itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Поколение героев

Исторический опыт Церкви пока остается невостребованным обществом

Новости Москвы 
0
440
Время на чтение 5 минут
В конце июня в Москве и Сарове пройдет научная конференция, организованная Фондом преподобного Серафима Саровского "Почитание новомучеников XX столетия и восстановление национального исторического самосознания". Ее главная цель - привлечь внимание к важнейшим событиям в жизни нашей страны, о которых мы сегодня практически не помним.

Чаще всего при слове "мученики" мы вспоминаем первых христиан, растерзанных львами на арене римского Колизея. А ведь в прошлом столетии в нашей стране точно так же умирали за свою веру. В эпоху, когда многим казалось, что христианство уже изжило себя, на одном только Бутовском полигоне за Христа гибли десятки тысяч новых подвижников.

Увы, для многих из нас слово "Бутово" вызывает ассоциации с недавним земельным скандалом, а никак не с великой трагедией и одновременно великой славой нашего народа.

А ведь российские новомученики стали не просто жертвами репрессий. Они были и остаются живым и близким нам примером поведения настоящего христианина. Не прячась в землянки в ожидании конца света, они умели противостоять давлению окружавшего их мира.

В Православии святость - это норма, к которой необходимо стремиться каждому верующему человеку. Святой - не герой, получивший звание "За заслуги перед Церковью". Он тот, с чьей жизнью мы можем сверить свои поступки в момент трудного выбора. Потому опыт новомучеников так важен для Церкви.

И потому так страшны звучащие на этом фоне массовые призывы канонизировать Ивана Грозного за то, что он был хорошим государственником и расширил границы страны. В данном случае совсем не важно, какова на самом деле была его историческая роль. Важно, что люди, называющие себя православными, не понимают, что такое христианская святость и из чего она проистекает.

Преодолеть это предубеждение, вернуться к христианскому пониманию мира, то есть к Самому Христу, жизненно важно для нас. Ведь без этого не может быть Церкви, не может быть христианства. И опять же, кому из святых следует молиться об этом, как не нашим мученикам, чьи дети, внуки и просто близкие, до сих пор живут рядом с нами.

Впрочем, наше светское общество, которое так любит сегодня указывать Церкви на ее проблемы, тоже не преуспело в осмыслении своей памяти. Ведь отношение к новомученикам имеет не только духовный, но и исторический аспект.

Осознала ли наша страна, что случилось с ней в XX веке? Наверное, лишь отчасти. Прошлое осталось для нее страшной трагедией, за которую всем нам до сих пор стыдно, а потому одни заходятся в приступах самобичевания, а другие прячут голову в песок. Причем со временем вторых становится все больше, и их трудами о трагедии XX века мы начинаем постепенно забывать.

Действительно, трагедия произошла. Но не достаточно просто переживать о ней, нужно попытаться вынести из нее какой-то урок. Мы же, если и говорим о людях, пострадавших за свою веру, воспринимаем их исключительно как пассивный элемент общества, павший жертвой революционных перемен.

Однако российские новомученики - это не просто те, кто мог бы, да не успел вовремя уехать из страны. Они - еще одно, почти забытое нами поколение героев.

Тот, кто вопреки общественному презрению и насмешкам со стороны неверующих "коллег", ради Христа, а не ради оклада стал священником в последние годы Империи, кто не отрекся от веры в 20-е, продолжая вопреки всему делать свое дело, кто умер за нее в 30-е - не просто бессмысленно погиб.

Он добился успеха. Его трудами в 41-м году люди в окопах вновь вспоминали о Боге. И ему не нужно было лить для этого реки крови, не нужно было силой заставлять других быть таким же, как он. Ему пришлось всего лишь пожертвовать собой и своими надеждами на долгую и комфортную жизнь.

Если мы не осознаем этот уникальный опыт, то не только Россия, но и весь мир будет обречен отныне ходить по кругу. Мы будет принимать свои старые ошибки за новые решения и снова биться головой о стену истории, как это было в 17-м, 68-м, 91-м годах.

Так же, как это происходит сегодня.

