В церковь через интернет

0
124
Время на чтение 4 минуты
Для многих людей интернет - совсем не то, чему можно доверять.
И факты там с ошибками, и "ники" вместо имен, и пустая болтовня вместо полноценного общения. Но жизнь гораздо богаче любых стереотипов.
Кто ищет - тот всегда найдет. Даже во "всемирной паутине".


Меня крестили, когда мне было три года. Это была бабушкина инициатива. Потом мы вместе ходили в церковь, она читала мне Библию и учила молиться. Но когда мне было лет пять, я увидела роспись на стене храма, живописующую адские муки. Помню, ужасно испугалась и решила, что надо всеми способами этого избежать. Бабушка объяснила, что в ад попадают за грехи, а я понимала, что быть всегда хорошей у меня не получится. Поэтому решила в загробную жизнь, на всякий случай, не верить.

Но уже с детства меня не покидало ощущение, что земное, бытовое и каждодневное - это "не по-настоящему". В подростковом возрасте к этому добавились обостренная рефлексия, любознательность и постоянные поиски смысла жизни. Источниками познания становились книги, философские теории, общение с другими людьми, позволяющее понять их опыт. Я увлекалась очередной теорией, окунаясь в нее с головой, но быстро разочаровывалась: опять не то, не мое. К 18 годам эта внутренняя изменчивость стала для меня настоящей проблемой, я осознавала себя эксцентричным, непрерывно меняющимся существом, при этом не вполне разумным. Меня захватила навязчивая идея "возвращения к себе". Я пыталась мучительно осознать: что я за человек на самом деле, что во мне настоящее и что наносное, какой жизненный путь я выбираю? Но это был поиск вне веры: религия казалась мне лишь набором моральных установок, имеющих значение для развития культуры, но не для меня лично.

Однажды я случайно попала в церковь. Мы с приятелем в то время заинтересовались церковным искусством и зашли взглянуть на иконы. Я исподтишка рассматривала людей в храме и пыталась понять: что они делают, во что верят. А спустя какое-то время пришла снова: поставить свечку, подумать о серьезном. И вдруг поняла, что Бог меня примет любой, мне не нужно ничего из себя изображать, доказывать. Я удивилась этой мысли и попыталась разобраться, неужели именно здесь та, всегда мной желанная реальность? А потом осознала: если я так долго, уже на протяжении нескольких месяцев, стараюсь понять, верю в Бога или нет, то, наверное, все-таки - верю...

Теперь логично было бы сделать следующий шаг - подойти к священнику. Православных знакомых у меня не было, разве что кто-то из преподавателей в институте, но мысль о том, чтобы навязываться им со своими вопросами, я отмела практически сразу. Было очень трудно проговорить вслух то, что и внутри себя было сформулировано не до конца. Зато на работе был интернет, и однажды я решила в строку поисковой программы ввести что-то из тех вопросов, которые меня волновали.

Результат превзошел ожидания. Православный интернет оказался не только источником самой разнообразной информации, но и средством общения. Сначала я чувствовала свою полную чуждость этому новому миру, но вместе с тем - растущий интерес. На молодежном православном форуме я вглядывалась в фотографии участников, пытаясь понять, насколько же серьезна их вера. Постепенно включилась в обсуждения, проверяя себя: вдруг и это надоест?

В этом виртуальном общении меня приятно удивило то, что люди здесь называли не "ники", а свои настоящие имена и фамилии. И фотографии были настоящие. Это было непривычно - быть собой, а не набором придуманных характеристик и стилей, чем часто отличаются интернет-персонажи. Меня завораживало разнообразие людей и мнений. Что-то очень важное объединяло участников разговора. Хотелось разобраться, что общего у блестяще образованных молодых людей и у ребят, которые пишут односложными предложениями с грамматическими ошибками? Почему им интересно общаться? И нет в их разговорах напускной елейности, а напротив - современный, простой, иногда острый язык.

Постепенно я начала понимать, что вера оказывает на человека совсем иное влияние, чем любое мировоззрение, философия, идеология. Вера пронизывает каждый день, поступок, слово. Поначалу было странно видеть в каждой строчке какого-нибудь "юзера" цитаты из Священного Писания или святоотеческой литературы. Но все это самым естественным образом, очень искренне присутствовало в жизни вот этих самых девушки или юноши. И не было ничего, что делало бы этот мир очередной субкультурой.

Мой виртуальный круг общения расширялся, и вопросов для обсуждения появлялось все больше. Православный интернет занимал основную часть моего времени и мыслей. Он стал для меня неисчерпаемым источником информации. Я узнала о возможном разочаровании при встрече с "суровыми старушками" (в реальности ни разу их не встретила). Меня предупредили о случающемся невнимании священников (хотя я потратила столько времени на изучение аспектов церковной жизни, что у реального батюшки мне и спросить было поначалу нечего). Что такое "синдром неофита" я знала задолго до его появления в моей жизни. Долгая переписка с внутриправославным сектантом привила навыки ведения дискуссии. Я стала понимать разницу между той свободой, которая всегда чувствуется у православного человека, и узостью "религии", которую кто-то придумал сам для себя.

Полгода я усердно и методично поглощала информацию. Увы, при этом теория на несколько шагов опережала практику, поэтому в церковь я ходила нечасто. А о воцерковленных знакомых могла только мечтать, проводя часы на православных форумах. Но Господь не допустил, чтобы я осталась теоретиком, и однажды я наткнулась на объявление о встречах православного молодежного клуба. Информации на сайте было очень мало. Решила сходить туда сама. Через какое-то время я осознала, что уже не представляю себе жизни без общения с этими людьми, без живого присутствия Бога, неумелой моей молитвы. Наконец-то ощутила, что это именно я сама (а не что-то внешнее, внушенное мне) говорю, думаю и чувствую. Я знала, что мне предстоит и душевный подъем, и уныние, но никакая информация уже не могла заменить мне собственного опыта.

Мне захотелось, чтобы и работа, и учеба - все было связано с тем, что стало центром жизни. Так я начала заниматься православной журналистикой, участвовать в мероприятиях православного клуба, потом и в городских делах. Чтобы систематизировать знания, стала посещать богословские курсы. Мои интересы в православном интернете не уменьшились, и недавно, сортируя статьи, которые я собираю на своем компьютере, я вдруг поняла, как много Бог мне дал через этот, такой привычный для меня и такой необычный, с точки зрения православной традиции, источник. И меня заполнило чувство благодарности...

http://www.foma.ru/articles/1662/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40