itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

В склеп на лето

Теория и практика церковной археологии

0
241
Время на чтение 15 минут
Наступило лето, и многие молодые люди задумываются о том, как его провести интересно и с пользой. Один из способов летнего времяпрепровождения - археологическая экспедиция. Наш корреспондент Александр ФИЛИППОВ несколько лет участвовал в раскопках в Крыму. Свой фоторассказ об этом он предварил интервью с преподавателем ПСТГУ Никитой ГАЙДУКОВЫМ. В конце - рекомендации, как самому попасть в экспедицию.

Никита Евгеньевич Гайдуков
Родился в 1967 году в г. Москве. В 1991 году закончил геологический факультет МГУ им. Ломоносова. В 1996-1997 годах работал преподавателем кафедры общей педагогики МГПИ. С 1998 года по настоящее время работает преподавателем Саранского Духовного училища (Республика Мордовия). С 2000 года по настоящее время работает преподавателем Православного Свято-Тихоновского богословского института; с 2004 года - преподаватель кафедры литургического богословия ПСТГУ. В течение многих лет - участник нескольких археологических экспедиций, специализирующихся в области церковной археологии. Автор 30 статей, посвященных Крыму, путеводителя по пещерным монастырям и храмам Крыма.


- Никита Евгеньевич, какое значение имеет церковная археология в изучении литургики?

-Археология это история материальной культуры, история, написанная материальными памятниками.

Изучая их, мы создаем представления об истории. Бывает так, что письменный источник врет, рассказывает то, чего не было, бывает так, что памятник материальной культуры врет, пример - фальшивки, которые продаются на рынках; есть огромный рынок фальшивых вещей. Задача историка в том, чтобы, сопоставив их, отличить подлинные памятники от фальшивок и на основе верификации, то есть взаимопроверки, создать представление об истории. Почему археология важна для исторической литургики? Потому что ранних манускриптов мало, но у нас есть, например, древнейшие прото-храмы, из которых вырос современный храм. Изучая эти памятники, мы можем сделать выводы и о богослужении.

- Но как могут фрески и надписи в катакомбах, помочь понять, каким было богослужение?

- Говоря о таких ранних памятниках, надо быть очень осторожным в том, отражают ли они литургическую или частную жизнь. Особенно это касается катакомб, которые литургическими объектами стали очень поздно, только концу III века, а до этого были просто большими подземными захоронениями.

Рисунки, фрески, надписи, являются важнейшим историческим источником. Например, когда были найдены надгробия пап с датами их жизни, они стали существенным источником истории того времени.

Надписи говорят о взаимодействии христиан и внешнего мира, Римской империи, что чрезвычайно интересно. Например, были найдены монеты, где в надписях есть хризмы (символ имени Иисуса Христа, состоящий из стилизованных в виде креста греческих букв Х и Р). Были найдены христианские изображения в самых неожиданных местах, например, изображения хризмы или рисунки голубя, креста, на монетах, утвари, которые свидетельствуют о том, что христиане в любой, самой обычной вещи, старались нести свидетельство о своей вере во Христа.

Что касается фресок, то мы их совсем не понимаем. Мы понимаем, что это христианские изображения, но мы не знаем, какие мысли вкладывались в них... Изображения самые разные. Например, орант или оранта - мужчина или женщина с поднятыми вверх руками, с надписью "такой-то лежит в мире". Это универсальное обращение к Богу, то есть языческий символ. То есть средства изображения языческие, а смысл уже христианский. И, поскольку, мы не очень понимаем языческое богослужение, то мы не очень понимаем раннехристианские изображения, созданные до того времени, когда был выработан иконописный канон, который соответствовал уже богослужению христианскому.

- Насколько велик в профессиональном сообществе интерес к церковной археологии?

- Есть еще книга "Подземный Рим" Де Росси, два огромных тома настенных надписей, рисунков, описаний. Когда я ее смотрел в библиотеке МГУ, то увидел, что она даже не была разрезана, то есть ее в течение ста лет, с тех пор, когда она была издана, никто не читал. Это говорит о том, что никакого интереса к литургическим надписям нет. Это плохо. Надо иметь точные знания об этом предмете, потому что это действительно важнейший исторический источник.

