itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

На что ты себя потратил?

0
158
Время на чтение 4 минуты
Каждое время на свой лад задаёт один и тот же вопрос: что нужно человеку для счастья? Для кого-то счастье - это жениться на девушке своей мечты; для кого-то счастье отождествляется с пьянящим ароматом успеха; кто-то видит себя счастливым на загородной даче вдалеке от изнуряющих проблем. Но во всех этих и миллионах других интерпретаций есть одна общая корневая идея: жизнь удалась, если я смог добиться успеха, если я достиг желанного. А для этого как всегда нужны деньги. А денег всегда мало. И человек остаётся несчастным, потому что добивается не того, к чему призван стремиться.

Неудовлетворённость жизнью - это, кажется, вечная тема, на которой строятся все социальные, политические, экономические взаимоотношения человечества. Даже просто поболтать друг с другом интереснее всего о том, например, что зарплата маленькая, что налоги жить не дают, и вообще всё кругом не так, как должно быть. И не оттого человеку всегда мало, что он не умеет рационально пользоваться деньгами. Просто сам человек иррационален. Его чувство неудовлетворённости - это предчувствие иного источника жизни: Царство Божие внутри вас есть (Лк. 17, 21). Не может человек достичь на земле того, к чему он призван своим Творцом. Ни деньги, ни карьера, ни успех не могут успокоить мятежной человеческой натуры.

Знаменитый христианский мыслитель ІV века пресвитер Руфин писал: "Не может множество конечных целей удовлетворить бесконечные стремления духа". Человек, по мысли блаженного Августина, имеет совсем иное предназначение: "Ты, Господи, сотворил нас со стремлением к Тебе, и не может успокоиться душа, пока не достигнет Тебя". Человек создан как единственное вместилище Бога на земле, как единственный источник духовности для всего тварного. "Посмотри, - восклицает Иоанн Златоуст, - какая честь оказана человеческому роду: вместе с нами и через нас вышние силы узнали тайну Царя". И если нечто другое, кроме Бога, попадает в хрупкие сосуды духовного организма человека, то он портится, как автомобиль, в который заливают воду вместо бензина.

Человек больше, чем он сам о себе думает. По мысли Макария Египетского, весь мир не может вместить в себе одной человеческой души. Посему говорю вам,- не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи и тело - одежды (Лк. 12, 22-23). Господь здесь отнюдь не призывает отречься от повседневных житейских попечений. Он просит человека не потеряться в повседневности. "Не заботьтесь" в переводе с греческого точнее звучит как "не терзайтесь", то есть не страдайте попусту. Ведь это вывод из притчи о безумном богаче. Вот в чём выражались самые глубокие стремления его существа:...душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись (Лк. 12, 19). В этих словах нет ни капли кажущегося на первый взгляд умиротворения и счастья. Это похоже скорее всего на медитацию, которой человек старается успокоить всё нарастающий аппетит своей души, всё нарастающее уныние от того, что стремиться больше не к чему.

В притче о безумном богаче Господь не осуждает естественного стремления человека улучшить своё материальное положение в мире. Он предлагает правильно ставить акценты:...наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам (Лк. 12, 31). Успех, деньги, положение в обществе, - всё это сопутствующие явления, как выхлопной дым из трубы работающего автомобиля. Но не для дыма работает мотор, а для того, чтобы возить людей и грузы. Не для успеха, не для того, чтобы быть обязательно лучшим, трудится человек, а для того, чтобы просто быть счастливым в своём призвании. Ведь любое дело - это, по сути, путь к Богу. И всё временное, то есть то, что приложится вам, не может быть самоцелью, оно немыслимо как нечто самодовлеющее, оно имеет свой глубокий смысл в контексте человеческой жизни лишь как средство. Насколько человек смог максимально реализовать свой жизненный потенциал, свои средства - настолько он и будет чувствовать себя счастливым. Проще говоря, "Человек есть то, на что он себя потратил" (Антуан де Сент-Экзюпери).

Однажды ко Христу обратился один богатый, но, очевидно, не совсем счастливый человек. Возможно, он и сам себе боялся честно признаться во всё нарастающем чувстве своей внутренней неполноценности при всех внешних атрибутах счастья: "Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" Наверное, если бы кругом не было народа, перед которым нужно было держать марку, то юноша спросил бы об этом же немного по-другому: "Господи, у меня есть деньги, карьера, уважение в обществе, но всё это не даёт мне покоя. Почему меня Бог благословил богатством и не дал при этом счастья?" Именно вот за эту внутреннюю неудовлетворённость существующим, вполне благочестивым, с точки зрения религиозной этики еврея, порядком вещей Христос, как пишет евангелист Марк, "возлюбил юношу".

Кстати, именно для русских юношей-эмигрантов, которые попали после революции в Европу, в систему не совсем привычных нравственных ориентиров, написал русский философ С. Франк свою книгу "Смысл жизни". В ней он очень точно раскрывает суть этой благословенной тревоги евангельского юноши: "Миг, в который мы свободны от всякого дела или стремления, мы испытываем как мучительно-тоскливое состояние пустоты и неудовлетворённости. Мы не можем жить для жизни. Мы всегда, хотим этого или нет, - живём для чего-то". Бог возлюбил это состояние неудовлетворённости человека призрачным счастьем материального достатка. Ведь именно отсюда берёт своё начало искренняя живая потребность во Христе.

В IV веке в Египте жил святой Серапион Синдонит. Однажды, увидев на обочине дороги нищего, который дрожал от холода, он отдал ему свою одежду и остался с одним Евангелием в руках. Немного времени спустя тем путём вели в долговую тюрьму одного должника. И Серапион, не задумываясь, отдал для расплаты за долги своё единственное оставшееся имущество - Евангелие. Ученик спросил его: "Где Евангелие?" Старец сказал: "Сын мой! Оно постоянно твердило мне: продай имение твоё и раздай нищим. Я послушал и сделал так, чтобы за послушание получить дерзновение перед Богом". Оставшись "гол как сокол", он был просто счастлив исполнить заповедь любви. И для этого много денег ему не понадобилось.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/na_chto_ty_sebja_potratil.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Денис Таргонский
Все статьи Денис Таргонский
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59