тема, позволяющая, осмыслить богатое духовно-богословское наследие, содержащееся в многовековом Предании Церкви, а также в недостаточно изученном опыте свидетелей, подвижников и исповедников Православия XX века.

Это предполагает работу конференции по следующим основным направлениям:

- Христос как путь, истина и жизнь Церкви (христологический и экклезиологический аспекты);
- Благодать Святого Духа - источник спасения и обожения (пневматологический аспект);
- Богословское осмысление православного подвижничества (аскетического предания Церкви);
- Нравственный аспект жизни во Христе (нравственное богословие, христианская этика);
- Духовная жизнь и диакония (социально-каритативный аспект);
- Христианская праведность и святость в условиях секулярного мира (диалог Церкви и общества).

Как видно из приведенного перечня содержательных направлений грядущей конференции, некоторые из них самым непосредственным образом касаются вопросов православного свидетельства в современном мире. Источником такого свидетельства является участие в благодатной жизни Церкви - или жизнь во Христе. К ней призваны все христиане - как вставшие на путь сугубого духовного делания, так и вовлеченные в разные формы мирской деятельности. Секулярному обществу они должны являть пример верности нормам христианской нравственности, в том числе доброделания в области социального служения. Но и словесное служение, несение миру Благовестия Христова невозможно без приобщения к духовному опыту Церкви.

Мы намерены на конференции обсудить все эти вопросы в их взаимосвязи и в то же время в аспекте церковного, православного свидетельства современному миру. Практическая заостренность темы конференции не исключает, но предполагает сохранение высокого научно-академического уровня богословской дискуссии, достигнутого на предыдущей конференции.

Кроме того, одну из особых задач при подготовке будущей конференции мы видим в том, чтобы обеспечить максимально полное представительство Поместных Православных Церквей. Богословие и церковная наука - это одна из тех сфер, сотрудничество в которых может и должно служить всеправославному единству и осуществлению общей православной миссии в современном мире.

В межсоборный период Синодальная Богословская комиссия продолжала поддерживать и развивать международные контакты, а также сотрудничество с представителями светской науки и культуры.

В конце 2004 г. состоялся, с моим участием, интересный симпозиум на тему "Православное богословие и Запад в XX веке". Он был организован Комиссией совместно с Фондом "Христианская Россия" и посвящен вкладу в богословие русской пореволюционной церковной эмиграции. Материалы конференции изданы [6]. В 2005 г. в Москве состоялась Международная богословско-философская конференция "Проблема зла". Она продолжила те встречи, которые с 2001 г. проводились Богословской комиссией совместно с Международным обществом христианских философов.

В этой дискуссии на границах богословия и современной философии участвовали и представители Института философии Российской Академии наук, с которым Комиссия сотрудничает не один год. В рамках Рождественских образовательных чтений мы регулярно проводим совместные семинары. В отчетный период эта традиция была продолжена.

В Институте философии РАН состоялись следующие семинары:

- "Наука и богословие: от конфронтации к диалогу?" (22 февраля 2005 г.);
- "Наука и религия" (1 февраля 2006 г.);
- "Проблема человеческой свободы в философском и богословском дискурсах" (29 января 2008 г.).

Развивая сотрудничество со светской гуманитарной наукой, один из таких семинаров мы провели, в ходе подготовки к последней конференции, на философском факультете Московского государственного университета:

- "Тема Таинств в религиозно-философской мысли" (МГУ, 30 января 2007 г.).

Хотел бы отметить еще одну полезную встречу, которая была названа "Люди Церкви и люди культуры: путь навстречу", которая состоялась 16 февраля 2007 г. в московском Доме ученых. Это была неформальная беседа священнослужителей и богословов с представителями различных областей мира культуры - литературы, кино, телевидения, журналистики, музейного, библиотечного, издательского дела и образования. Обсуждались вопросы соотношения Церкви и культуры, сферы их взаимопроникновения и отталкивания, в том числе и в сознании отдельного человека, профессионально вовлеченного в культурную деятельность.

Вряд ли стоит много говорить о важности таких встреч - с философами, учеными-гуманитариями, деятелями культуры и искусства. Богословие сегодня призвано выполнять очень важную миссионерскую задачу: раскрывать богатство религиозной, церковной мысли миру светской культуры и науки. И подобные усилия часто находят живой отклик. Скажу по своему опыту: среди тех людей, с которыми мы общаемся в ходе подобных встреч, все больше православных верующих, нуждающихся в осмыслении и углублении своей веры и духовного опыта.