На Украине, в Крыму, тоже есть такие памятники. Нам встречались достаточно длинные литургические надписи в Керченских катакомбах, IV века, это текст Трисвятого, текст 50 псалма.

Среди памятников раннего времени очень трудно отделить христианские памятники от нехристианских. Христиане молились, конечно, не языческим богам, а Иисусу Христу, но в остальной жизни их быт не отличался от языческого. Перелом в погребальном обряде, например, произошел в VIII веке, до этого он был языческим. В склепах находят христианский материал, кресты и одновременно тарелку с кашей. Но не надо думать, что они были глупые, а мы умные. Когда сейчас люди оставляют на могилах еду, это та же тарелка с кашей, представление о том, что в загробном мире такая же жизнь как здесь, никуда не делось.

- Расскажите о раскопках, которые проходят в Херсонесе.

- В Херсонесе недавно было найдено несколько расписных склепов... открытых еще в конце XIX века. Это христианские склепы, материал, который в них нашли, не выходит за пределы IV в. Там есть монеты, украшения, керамика, стекло, встречаются ампулы, в которых хранили, или воду, или масло, или неизвестные нам святыни и реликвии. Они сделаны из свинца, стекла, меди или других материалов. Очень интересны глиняные ампулы - они немного больше и похожи на горшочки. Это говорит о том, что в это время в Херсонесе появилась мощная христианская община, которая, в частности, хоронила своих усопших в склепах. Там было не одно тело, а десятки похоронено! На стенах делались росписи - голуби, венки, хризмы в венке, корабли, надписи, которые свидетельствовали об их уповании. Все это свидетельствует именно о христианских захоронениях. Для языческих захоронений характерны свои изображения.

- Как получилось, что уже найденные однажды склепы приходится открывать вновь?

- Они были найдены еще до революции, потом они были законсервированы. К сожалению тогда они были найдены тоже не впервые... Впервые они были "открыты" и ограблены в средние века.

- Какой из христианских памятников, на ваш взгляд, наиболее интересен в Херсонесе?

- Самые интересные объекты в Херсонесе, это наиболее ранние храмы. Например, крестообразный храм на месте некрополя, его название "Влахернский храм" было придумано позже. Он очень интересный, имеет крестообразную форму, первоначально с каждой стороны было по входу, а в центре было нечто, может быть престол с киворием. Потом восточная ветвь креста была заложена и стала использоваться как алтарь. Пол был покрыт мозаикой. Это мозаика сохранилась. Она представляет собой сложные изображения павлина и чаши. С пола мозаику сняли в 60-е годы; это было необходимо для ее сохранения.

Польская экспедиция раскопала Пятиапсидный храм. По своему устройству он стоит между базиликой и крестово-купольным сооружением. Они его датируют первой четвертью X века.

"Базилику Крузе" раскапывают под руководством С. Ушакова. Базилика интересна тем, что она укорочена, а восточная часть была перестроена в виде трифолия - лепестка клевера. Такая форма вошла в "моду" после того, как впервые была использована в базилике Рождества Христова в Вифлееме (перестройка VI в), и в базилике Крузе тоже самое! Сначала алтарь был "простым", а в VI-VII вв. был заменен трилистником!

Есть интересный храм около некрополя Херсонеса - пещерный храм на Девичьей горе. Склепы, о которых мы уже говорили, находятся внизу некрополя, этот храм наверху Писать о храме, ещё не введенном в научный оборот, должен археолог, проводивший эти раскопки. Я же могу только поделиться своими впечатлениями.
Первоначально это были два склепа, которые впоследствии были соединены вместе и превращены в храм. Когда это случилось - сейчас это сложно сказать. Датировка не зависит от того материала, который был найден, потому что храм использовался в течение длительного времени, и монеты и другие предметы там могут быть какого угодно времени. Вероятно это храм-мартирий, который был построен в честь какого-то мученика или, быть может, события истории Церкви.

