Колокола

Звонят в Глухове, в Сорочинцах...

Новости Москвы 
0
164
Время на чтение 8 минут
Мир тесен. Мир объективно становится теснее потому, что увеличивается население, развиваются торгово-экономические и культурные связи между странами и людьми, открываются границы для взаимовыгодного материального и духовного общения. Отрадно, что в наш прагматичный век в этой мирской суете находится место непреходящим человеческим ценностям, таким как любовь, долг, память. А в тесноте отыскиваются и восстанавливаются потертые временем и черствостью людей факты великого прошлого России, имена её настоящих патриотов, некогда принесших славу своему Отечеству.

Мой рассказ о Кристофере Муравьеве-Апостоле, потомке декабристов, и о том, как через несколько поколений далеко от России соединились в гармоничном союзе кровь и врожденная интеллигентность нескольких русских фамилий. А ещё о том, что такое истинное уважение к памяти предков и к их родной земле.

Работая над материалом о выдающемся русском полководце, герое Отечественной войны 1812 года Александре Ивановиче Остермане-Толстом, умершем в Женеве в 1857 году, автор познакомился с его швейцарскими потомками, в том числе с прапраправнучкой Каролиной Тюрреттини и её мужем Кристофером Муравьевым-Апостолом.

Об отце Кристофера Андрее Владимировиче Муравьеве-Апостоле, иностранном корреспонденте, сотруднике Международного комитета Красного Креста, генеральном секретаре Европейской Ассоциации социальных работников писала российская пресса. Очерк журналиста-международника Владимира Мехонцева [1] заканчивается следующими словами:

"Хранят память о земле своих предков сыновья Андрея Владимировича. Молодые бизнесмены и банкиры, живущие за границей, они интересуются Россией, изучают русский язык. И, как знать, быть может сложится так судьба, что приедут они сюда не в туристический вояж, а с самой что ни на есть деловой и благотворительной целью - вместе со своими дальними соотечественниками строить новую Россию".

Именно так и случилось. Кристофер Муравьев-Апостол, преуспевающий швейцарский финансист, одержим мечтой восстановить музей декабристов в московской усадьбе своего прадеда. И у меня нет сомнения в том, что он делает это не ради коммерческой выгоды (для этого у него есть масса более привлекательных, чем российская культура, проектов), а чтобы его и наши дети знали историю своей семьи, своей страны.

* * *

У Ивана Матвеевича Муравьева-Апостола (1768-1861 гг.), российского дипломата, литератора, члена российской Академии, сенатора было три сына и дочь. Сыновья, гвардейские офицеры, стали активными участниками декабрьского восстания. Сергей (1796-1826 гг.) был казнен, Ипполит (1806-1826 гг.) застрелился при аресте, Матвей (1793-1886 гг.) провел тридцать лет на каторге и в ссылке. Они не успели обзавестись семьями и продолжить род Муравьевых-Апостолов.

Зато их сестра Екатерина Ивановна (1794-1861 гг.), выйдя замуж за генерал-майора Иллариона Михайловича Бибикова, губернатора Нижегородской, Калужской, Саратовской губерний, родила восьмерых детей, в том числе дочь Екатерину Илларионову (род. в 1830 г.) в замужестве Коробьину. У Екатерины Илларионовны родился сын, Владимир Коробьин, который впоследствии стал дедом моего героя.

Вернувшийся из Сибири Матвей Муравьев-Апостол был холодно принят своими близкими родственниками. А вот не столь близкий по крови его внучатый племянник Владимир Коробьин предоставил бывшему опальному декабристу кров и семейный уют. Теперь, когда опала была снята, Матвей Иванович стал почитаем в кругах российского дворянства и даже вхож ко двору. Предчувствуя свою скорую кончину и не имея наследников, он ходатайствовал перед царем о передаче славной фамилии Муравьев-Апостол любимому внуку, Владимиру Коробьину, на что монарх дал свое высочайшее согласие. Так часто бывало в те времена: чтобы нация не лишилась известного рода из-за отсутствия в нем прямых потомков по мужской линии, государь повелевал передавать фамилию по наследству ближайшему родственнику мужского пола. Кстати двойная фамилия Муравев-Апостол возникла, после того как сто лет назад по той же причине прервался род Апостолов, и царь разрешил присоединить эту фамилию племянницы Данилы Апостола [2] к фамилии её мужа Муравьева.