В связи с общей темой настоящего заседания предлагаю включить в итоговый документ нашей рабочей группы пункт, в котором была бы подчеркнута необходимость развития диалога Церкви с наукой и культурой как одного из важнейших направлений православного свидетельства в современном мире. В такой диалог следует вовлекать новых участников - заинтересованных представителей как гуманитарных, так и естественных наук, деятелей культуры, искусства и образования. Со своей стороны Богословская комиссия намерена расширять круг партнеров по такому диалогу, включив в него различные академические институты и высшие учебные заведения.

В процессе реализации находится еще один проект, осуществляемый Богословской комиссией совместно с Культурным центром "Духовная библиотека" в Москве. Это научно-издательский проект, получивший название "Христианское богословие. XX век". Его цель - перевод и публикация серии трудов христианских ученых и богословов, которые значимы как с точки зрения вклада в современную христианскую мысль, так и с точки зрения той пользы, которые они могут принести нашему богословию и прежде всего богословскому образованию.

Пока вышла - в прошлом году - только одна книга серии: первый том фундаментального 5-томного исследования американского православного ученого Ярослава Пеликана под названием "Христианская традиция. История развития вероучения". Этот том озаглавлен "Возникновение кафолической традиции (100-600)" . В печати второй том, целиком посвященный восточно-христианской традиции: "Дух восточного христианства" (600-1700) [8].

В работе несколько важных книг: двухтомное современное пособие по патрологии [9]; фундаментальный труд, посвященный византийским толкованиям Божественной литургии; классическое исследование богословской мысли преподобного Максима Исповедника [10], а также и другие.

Эти книги будут весьма полезны не только преподавателям и студентам наших духовных школ, но и всем, кто стремиться углубить свои богословские знания.

Синодальная богословская комиссия, как говорит само ее название, занимается прежде всего теоретическими, вероучительными вопросами, порой весьма сложными, требующими от тех, кто вовлечен в ее деятельность, научных знаний и особых навыков богословского мышления. Хотел бы подчеркнуть, что такая работа совершенно необходима для развития православного свидетельства в современном обществе, в котором уровень образования, объем доступной информации и роль интеллекта постоянно растут.

Мы движемся к такому обществу, которое называют "обществом знаний". И свидетельство Церкви должно соответствовать этой ситуации. Это значит, что мы должны прилагать особые усилия для повышения уровня богословской культуры в нашей Церкви. Ибо богословская культура является основой и условием успешной христианской проповеди и успешного диалога со светской культурой.

Благодарение Богу, число делателей на ниве богословской науки и богословского образования неуклонно растет. Но - повторю еще раз - эту ниву нужно постоянно возделывать, ибо иначе мы не сможем дать ответ на те чаяния и вопрошания, которые все бoльшее число людей обращают к Церкви.

Благодарю за внимание.

[1] Утверждено Священным Синодом 19 июля 2000 г.
[2] Пленарные заседания: 23.11.2004, 03.05.2006, 09.11.2006, 04.10.2007, 24-25.12.2007, 14.04.2008; заседания рабочего президиума: 26.12.2005, 6-7.02.2008.

[3] От 26 декабря 2006 г., журнал . 133.
[4] От 27 марта 2007 г., журнал . 26.
[5] От 15 апреля 2008 г.
[6] Православное богословие и Запад в XX веке. История встречи". Материалы международной конференции Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви и итальянского фонда "Христианская Россия" (Сериате, Италия, 30-31 октября 2004). М., 2006. - 230 с.
[7] Институт философии РАН, 6-8 июня 2005 г.
[8] Пеликан Я. Христианская традиция. История развития вероучения. Т. 1. Возникновение кафолической традиции (100-600). М.: Культурный центр "Духовная библиотека", 2007. - 374 с.
[9] Moreschini C., Norelli E. Storia della letteratura cristiana antica greca e latina. Brescia, 1995. Vol. 1-2.
[10] Х. Урс фон Бальтазар. Космическая литургия. Картина мира Максима Исповедника.

http://www.sobor2008.ru/427304/index.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Филарет (Вахромеев)
«Должна быть презумпция благородства, а не низости»
Интервью Патриаршего Экзарха всея Беларуси информационно-аналитической службе «Русская народная линия»
11.01.2021
Митрополит Филарет (Вахромеев): О детстве, войне, жизни и тревогах Церкви
Из интервью митрополита Филарета разных лет Митрополит Минский и Слуцкий Филарет
25.12.2013
Все статьи Митрополит Филарет (Вахромеев)
Новости Москвы
Все статьи темы
Архиерейский Собор 2008
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21