Там было явно несколько престолов, вероятно не меньше четырех, можно сказать, престол на престоле сидит. То есть храм восстанавливался несколько раз.

- Расскажите о раскопках, в которых Вы участвуете.

- Я работаю на раскопках в пещерном городе Бакла, который находится в Бахчисарайском районе, в экспедиции Крымского филиала Института археологии Национальной академии наук Украины.
Это любопытный город. В нем с IV века начинается городская жизнь, на X век приходится его расцвет. Он расположен на пологом склоне куэсты - уступе горы. Там раскопаны крепостные стены, несколько храмов, склепы. Нами были найдены расписные склепы, это впервые в горах Крыма!

Самое интересное то, что это единственное городище, в котором не найден большой храм. Найдены маленькие храмы, найдены храмы у подножия, а большая базилика, которая там, скорее всего, должна быть, не найдена. Найти ее - одна из задач нашей экспедиции.

Было бы очень хорошо сделать базу для практики, для вуза богословского направления или студентов из других вузов интересующихся христианством. Это горы, там недорогое жилье, кроме того, это возможность работать на христианском памятнике.

Дело в том, что в большинстве других случаев нет возможности копать христианский памятник. Сначала нужно будет копать помойку, которая была на этом месте, потом кладбище 18 века, потом сам памятник, потом его нужно будет снести, чтобы копать античность.

- Так что же, христианские памятнкики Крыма обречены, их все снесут?

- Люди, которые копают и сохраняют памятники - разные люди. Есть специальные службы охраны памятников. Приезжают из этой службы и археолог спрашивает: "Что бы вы хотели иметь в результате?". А там уже принимают решения в каждом конкретном случае на основании международных конвенций. Но археолог имеет право снести памятник целиком, вырыть котлован и посмотреть, что там внизу, а потом собрать все обратно. Или не собрать.

А.Филипов. Дневник археолога

Малахов курган

Вокзал в Севастополе находится около Малахова кургана. Это большой холм высотой около 30 метров с крутыми, почти отвесными склонами. Когда-то здесь проходили страшные бои, но сейчас тут очень красиво: курган покрыт лавандой, недалеко растут миндальные деревья, и открывается вид на весь Севастополь, раскинувшийся на холмах и утопающий в садах. Отсюда, мне кажется, город похож на Константинополь, до которого - два часа пути и полторы тысячи лет.

База

Мы живем на археологической базе. В течение нескольких дней приехало еще несколько студентов из других институтов. Она была построена в 70-х годах для археологических экспедиций МГУ. Никита Евгеньевич рассказал, что руководителем был некий Беляев. Когда строительство закончилось, он не хотел платить рабочим, и они, подвесив его за ноги, стали бить полками по животу, пока он не согласился заплатить.

История Херсонеса

Вечером мы говорим об истории Херсонеса.

Город был ближайшей северной колонией для южно-черноморских прибрежных городов, малоазийских областей и собственно Эллады. Но из-за отдаленности от производителей сырья, находившихся в Придонье, Приднепровье и т.д., Херсонес мог развиваться менее интенсивно, чем его соперники: с северо-запада Ольвия (на Буге, при впадении его в Днепровский лиман) и Пантикапея (ныне Керчь). Херсонес расположен на самом перешейке полуострова, он раньше назывался Мегарикой. Гавань, на которой город был расположен, называлась Прекрасной. Стены его имеют 5000 шагов в окружности. Автор "Землеописания" (De Chorographia), Помпоний Мела (около 40 до Р.Х.),говорит о находившейся среди города цитадели. Площади и улицы города отличаются планомерностью, красивыми зданиями с массой украшений. Хорошо представлены раскопками водопровод и канализация с проложенными гончарными трубами и каналами. Недостаток воды на территории города был во все времена его существования, для устранения его были сделаны водоприемные колодцы, высверленные почти в сплошной известняковой скале (подпочва всего города), куда и стекала дождевая вода; таких колодцев обнаруживается громадное количество, почти в каждом большом доме был свой. Пользовались также и водопроводом, который давал воду извне стен города. Окрестности города в спокойное время представляли цветущие сады и виноградники.

