Не женский это день

0
505
Время на чтение 4 минуты
Я имею в виду день св. жен-мироносиц. Почему-то его все упорнее стали именовать православным женским днем, говоря, что так считали издревле. Некоторые даже утверждают, что на Руси день жен-мироносиц всегда был женским праздником и что справлялся он широко и весело, особенно в старых русских деревнях. Настораживает уже то, что это очень напоминает празднование масленицы вопреки церковному уставу. И действительно, по их словам в этот день единственный раз в году крестьянки гуляли своей женской компанией. Мужчинам же в день жен-мироносиц приходилось брать на себя все хозяйственные работы по дому: уход за детьми, кухонные заботы, уборку комнат, дойку коров... Поскольку эти работы у мужиков обычно получались неловко и нескладно, потом они в течение всего года были поводом для женских насмешек. 1

Но так как при этом не дается никаких ссылок, подтверждающих подобное мнение, то мы смеем утверждать, что понятие женского дня или женского праздника, равно как и мужского чуждо не только древности, но и сознанию церковному, хотя бы потому, что во Христе Иисусе нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3;28). Похвалять же свойства той или иной природы, приписывая ей одной цену в деле спасения, нам кажется не только не уместным, но и вредным, как видно из вышеприведенного факта. И даже если это соответствует исторической действительности, то вряд ли соответствует традиции церковной, ибо согласно св. Отцам: "Так как наша жизнь состоит из дел двоякого рода, общественных и частных, то Бог, отделив одни от других, предоставил жене попечение о доме, а мужьям - все дела гражданские, дела на площади, судебные, совещательные, военные и все прочие. Жена не может ни бросать копье, ни пу­скать стрелу, но может... доставлять все прочие удобства супругу и освобождать его от всякой подобной заботы в доме, о сокровищах, о шерстяных изделиях, о приготов­лении обеда, о благообразии одежд, заботясь обо всем таком, за что приниматься мужу и не прилично, и не удобно, хотя бы он употреблял много усилий. Подлинно, и то - дело промыш­ления и премудрости Божией, что полезный в важнейших делах бывает несведущим и бесполезным в менее важных, чтобы необходимо было и занятие жены. Если бы Он создал мужа спо­собным к тому и другому, то женский пол был бы в пре­зрении; с другой стороны, если бы жене предоставил большее и полезнейшее, то жены стали бы надмеваться великой гордостью". 2 Последнее время все чаще и вполне серьезно стали говорить о каких-то особых женских качествах, которые якобы более способны к восприятию истины. Дерзну сказать, что и мнение св. Луки Войно-Ясенецкого о том, что "женские сердца познают все великое, таинственное, святое гораздо легче, чем мужские, более грубые сердца", и что Господь, предвидя эту немощь апостолов-мужчин, явился первым мироносицам для того, чтобы они уверили потом их неверующие сердца, 3 по крайней мере, не соответствует святоотеческим толкованиям, в которых указывается несколько иная причина. 4 Можно было бы и не обращать внимание на подобные "комплименты", но они стали настолько повсеместными, что женщины, столь склонные к лести, принялись не только всерьез думать о своих преимуществах, но и требовать их озвучивания, хотя бы один раз в год.

Я лично не против вместе со св. Церковью прославлять подвиг жен-мироносиц, но не могу согласиться с тем, что это "Всеправославный женский день". Не могу согласиться хотя бы потому, что вместе со св. женами в этот день прославляется и подвиг мужчин - Иосифа и Никодима, о которых уже становится традицией и не вспоминать, а ведь они рисковали ничуть не меньше, а даже больше, чем жены. Иосиф, будучи членом Синедриона, и скрывавший свою любовь ко Христу из опасения преследований от Синедриона, внезапно проявляет великое мужество и великодушие, испросив у Пилата тело казненного иудеями ненавистного им Галилеянина, погребает его с благоговением и почестью в своем гробе. В погребении Господа принял участие и другой член Синедриона, Никодим, приходивший когда-то ночью к Господу (Ин. 3), и признавший его посланником Бога. С собой он принес 100 литров дорогого, благовонного мира, которым и было умащено тело Иисусово (Ин. 19;39). Разве этот поступок не дает право ему также именоваться мироносцем, хотя подвиг его мало кто оценивает сегодня по достоинству.

Из вышеизложенного, по меньшей мере, несправедливо говорить, что кроме жен никто из мужчин не проявил к умершему Иисусу преданности и любви. Уместнее говорить, что святые жены лишь не уступают в мужественном самоотвержении Иосифу или Никодиму. 5 Из Синаксария настоящей недели известно, что Никодим пострадал за участие в погребении Христа, быв изгнан из синагоги, 6 а Иосиф оказался брошенным в ров и удостоился явления воскресшего Господа наравне с женами мироносицами. Впрочем, жены сподобились первыми видеть явление Воскресшего Христа не столько за свои качества душевные, сколько в видах символа общечеловеческого. Как считает св. Иоанн Златоуст: "По воскресении, Его прежде всех видят женщины; как женщина ввела в мир первый грех, так первая возвещает и жизнь миру. Потому-то и слышат женщины священный голос: "радуйтесь" (Мф. 28:9), - чтобы первая печаль (изгладилась) радостью воскресения. 7 Женам Господь благовествует радость, так как женский пол был в печали и на печаль осужден был первым проклятием". 8 Действительно, ведь через жену в мир сей вошел грех, и следовало, прежде всего, ей возвестить о долгожданной победе над грехом, чтобы доставить утешение.

Но всего больше меня возмущает в утверждающейся традиции почитания женщины (несомненно, что эта традиция переходит в Церковь от празднования 8 марта), это даже не то, что не почитаются мужчины (а ведь никто пока не заговаривает о том, что логичным является поиск дня для почитания мужчин), а главным образом то, что забывается сам Виновник празднования - Воскресший Господь, которого св. Церковь через песнопения свои преимущественно и прославляет в этот день.



1. Валерий Игнатов. Источник: Марина Горинова http://www.gazetayakutia.ru (Газета Благовест). Адрес страницы: http://old.samara.ru/paper/128/2718/39272/?printable

2. Св. Иоанн Златоуст. Т. 3. Кн. 1. М. 1994. С. 230.

3. "Родная газета" N 17(103), 13 мая 2005 г., полоса 3

4. И это не удивительно. Ведь у него не было возможности познакомиться с ними вполне в силу периода, в который он жил и в силу своей занятости медициной. Заметим, к слову, что его мнение расходится со святоотеческой точкой зрения не только в этом вопросе, но и во многих других.

5. Св. Игнатий Брянчанинов. Т. 4. М. 1993. С. 151.

6. Кроме того, за веру во Христа иудеи лишили его имения, присвоив себе, а затем, прокляв его, выгнали из города с бесчестием (см. об этом в сказании о перенесении мощей святого первомученика и архидиакона Стефана. // Четьи-Минеи. Август. 2).

7. Св. Иоанн Златоуст. Т. 8. Кн. 2. О том же (о Пасхе) 6-е. М. 1993. С. 956.

8. Св. Иоанн Златоуст. Т. 8. Кн. 2. Бес. 86. С. 588.

http://www.russned.ru/stats/2241

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Вадим Коржевский
Традиции и заблуждения
Очищаются ли забытые грехи в Таинстве Соборования?
30.03.2021
О стыдливости
Доклад, прочитанный на Рождественских чтениях 2008 г.
19.02.2008
Все статьи Священник Вадим Коржевский
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28