- Дед, - рассказывает Кристофер Муравьев-Апостол, - добавил нам украинской крови (в жилах моего собеседника течет ещё и латиноамериканская: его мать - бразильянка), он женился на Надежде Терещенко, дочери крупного сахарозаводчика. После революции супруги решили не возвращаться в Россию, сначала жили на юге Франции, а затем перебрались в предместье Женевы Дюли. Дед умер в 1937 году. А бабушка прожила до 1967 года. Вон там они похоронены, - Кристофер указывает в сторону кладбища, расположенного в сотне шагов от его дома, и приглашает проведать родные могилы.

Мы идем по ухоженной швейцарской деревне. Внизу блестит спокойное, как вся их жизнь, Женевское озеро. К нему с предгорий Жюры спускаются зеленые виноградники. Здесь всего одна улица, по обе стороны которой богатые виллы соседствуют с аккуратными сельхозстроениями: достаток и уважительное отношение к труду. Проходим мимо старого двухэтажного особняка с архитектурными элементами средневекового замка, который, тем не менее, выглядит гораздо скромнее современных подмосковных кирпичных недоразумений новых русских.

- В этом доме вырос мой отец, - говорит Кристофер, - Вон там наверху, по центру, окно его комнаты. Когда мы жили в Бразилии, он часто привозил меня сюда к бабушке. Это были самые счастливые дни моего детства. Теперь у этого дома новые владельцы, и я не смог его вернуть. Но, обосновавшись в Швейцарии, решил поселиться рядом.

На иностранном деревенском погосте не более сотни захоронений - при хорошей жизни умирается реже. В дальнем углу кладбища несколько старых каменных крестов и большой куст лаванды. Под ними покоятся дед и отец Кристофера, а также некоторые другие члены этой русско-украинской семьи Муравьевых-Апостолов-Терещенко. Обращаю внимание Кристофера на православные кресты на могилах его предков.

- Понимаю. Бабушка долго переживала, узнав, что мама окрестила меня в иную веру, когда я воспитывался в английской школе. Но все равно я чувствую себя православным, как они, - взгляд Кристофера останавливается на каменной плите с родными именами. - Я уже давно думаю о крещении, и даже говорил об этом с настоятелем женевской Русской православной церкви. Но поскольку речь идет о Вере, а мне есть во что верить, я не могу просто так "перекреститься". Порой кажется, что после долгих поисков и странствий, начатых моими российскими предками, круг замыкается, и мы возвращаемся к истокам... Я должен принять православие на Родине!

Он родился в Бразилии, учился в Англии и Америке, живет в Швейцарии, работает по всему миру, а родиной считает Россию, или Украину, одним словом, нашу землю. Он искренне любит её, готов ей помогать во имя памяти своих предков, уважения к тому, что они создали и с благородной целью восстановить это и сохранить.

Кристофер с удовольствием рассказывает о первом приезде с отцом в СССР в 1991 году по приглашению Советского фонда культуры.

- Я ехал тогда в Россию без каких-либо эмоций, просто как заграницу. Но уже на второй день пребывания в Москве пока еще не умом, но сердцем стал ощущать трудно объяснимую несхожесть этой зарубежной поездки со всеми предыдущими. Мне показались близкими впервые увиденные улицы, дома, но особенно люди. Я вдруг обнаружил свое физическое сходство с ними - это мои соотечественники, это мое Отечество.

Андрей Владимирович и Кристофер передали в дар Фонду культуры семейные реликвии, коллекцию книг, альбомов и репродукций дореволюционного издания. Тогда же они увидели дом Муравьевых-Апостолов на Старой Басманной. В 1986 году в нем открылся Музей декабристов на правах филиала Государственного исторического музея (ГИМ). Богатая экспозиция ГИМа позволяла проводить в этом здании интересные выставки, посвященные выдающимся деятелям российской культуры первой половины XIX века. Но с годами старый особняк, чудом уцелевший в пожаре 1812 года, пришел в ветхое и даже аварийное состояние и нуждался в капитальном ремонте.