Есть интересная история об императоре Юстиниане II (правил в 685-695 и 705-711 гг). Он был свержен с престола и отправлен с отрезанным носом и языком в Херсонес. Здесь его встретили горожане насмешками, и Юстиниан бежал к хазарскому кагану в Дори, где женился на его дочери, и, после многих приключений, с помощью царя болгар Тарбелия вернул себе трон (705 г.), не забыв неприветливости Херсонеса. В 710 году отправляется экспедиция во главе с Варданом, с целью покарать херсонесидов, который исполнил поручение самым жестоким образом, разорив город и перебив жителей. Вторая карательная экспедиция была неуспешна и кончилась тем, что полководец Вардан, при поддержке хазар свергнув, казнил Юстиниана и занял его престол под именем Филиппика (711-713), а Херсонес получил прежние права вольности, но с хазарским протекторатом.

Узость территории заставляла Херсонес держаться торговлей и, несмотря на все политические неурядицы и стеснения, он до X в. сохраняет облик древних общественных учреждений и независимость гражданского управления и даже вскоре, под протекторатом хазар, "освобождается от главенства Византиии делается вольным городом". Во время иконоборческих волнений VIII в. Херсонес ревностно стоит на стороне иконопочитания и служит местом убежища верных К этой эпохе относят происхождение пещерных монастырей с храмами (Инкерман, Успенский скит, Мангуп-Кале, Тепе-Кермень, Качи-Калень и др.).

В начале второй четверти IX в., по рассказу жития св. Стефана, архиепископа Сурожского, было нашествие "русской (?) рати" на Херсонес и Сурожь под начальством князя Бравалина (Бравлина) ("князь бранлив и силен зело").

Сюда приезжали Кирилл и Мефодий. Они изучали неизвестные ныне "русские книги" создавая славянскую азбуку для просвещения славян, чтобы они могли общаться с Богом и учится святому Евангелию на понятном им славянском языке.

Здесь крестился князь Владимир.


Раскопки

Нам предстояло раскапывать маленький византийский храм предположительно Х в. Датировка спорная. Раскопки проходят за территорией Херсонеса, в некрополе на вершине Девичьей горы, около Карантинной бухты. В античное время там был склеп, в раннехристианское время - мартирий, гробница мученика, потом там создали храм. Сохранились фрагменты фресок. Мы должны раскопать алтарную апсиду: у храма обвалилась крыша - два куска скалы объемом в несколько кубометров. Нужно вынуть эти куски, несколько кубометров земли и успеть это сделать за один сезон.

Дело в том, что раскопки происходят на частной территории. Если успеть в срок, то храму дадут статус памятника, и землевладелец не сможет его разрушить. Увы, римские граждане, которые создали памятники Херсонеса, являются предками украинцев, но современные граждане Украины, купившие здесь землю за большие деньги, могут засыпать это все землей и построить, например, виллу. Тогда раскопок здесь не будет еще сто лет.

Херсонес

Я иду гулять по Херсонесу. Сейчас он представляет собой развалины древнего города - кварталы, разделенные прямыми улицами. На каждой улице был большой храм и, кроме того, почти в каждом дворе был свой маленький храм.

Дом в древнем Херсонеса был похож на современную виллу. Дома строили из камня, в 2-3 этажа, вокруг - каменная ограда. Во дворе находилось несколько построек, колодец и, как уже сказано, очень часто храм.

Храм вместо театра

После работы Никита Евгеньевич проводит экскурсию по Херсонесу. Мы идем к развалинам храма в театре. "Датировка спорная. Косцюшко, который раскапывал его в 1905 году, нашел на месте престола ковчег с мощами юстиниановского времени. Он хранится сейчас в Эрмитаже".

Храм был построен вместо античного театра, может быть, здесь проходили казни. Он представляет собой каменные скамьи, расположенные полукругом вокруг арены. За ареной находится сцена. Театр был построен около третьего века до н. э. Подлинные камни - только две ступени около храма, остальное было заново построено в 50 годы.

