itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Не за деньги, а за Родину!"

Интервью с полковым священником

0
141
Время на чтение 4 минуты
Близится 9 мая, День Победы и день памяти. В преддверие праздника мы говорим об армии сегодняшней, причем, о достаточно необычной стороне ее жизни - о том, как бок о бок с бойцами несут службу представители духовенства.

О. Михаил Васильев - заведующий сектором ВДВ в синодальном отделе Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами, служит в храме преподобного Илии Муромца (РВСН). Родился в семье потомственного военного. Окончил философский факультет МГУ, получил благословение своего духовника и в 1998 году стал священником. На боевом счету отца Михаила более 30 командировок в "горячие точки", множество прыжков с парашютом.

- Отец Михаил, тяжело ли работать священнослужителям с военнослужащими? Иначе говоря, нужна ли армии Церковь?

- После распада Советского Союза то идеологическое пространство, которое он занимал, освободилось, образовался вакуум. Но в природе вакуума не бывает. Наполнить верой души и сердца наших соотечественников - вот наша задача, наша миссия. Армии, как известно, всегда уделяется большее идеологическое внимание. Естественно, что после 1991 года военнослужащие оказались в большей растерянности, потому как никакая государственная структура, никакая армия не может существовать без идеи. Для человека в погонах необходим смысл самопожертвования, ответ на вопрос, зачем отдавать свою жизнь, лишать благополучия своих близких, постоянно находиться в состоянии стресса, материального недостатка. Работая с военнослужащими, мы, священники, помогаем им обрести смысл того служения, в котором они состоят и утверждаются.

Ещё с Древнего Египта известны три способа заставить человека что-либо делать. Первый - из-под палки. Это самое простое: на пять-семь человек один надсмотрщик, который бьёт за малейшую провинность. Но эта модель ещё с Древнего Египта призвана неэффективной. Люди быстро реагируют на палочную дисциплину: они либо не идут в армию, скрываются, либо бегут оттуда под любым предлогом.

Второй способ - так называемый НАТОвский стандарт, когда за службу человек получает много денег. Помню, когда я служил в Косово, я узнал, что полковник из армии Объединенных Арабских Эмиратов получал в месяц 25 тысяч долларов. НАТОвцы получают меньше, но, тем не менее, очень прилично - 6, 8, 10 тысяч долларов. Но солдат знает, что за деньги можно убивать, но нельзя умирать. Это глупо: сегодня - умри, а завтра ты получишь мешок денег. Поэтому в этой ситуации НАТОвский стандарт у нас тоже не работает, да и ни о каких мешках денег речи нет. Достаточно почитать Куприна, Бунина или Лескова, чтобы сложилась полная картина того, как жили русские офицеры ХIХ-ХХ вв. Им всегда было трудно.

Материальное стимулирование никогда не даст эффекта в нравственном воспитании. В конце 90-х в Косово, в Боснии я работал с категорией контрактных военнослужащих в миротворческом контингенте российского полка. Оттого, что ребята получали в месяц 1200 долларов, проблем воспитательного характера не стало меньше. В пьяном виде солдаты били ворованные машины, ходили в бордель, который сербы оборудовали у КПП специально для русских, нападали на офицеров, воровали друг у друга пачки долларов. Без стержня в душе, без духовной основы эту проблему в воинских коллективах не решить.

- Это и есть третий способ?

- Третий способ - пробудить в человеке нематериальную мотивацию к службе, называйте её совестью, сознательностью, развитым религиозным чувством. Но очевидно, что основная модель управления воинскими коллективами строится именно на этом. Например, в армиях исламских стран штатный мулла есть в каждом взводе, один мулла на 30 человек военнослужащих, у него 10 часов в неделю занятий, не считая пятничной молитвы, которая обязательна для всех - от главнокомандующего до рядового. В израильской армии, где я специально изучал систему воспитательной работы, один раввин приходится на 180 человек военнослужащих, причем, неважно атеисты среди военных или верующие. НАТОвский стандарт - 1 капеллан на 600 человек.

- Что же у нас?

- А у нас официально ни одного. Четыре священника погибли в Чечне, один из них был женат, его вдова до сих пор не получает никакой пенсии. Десять священников были ранены или контужены в ходе боевых действий, но по закону они даже не могут лечиться в военных госпиталях. Ежедневно в вооруженных силах работают более 400 священников, совершенно не получая от Минобороны никакой помощи.

- Полковые священники ещё с Древней Руси шли бок о бок с воинами. Вы считаете, необходимо сейчас возрождать забытый после 1917 года институт военных священников?

- Все новое - это забытое старое. В настоящее время мы занимаемся подготовительной работой для возрождения структуры полковых священников, которая была в российской армии, начиная с дружин князя Владимира, которые, как известно, приняли крещение прежде всех остальных. В 1917 году в действующей армии было около 5 тысяч штатных полковых священников. Мы верим, что все это возродится, так же как и введение основ православной культуры в школах. Но пока, увы, никаких посылок к этому нет.

Со стороны Церкви пока тоже к этому не готовы, так как многие священнослужители сейчас стали не за родину, а за деньги. Я много езжу по стране и вижу, как, выбравшись из нищеты, многие пастыри начинают не служить, а зарабатывать на карман - этим они позорят Церковь. На это должно обращаться внимание со стороны Священноначалия и сами пастыри должны обновляться. Мы не должны растерять доверие, уважение к Церкви, растратить её авторитет. Священников не хватает и в обычных гражданских приходах, а тем более в армии. Но все же стараемся. В армии построено уже около 530 храмов, они есть во многих гарнизонах, например, на полигоне на Новой Земле, в российских воинских частях, расположенных в Таджикистане, в полевых армиях в Чечне, на Камчатке...

В ВДВ у нас существует структура внештатных полковых священников, 16 батюшек, под моим руководством, мы трудимся. Существует наш Синодальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами, сотрудником которого я являюсь, проводим мы ежегодные сборы военного духовенства. Работа с армией и другими силовыми структурами - миссионерская и бескорыстная, она может быть хорошей лакмусовой бумажкой и зримым доказательством того, что церковь - не за деньги, а за Родину.

Марина Селиверстова

http://www.taday.ru/text/112002.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Михаил Васильев
Документ сырой, непроработанный и нуждающийся в правке
Протоиерей Михаил Васильев о проекте документа «О благословении православных христиан на исполнение воинского долга»
20.02.2020
Долой ура-патриотизм и агитационное давление
Протоиерей Михаил Васильев о трех способах заставить человека приносить пользу Отечеству
17.05.2016
Протоиерей Михаил Васильев: «Не для хождения на совещания мы идем в воинские коллективы»
Военный священник о жалобах Министерства обороны на нехватку подходящих для армии священников
22.06.2012
Воины от Бога
В 2011 году в штатной численности Минобороны появятся 240 военных священников
15.09.2011
Протоиерей Михаил Васильев: История нашего Отечества неразрывно связана с ВДВ
Завтра Воздушно-десантные войска России отмечают свой профессиональный праздник
01.08.2011
Все статьи Священник Михаил Васильев
Последние комментарии