Эту статью обозревателя "Фомы" Алексея СОКОЛОВА согласился прокомментировать для нас кандидат исторических наук, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Алексей Беглов: "КАНОНИЗАЦИЯ БЕЗ ПРОСЛАВЛЕНИЯ"

КАНОНИЗАЦИЯ БЕЗ ПРОСЛАВЛЕНИЯ

Для старшего поколения была очевидна связь Церкви с жизнью каждого из пострадавших за веру. Их канонизации ждали. Она воспринималась как восстановление естественной связи Церкви, а вместе с тем и всех нас, с новомучениками.

Алексей Беглов, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН комментирует статью Алексея Соколова "ПОКОЛЕНИЕ ГЕРОЕВ"

По моим наблюдениям, сегодня верующие, независимо от фактического возраста, относятся к новомученикам совершенно иначе, чем "церковное поколение", которое застало эпоху репрессий. Тридцать лет назад у людей еще была живая связь с новомучениками, ясное понимание их подвига, суть которого заключалась в том, что они продолжали жить по-христиански, несмотря на преследования государства. Благодаря этому в России сохранилось Православие.

Для старшего поколения была очевидна связь Церкви с жизнью каждого из пострадавших за веру. Их канонизации ждали. Она воспринималась как восстановление естественной связи Церкви, а вместе с тем и всех нас, с новомучениками.

В начале 90-х, когда Церковь приобрела свободу, появилась возможность беспрепятственно проводить активную работу по канонизации. Однако обнаружилось, что вопрос этот для многих утратил актуальность.

Дело в том, что из жизни стали уходить те, кто сохранял живую связь с новомучениками, а у нового поколения должное отношение не сформировалось.

Этому есть несколько причин. Во-первых, очень слабо велась проповедь, было недостаточно составлено богослужебных текстов, литературных произведений. Если мы вспомним масштабную канонизацию русских святых в XVI веке при святителе Макарии Московском, то увидим, что она сопровождалась интенсивной интеллектуальной работой. Писались церковные службы, литературные произведения, проповеди. У людей было сформировано представление - что это за люди, в чем их подвиг, почему их нужно почитать.

Сейчас не так много материалов, разъясняющих смысл подвига новомучеников. Что мы о них знаем? Как правило, это имя и обстоятельства смерти. Канонизация производится по материалам следствия. А этого, на мой взгляд, не всегда достаточно.

Хотя есть и исключения. К примеру, работа игумена Дамаскина (Орловского) "Житие священноисповедника Романа (Медведя)", которая содержит и подробную биографию, и богослужебные тексты.

Отсюда следует простой вывод: массовость канонизации затруднила рассказ и проповедь о подвиге.

Есть и более глубинные причины. Это, в первую очередь, проблема исторического сознания. Их представляют либо как безвинных безгласных страдальцев, либо как героев, которые сопротивлялись тоталитарному режиму. В обоих случая упускается религиозная, духовная составляющая их подвига: люди жили по заповедям и поэтому подверглись репрессиям.

Чтобы как-то изменить ситуацию с почитанием, нужно более серьезно отнестись к самому процессу канонизации, заняться написанием богослужебных текстов. И что самое главное - необходимо выработать основу исторического сознания, церковного отношения к истории XX века.

Есть надежда, что ситуация может измениться в лучшую сторону. Уже сейчас есть замечательные примеры почитания новомучеников и, прежде всего, там, где прихожане или братия восстановленных монастырей через голову поколений установили некие личные связи с пострадавшими за веру, почувствовали их как живых людей. Это очень интересное явление. Как правило, именно там рождаются очень хорошие богослужебные тексты, книги о новомучениках. Однако кроме этого, должна быть систематическая, централизованная работа.

http://www.foma.ru/articles/1643/

http://www.foma.ru/articles/1644/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Соколов
Святая простота
В день памяти Тверских святых
14.07.2014
Потомки китайских казаков
Что мы не знаем о вере и традициях Поднебесной
12.10.2013
Потомки китайских казаков
Что мы не знаем о вере и традициях Поднебесной
28.09.2013
Просто преподобные
или Еще одно забытое место
21.09.2011
Все статьи Алексей Соколов
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09