В левой апсиде находится каменный ковчег. Выглядит как большой каменный ящик, сделан из цельного куска известняка, на передней стенке изображен крест и два тополя. Некоторые называют это крестильней. Но он слишком мал, чтобы здесь поместился человек, для него специально создана апсида. Возможно, тут хранились мощи.

* * *

Мы разбили кувалдами куски скалы и вынули их. Показались фрагменты росписей.

Маленький Рим
Я снова гулял по Херсонесу. Пытался представить, как херсоенсиды жили, как оборонялись от войск князя Владимира. Были ли они счастливы от общения со святыми Кириллом и Мефодием? Подхожу к надписи к фундаменту дома, около которой табличка: "DOMUS URBANUS" городской дом, 3 век н. э. А жили тут orratores, bellores и laborratores, молящиеся, воюющие и работающие.

Мне нравится надпись на стене: "Херсонес маленький Рим".

Тепе-Кермен

В воскресенье мы пошли на службу не во Владимирский сбор, а в храм всех святых. Это единственный храм, в котором в советское время совершалось богослужение.

После литургии едем на Тепе-Кермен.

"Тепе-Кермен" означает "одинокая крепость" по татарски. Она стоит на вершине горы и представляет собой ансамбль состоящий из нескольких пещер, нескольких построек и пещерного храма. Крепость входила в систему греческих оборонительных сооружений, причем каждая крепость сама по себе, без связи с другими крепостями, не имела никакого оборонительного значения. Если падал Эски-Кермен, падала и эта крепость.

Знаменитые крымские пещерные города на самом деле были подвальными этажами обычных городов, стоявших когда-то на вершинах гор

Эски-Кермен

Город тоже расположен на вершине горы. Здесь было несколько улиц, мы идем по главной. Сейчас от них остались холмики, которые образовались, когда город разрушался - стены падали во внутрь улиц. Потом все зарастало травой.

Никита Евгеньевич: - Здесь было около тридцати тысяч жителей. Город погиб во время штурма Ногаем. Он вырезал или увел в плен жителей и сжег город.

Со щитом

Мы провели на раскопках около двух недель. За это время был вынут грунт из алтаря, найдено несколько монет, по которым можно будет определить датировку, проведены замеры, зафиксированы результаты. Очень важно, что памятнику будет дан официальный статус, поэтому он будет сохранен и его можно будет изучать.

Как простому человеку принять участие в археологической экспедиции?
Никита Евгеньевич Гайдуков - преподаватель церковной археологии кафедры литургики ПСТГУ.

Сейчас централизованной системы, которая координировала бы работу археологических экспедиций, нет. Есть сайты, например Института Археологии, где есть доска объявлений. Можно связаться лично с руководителем экспедиции.

Но лучше всего просто договориться с тем, кого ты знаешь и кто в экспедиции уже бывал. В первый раз лучше поехать с человеком, которого ты знаешь. С незнакомыми людьми лучше в первый раз не ехать, потому что редко получается так, что человек сразу находит археологическую экспедицию, которая ему понравится. Обычно бывает, что, съездив один раз, человек получает стойкое отвращение к археологии. Поэтому лучше, что бы это была практика, либо в своем ВУЗе, либо в ВУЗе, где ты имеешь друзей-студентов, или знаешь преподавателей. Просто так в экспедицию, где ты никого не знаешь, лучше не ехать.

И ещё: грустный опыт показывает, что для того, чтобы человека взяли в экспедицию, ему нужно обладать двумя качествами - это минимальная коммуникабельность, чтобы он мог хоть как-то общаться с другими людьми и не брезгливость. Например, если сказали, что нужно мыть пол - надо мыть пол, если варить компот - варить компот. Если он может через себя переступить и сказать, что "я не хочу это делать, но это надо, и я буду это делать", то его возьмут. Археологические раскопки могут быть связаны с захоронениями, а кто-то может сказать: "Я жмуриков копать не буду". Тогда лучше не ехать. Надо представлять, что тебя ожидает и рассчитывать силы.

