Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Путь "словесной иконы" Юрия Кузнецова

Дарья  Матвеенко, Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне

17.06.2008

Юрий Поликарпович Кузнецов - один из ключевых представителей традиции русской поэзии второй половины XX- начала XXI вв., в творчестве которого обозначилось переходное состояние эпох и "светопреломление"в людских сердцах.

Ему удалось придать "законченность" мифологическим образам, венчая поэтическим творчеством их предшествующее развитие в сознании великих поэтов. Целые поколения русских образов находят первообраз в наследии автора, в них пророчествует сам народ.

"Вопрос грешника" ставится перед Богом и перед людьми как тема творческого самоопределения:

Я изгнан из круга родного
В толпу, что не помнит родства.
Я изгнан из Божьего Слова
В пустые земные слова.
( " Вечный изгнанник")

Это строки смиренной готовности принять обратный путь и выражение неунятой боли познания.

В своем творчестве Юрий Кузнецов одновременно являлся поэтом и монахом, которых он противопоставил в одном из своих стихотворений. Монахом - в своем видении России, которая есть "Сон во Христе", понимании ее кондового пути, а поэтом- в осязании "вещей мира, источающих Бога".

Путь Христа и путь грешника сходятся, это встречный путь, на котором идет воскресение Христом! Это восхождение на Фавор непременно через Голгофу. (В отличие от пути Спасителя, это восхождение к облаку преображения и славы происходит после принятия креста.)

Поэт в своем творчестве хотел соединить "дораскольную" Россию, с присущим ей исконным духом православия, с Россией нынешней, только становящейся на осмысление "древней гибели". Тема кондового сна пронизывает искания Кузнецова. Узел крестной и есть "русский узел", являющийся также особым проявлением крестной миссии русского народа, который в конечном итоге, подъемлет свою спящую силу. Тема единства раскрывается в образе "блудного народа", который возвращается последним, проходя путь глагола.

Сон исконности передан в образе копья Святого Георгия, здесь отображен весь исторический путь- венценосный, а значит, победоносный. Это духовный путь времени, вехи истории ознаменуются воинами Христовыми:

В этот храм я вхожу, как во сне,
Покоряясь стенам и иконам
Вот и всадник на белом коне -
Задремало копье над драконом.
Словно дух перед ним я стою
Триста лет и семьсот одинако
Что-то странное снится копью:
Равновесие света и мрака.
( " Сон копья")

Сама гениальность и состоит в "равновесии света и мрака", в приближении света и тени. Эта тема незримо присутствует в стихотворении "Пустынник":

Когда поднимает руки -
Мир озаряет свет.
Когда опускает руки -
Мира и света нет.

"Свеча, что молится за сатану" - образ, который в полной мере раскрывается православное мироощущение поэта. А в стихотворении "Последнее искушение", видны страх перед творческим искушением и высшее явление Христа в человеческой сущности, изначально превзойденной.

http://www.ioannp.ru/publications/108682



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме