ВЕДУЩИЙ РУБРИКИ: Иван СЕМЕНОВ, обозреватель ВГТРК, исполнительный продюсер телеканала "Вести".
Родился в 1971 году. Окончил отделение структурной и прикладной лингвистики филфака МГУ. Преподавал русский, математику, информатику и церковнославянский язык в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия. Работал продюсером информационной службы Первого канала, шеф-редактором "Вестей" в 20:00 на телеканале "Россия", заместителем руководителя студии "Международная панорама", обозревателем итоговой программы "Неделя" на ТВЦ. Автор ряда документальных фильмов, в т. ч. "Апрель 2007, восстановление единства Русской Церкви" на канале "Вести". Соведущий программы "Спешите делать добро" на волнах радио "Радонеж".
"Кругом враги: радуйтесь и веселитесь!"
- "Выступим против кощунственного "празднования" дня святого Патрика!" "Очередная антиправославная выставка! Всем верным - писать заявления в прокуратуру!" "Получая биометрический паспорт, предаешь Христа!"Предупреждениями об опасностях, грозящих христианам, полон интернет и околохрамовые разговоры. Понятно, опасаться чего-то во внешнем мире естественно для любого живого существа. Но вот что такое "православные опасения"? И как отражать "православные" угрозы?
Например, страх за судьбу своей "православной страны"! "Вот, Россия - православная страна, а в ней!.." Далее - подставить самое наболевшее для сердца читателя: "...строят мечеть в Сергиевом Посаде", "...устраивают кощунственные выставки", "...отмечают Хэллоуин".
Когда в интернете я предложил на такие вещи не реагировать, потому что Бог поругаем не бывает, мне сразу возразили, что "Бог не бывает, а вот вера и святыни - бывают, поэтому надо писать в прокуратуру, запрещать законодательно и устраивать крестные ходы-демонстрации".
Задумаешься - и впрямь святыни "поругаемы" еще как бывают. Может, правда, прокурору написать?
...В середине позапрошлого века итальянский археолог Гарручи вел раскопки античного поселения на Сицилии. В слое, относящемся к третьему веку нашей эры, он обнаружил на дворцовой стене граффити. Карикатуру. На ней - человек с рукой, поднятой как для крестного знамения, стоит перед крестом, на котором распято... животное. Вроде лошади. И подпись по-гречески: "Алексамен - сам то же получит". Распнут то есть дурачка Алексамена за его нелепое христианство.
И я вот часто думаю о судьбе нашего единоверца Алексамена. Кем он был? Возможно - дворцовым рабом. Не исключено, что свободным ремесленником. Но сицилийскому архонту - тогдашнему аналогу прокуратуры - Алексамен пожаловаться на "кощунство язычников", конечно, не мог. "Сектант и человеконенавистник" - так звали христиан.
Но вот кем Алексамен стал, можно предположить довольно надежно. Мучеником, скорее всего. Вероятно, прав оказался неведомый насмешник - автор карикатуры с лошадью на кресте.
А теперь вопрос: что же стало с верой Алексамена после того, как его самого убили, а над святынями его надругались? Она погибла?
Да нет! Она, как пожар, захватила полмира! Практически всякий видевший в первые века казнь христианина становился неисцелимым носителем этой "заразы". Не мог забыть человек, как казнимый благословлял убивающих. Это было так дико и немыслимо для античного мира, что тот рухнул.
И что же - стал христианским!?
Многие говорят - да.
Но я вот уверен, что мир по природе своей не может быть христианским. Не может существовать в кодексе административных правонарушений штраф за "нежелание идти два поприща с тем, кто принуждал тебя идти одно". Так что если руководители государства переусердствуют с его "православными основами" - люди пойдут справки на работу брать о ежегодной исповеди. А ежегодная исповедь, по свидетельству очевидцев, в России в девятнадцатом веке - в силу всеобщего владения основами православной культуры - часто звучала так: "Грешен против 5-й, 7-й и 8-й заповедей. Причащаться в Великий Четверг, батюшка?"
Вот этого я боюсь по-настоящему! Как только христианство будет установлено как правило жизни общества - в этом "христианстве" сразу же пропадет место для Христа, воплощенной Любви, которую нельзя "учредить" в сердце человека никакими правилами. И нам останется только сказать Ему словами Великого Инквизитора у Достоевского: "Уходи и не мешай нам!" Не мешай строить православную страну, не мешай изучать христианскую культуру, не мешай нашим благочестивым властям и воинству...
Так что мой самый великий страх - Православие, которое "может за себя постоять", разбирается с обидчиками не молитвой за них, а в судебном порядке.
Есть еще маленький страх: множество гадости в окружающем мире. Этот страх прежде всего за детей. Враги здесь не люди, а страсти, глупость и массовая культура, делающая на всем этом деньги...