Что касается таких качеств как физическая сила, выносливость, то это не главное. И на раскопе и дома найдется дело для человека, даже если он ничего тяжелее карандаша держать не может. Лишь бы он хотел хоть что-то делать. Такого случая, чтобы человек не нашел применения своим выдающимся талантам на раскопе не бывает. Тут дело в организации труда. При хорошо организованном труде все получается.

Елена Юрьевна Кленина, ученый секретарь Херсонесского музея-заповедника:

- У нас принять участие в раскопках может практически любой человек. Мы платим за работу и поэтому много зависит от финансирования. С волонтерами мы предпочитаем не иметь дело. Рабочий получает зарплату и работает, а волонтер - сегодня есть - завтра нет. Студенты? Я не люблю работать со студентами, так как с ними много проблем - нужно организовать их работу, потом нужно организовать их проживание, потом нужно организовывать их развлечения. Потом они напьются.
Даже угроза неполучения зачета по практике почти не действует на студента. У нас плохая организация практики. Организатор раскопок должен заниматься раскопками, а организацией практики должен заниматься организатор практики. Он должен следить за ними - приводить их на работу, следить, как они работают, уводить их с работы, организовывать их жизнь. Это большой труд. У меня много научных задач и я не могу следить за студентами. Организатор иногда хорошо работает, а иногда не следит за ними. Но есть исключения.

-Что должен сделать человек, если он хочет принять участие в раскопках?

- Он должен или заранее связаться с организатором раскопок или просто подойти и поговорить во время работы.

Наталья Валерьевна Ениосова, руководитель Смоленской экспедиции кафедры археологии Исторического факультета МГУ:

- У нас студенты-первокурсники принимают участие в экспедициях в обязательном порядке, а с других курсов - по желанию. Существуют старые экспедиции Университета, куда совершаются поездки уже много десятилетий, такие как Новгородская или Крымская. Но вообще ежегодно бывает несколько десятков поездок. Раскопки ведутся в упомянутых Новгороде и Крыму (Херсонес, Евпатория, пещерные города), в Смоленске, Ростове-на-Дону, Ставрополе. Время памятников - вся история человечества: каменный, бронзовый века, античность, средневековые города. Перед поездкой, обычно в мае, бывают собрания руководителей и будущих участников, где.

Мы рады любым участником и берем всех желающих, но не можем оплачивать поездки не студентов. Дорога в Смоленск стоит около 500 р. Питание и проживание по 100р. в день, т.е. стоимость одной смены в две недели стоит около 3500р.

Особых требований к участникам не предъявляется. Все зависит от руководителя экспедиции и самого человека. Правда, не должно быть каких то капризов в полевых условиях, насчет питания, проживания и т.п. Нужно быть готовым переносить трудности.

Чтобы принять участие в экспедиции нужно прийти на собрание, на котором рассказывается о раскопках, объясняется, что нужно брать с собой, решаются вопросы с вязанные с поездкой. Там будет ясно, какая существует потребность в людях, условия поездки, и будет приниматься решение о участниках экспедиции. Узнать о времени проведения этих собраний можно из объявления в здании Университета или позвонив на кафедру археологии по телефону 939-19-38.

Петр Григорьевич ГАЙДУКОВ сотрудник Института Археологии РАН, руководитель Новгородской экспедиции.

Мы к сожалениюне берм одиночных людей. Мы берем или организованные группы студентов со своим руководителем или нанимаем рабочих на месте раскопок. Брать людей это трудно их надо размещать кормить, а руководитель группы сам отвечает за студентов. Многие институты, которые не организовывают экспедиции сами, участвуют с нами в совместных экспедициях. Им ведь нужно приходить летнюю практику, им за это ставят зачет. Так в Новгороде основная экспедиция это наша совместная с МГУ и Новгородским музеем. Есть еще Петербургская, Екатеринбургская экспедиции, студенты Новгородского университета, конечно.

Чтобы попасть в другие места, нужно заранее договориться с руководителем той экспедиции, куда хочется поехать. Для этого надо зайти на наш сайт http://www.archaeolog.ru/?id=9 посмотреть расписание встреч посвященным поездкам или связаться с руководителем по тем координатам, которые там оставлены.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13§ion=15&article=943

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 14:19
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06