Отдание Пасхи. "Господи! Дай нам не забыть это!"Митрополит Вениамин (Федченков), Православие и Мир 05.06.2008
Красота пасхального быта потому я даже забыл про то, чтобы просить чего-либо у Воскресшего... Но милость Божия - как бывает это нередко - дана была неожиданно, не по заслугам... Благодать есть "благодать", то есть не заслуженный дар. И какая дивная, чрезвычайная, единственная за всю мою жизнь благодать... Не хочется даже говорить о ней, а нужно скрыть, как драгоценное сокровище, от посторонних очей и, особенно, врагов.. Поэтому запечатлею крестом святым дальнейшие строки о ней... Попразднество Пасхи "Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею (субботою), Церковь продолжает его, хотя с меньшею торжественностию (как попразднество), еще тридцать два дня до Вознесения Господня (по день "отдания" Пасхи) и, сверх того, вспоминает воскресение Христово еженедельно, в первый день седмицы". У евреев первым днем считалась суббота: а у христиан стал почитаться день воскресения. Скажем об обоих днях.До "отдания" каждое воскресенье поются (кроме Фоминого) на вечерне "стихиры Пасхи" ("Дa воскреснет Бог... Пасха красная..."), со славником празднуемой недели (мироносицам и проч.); а также поется пасхальный канон ("Воскресения день..."). И ежедневно всякая служба начинается с пения (или чтения, на часах) тропаря: "Христос воскресе..." "Воскресение Христово..." на всенощной под воскресный день поется трижды, а не один раз. Ексапостиларий (или светилен по каноне) сначала поется пасхальный "Плотию уснув" потом уже - празднуемой недели. Так ясно празднуется "попразднество" воскресения Христова - тридцать девять дней! Это - совершенно небывалое торжество! Обычно попразднество продолжается от одного до восьми дней. Потом, накануне Вознесения, совершается "отдaние" Пасхи. Службы начинаются со свечами, кадилом и пением стихир, как и на Пасху; и проч., как и в воскресенья пасхальной седмицы; и с великим славословием. Эта же служба является одновременно и предпразднеством Вознесения, поэтому третий канон полагается уже Вознесению. На литургии - прокимен "Сей дeнь..."; но "Апостол и Евангелие - дня". А конец - "якоже указася и на самую Пасху...", "И тако отдается праздник святаго и живоноснаго Христова воскресения". Плащаница уносится в среду: Господь завтра возносится (хотя об этом в службах не указывается). Но воскресение Христово воспоминается весь год, каждый воскресный день; и этот день потому и называется "Господним" днем. И, таким образом, Пасха совершается,- в сущности, весь год, по воскресным дням, то есть все пятьдесят два воскресенья. И, по церковному уставу, служба в этот день совершается без коленопреклонения. Каждое воскресенье читается на утрене Евангелие о явлениях Христа по воскресении Своем (одиннадцать чтений составляют "столп", который снова повторяется). Поется, по Евангелии, "Воскресение Христово видевше..." и "Воскрес Иисус от гроба...". Первый канон посвящается непременно воскресению Христову, а второй - уже кресту и воскресению. Верующие должны участвовать на службах. По великом славословии поются, по очереди, тропари: "Днecь спасение..." или "Воскpec из гроба...". И этот день отводится также делам милосердия. По этому поводу святитель Иоанн Златоуст говорил так: "B первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя", - согласно повелению апостола Павла - и сберегает, сколько позволит ему состояние... (1 Кор. 16, 2-3). Для чего же апостол этот день назначил для пожертвования? Почему не сказал: в понедельник, во вторник или в прочие дни недели? Конечно, - с тем намерением, чтобы в самом дне воскресения иметь побуждение сильнее располагать нас к благотворению. И почему этот день - способнее побудит нас к милостыне? Что всего важнее: мы получили бесчисленные благодеяния: в оный попрана смерть; уничтожено проклятие; истреблена власть греха; врата адовы сокрушены; пленен Диавол: прекращена долговременная вражда; на земле водворился мир; род человеческий достиг прежнего - гораздо большего - благородства. Святой Златоуст - великий проповедник милостыни. За это собственно он и пострадал, обличая богатых! Эта милостыня бедным, говорит он, очень часто и есть лучшая "служба" Богу и высшая красота Пасхи. Недаром предки наши в дни больших праздников посещали больницы и тюрьмы; и посещали заключенных; или посылали им дары... Ведь на Страшном суде Господь именно об этом спросит нас: напитали ли? напоили ли? одели ли? посетили ли? Вообще, оказали ли любовь меньшим братьям Христовым? Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). И место ли нам быть с Ним на трапезе Его в Царствии с Ним,- если мы не окажем милости Его братьям (Лк. 22, 30)? Не думаю! Слово Христово - истина!.. И тот же святой Златоуст так настойчиво говорит о милостыне. Например: "...хотя у тебя много грехов, но, так как милостыня твоя защитница, то не бойся; ни одна из вышних сил не останавливает ее, она требует должного, имея в руках собственное рукописание. Это - глас Самого Господа, что, кто сотворил единому сих меньших, тот - Мне сотворил... (Мф. 25, 40). Таким образом, сколько бы ни было У тебя других грехов, твоя милостыня перевешивает Bce" (Т. 2. С. 327). "Бедные - врачи наших душ, благодетели и предстатели; потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь: даешь серебро, а получаешь Царство Небесное; облегчаешь бедность, а примиряешь себя с Владыкою" (т. 3. С. 308). "...Подающий щедрую милостыню и здесь живет с доброю совестью, и, когда переселится отсюда, находит великую милость у Судии и услышит вместе с прочими эти блаженные слова: приидите, благoсловеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира... (Мф. 25, 34)" (Т. 4. С. 33). "... Не запрещаю делать богатые вклады (на храм): требую только, чтобы вы вместе с вкладами - и даже прежде них - творили милостыню. Хотя Бог приемлет и вклады, но гораздо лучше - милостыню. <...> Что пользы, если трапеза Христова полна золотых сосудов, а Сам Христос томится голодом?" (т. 7. С. 522). Милостыня - важнее жертв: милостыни, а не жертвы (Ос. 6, 6; 9, 4). Она отверзает небеса: молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога (Деян. 10, 4). - Апостол Павел сказал сначала о воскресении, и тотчас же о милостыни! (1 Кор.15; 16. См. толкование Златоуста). Господи! Дай нам не забыть это! Митрополит Вениамин Федченков - Пасха. О праздниках и богослужениях православной церкви, Москва 2007 http://www.pravmir.ru/article_3003.html Другие способы помощи |
Другие статьи этого автораДругие статьи этого дняДругие статьи по этой теме |