Но с этим страхом хоть понятно что делать! Есть хорошее слово "фанатизм". В переводе - вера до смерти. Я детям просто говорю: "Мы - другие. Мы - фанатики. У друзей компьютерные игры - а у вас встреча с Богом каждое воскресенье. Это ваше маленькое мученичество. Если вы хоть чуть-чуть не мученики - какие же вы христиане?!
Не нравится? Не вопрос! С удовольствием включу тебе компьютерную игру! Вместо воскресной литургии..."
Это, наверное, жестоко и непедагогично. Но это строит настоящую "православную страну" в одной отдельно взятой детской душе. Ведь он сам выбирает литургию вместо компьютера. Как Алексамен с древней карикатуры - сам выбрал свою судьбу.
ОППОНЕНТ: Валерия ЕФАНОВА, главный редактор газеты "Лампада".
Родилась в Москве в 1978 году. Окончила философский факультет РГГУ и аспирантуру. Замужем, трое детей.
"Мы вправе укреплять свой дом как осажденную крепость"
- "Фанатизм" - хорошее слово. Но есть гораздо лучшее слово "фундаментализм" - укорененность в вере. Фанатик готов на смерть, но, поверьте, правильно жить гораздо сложнее, чем быстро умереть. Фундаментализм предлагает такую возможность "тихого и безмолвного жития". Мы - жители осажденного города, снаружи толпятся враги (или те, кого мы принимаем за врагов). Часть горожан предлагает залить неприятелей под стенами замка горячей смолой, другая - выйти с белым флагом. Но в замке есть еще и матери с детьми...Сейчас в православных кругах модно говорить об опасности ухода в гетто, о необходимости миссии. Но давайте вспомним, кто во время оно становился миссионером, прокладывал путь? Монах, инок - никак не многодетная мать.
Никак не стоит выпихивать на передний край детей, у нас, слава Богу, не французская революция на баррикадах.
Зерно прорастает в темноте, покое и тепле. Произведения искусства создаются в затворе мастерских. Духовное делание совершается в кельях. Почему же ребенок - неокрепшее существо - должен быть доступен всем ветрам?
Мы боимся, что он вырастет в обстановке "ватной комнаты" и сломается, столкнувшись с жестокостью окружающего мира. Мы сами выводим его вперед и говорим: "Сражайся! Спорь с одноклассниками, становись мучеником!" Или: "Тебя окружают враги".
Если мир не идет нам навстречу, мы вправе укреплять свой дом как осажденную крепость. Не впадая в крайности, ища царский срединный путь. С любовью ко всем - и в первую очередь к собственным детям. Мы должны быть готовы выйти на передовую, чтобы дать нашим детям набраться сил и вырасти, чтобы за нашей спиной была достойная смена.
И ребенок, растущий в любви, должен знать, что он сражается не против чего-то, а за. За свой дом и свой мир.
ЭКСПЕРТ: протоиерей Александр СОРОКИН, настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в честь 300-летия Дома Романовых г. Санкт-Петербурга, председатель издательского отдела Санкт-Петербургской епархии
"Как не раствориться в мире, но не возненавидеть его?"
- Думаю, за желанием "силового христианства" часто лежит страх, опасения за собственную безопасность, стремление спрятаться от борьбы. Осмелимся предположить, что подобное чувство посетило и великого апостола Петра, который после своего знаменитого исповедания Иисуса Мессией (Христом) услышал о том, что Спаситель должен быть распят и убит, и стал пытаться отговорить Его от этого. Господь ответил: "Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое" (Мк. 8, 33).Как же не раствориться в мире, но и не возненавидеть его? Об этом главном парадоксе христианства писал евангелист Иоанн Богослов. Действительно, мир "лежит во зле" (1 Ин. 5, 19), христианину нельзя слиться с ним, то есть стать участником "злых дел". Но тот же апостол приводит слова Спасителя: "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3, 16). Итак, "мир лежит во зле", но: "Бог возлюбил мир". Почему Бог любит мир? Да потому, что это Его творение. Вот потому и нам можно и стоит любить мир вокруг себя и ни в коем случае его не ненавидеть. А как же тогда высказывание из того же Евангелия, что "мир вас ненавидит" (Ин. 15, 18)? Мир ненавидит верных учеников Христовых той частью, которая в грехе, в тех проявлениях, которые противны Богу. Но: "Мужайтесь: Я победил мир" (Ин. 16, 33).
А чем победил? Не будем торопиться сразу "правильно" отвечать: Крестом и Воскресением. Да, конечно, Крестом и Воскресением, но путем ко Кресту и, скажем яснее, причиной Креста стала бесстрашная, здравая, простая и мудрая проповедь о том, что начинать исправление нужно с себя, а не с поиска сучьев в чужих "зеркалах души" с дальним прицелом квалифицировать эти сучья как вражеские стрелы, направленные на нас.
P.S. Вы можете прислать на наш сайт свои отклики. Самые интересные из них будут опубликованы в бумажной версии "НС"!
http://www.nsad.ru/index.php?issue=46§ion=10021&article=935