- У нас с отцом, - рассказывает Кристофер, - зародилась мысль попытаться восстановить дом и вернуть в него утраченные поколениями элементы российской культуры, истории и, если хотите, нашей памяти.

Интеллигентный человек, он не считает возможным в беседе с российским представителем вспоминать перипетии работы нашей бюрократической машины при оформлении соответствующего разрешения. Тем не менее, он вспоминает о препятствиях, чинимых конкурентами, которые уже видели в этом месте свои банки и казино.

После мучительных переговоров, ходатайств, согласований и т.д. в 2000 году Кристоферу от имени созданного им фонда Муравьевых-Апостолов удалось взять усадьбу в аренду сроком на 25 лет с правом продления. Начались ремонтные и реставрационные работы.

С Божьей помощью и при участии людей, для которых российская культура не пустой звук - Кристофер особо отмечает преподавателя МГУ Татьяну Макееву, директора Фонда с российской стороны - дом-музей был восстановлен и скоро откроет двери для посетителей. Постоянную часть экспозиции составит семейная коллекция декабристских раритетов, сохраненная Муравьевыми. Здесь планируется проводить выставки из собраний Исторического музея, а также концерты камерной музыки, исторические и политические диспуты и т.д. Одновременно это жилой дом, хозяева которого Кристофер, Каролина и маленькая Танечка рады гостям своей московской резиденции.

Предвижу характерное брюзжание отдельной категории читателей: "Эдак богатые иностранные отпрыски наших известных соотечественников всю Россию скупят!" Ответ напрашивается в форме вопроса - а что лучше: бомжатник в полуразвалившейся усадьбе, банк, казино, а в лучшем случае современный офис на её месте, или все-таки живой кусочек нашей истории, сохраненный для нас с вами совсем не чужим для России человеком? Побольше бы таких богатых иностранцев с русской душой и западной предприимчивостью.

Кристофер, не лукавя, признает, что нашел удобное решение жилищного вопроса на время своих частых деловых поездок в Москву. Но его трудно упрекнуть в преследовании только личных целей. Не такой это человек. В 2004 году он побывал в Антарктиде, где, кстати, никогда не было недвижимости его предков. Там он познакомился с нашими полярниками и узнал об их намерении построить православную часовню в память о русских исследователях этого материка. Кристофер был глубоко взволнован этим духовным начинанием и решил в нем поучаствовать. Начальник полярной станции Олег Сахаров свел его с российским предпринимателем Петром Задировым, автором и главным вдохновителем создания храма в Антарктиде. Спустя несколько месяцев на звоннице полярной православной церкви зазвонили колокола, отлитые на средства Муравьева-Апостола.

- Почему колокола, и каким образом?

- Потому что я знал, как это делается. Когда мы впервые приехали с отцом в Союз, нам показали не только Москву. Я также побывал на родине моего пращура Данилы Апостола в украинском селе Сорочинцы, воспетом великим русским писателем Николаем Васильевичем Гоголем. Там сохранилась церковь, построенная еще гетманом Данилой. В советское время в ней был музей. Так совпало, что ко времени нашего приезда храм вновь освятили, но его колокольня молчала.

Далее последовал поистине фантастический рассказ о духовном единении науки и религии. Через религиозные организации Муравьевы-Апостолы вышли на киевских физиков, чьи умы и знания в то смутное время перестали быть востребованными государством, и они выживали самыми разнообразными заказами, в том числе стали отливать колокола для храмов Господних. Так с помощью потомков Данилы Апостола зазвонила колокольня старой гетманской церкви.

При финансовом участии К.Муравьева-Апостола отреставрирована церковь Трех Святых Анастасий в украинском городе Глухове, бывшей столице левобережной Украины. Храм был построен в XIX веке сахарозаводчиками братьями Терещенко, младший из которых, Федор, приходится Кристоферу прадедом. Это уменьшенная копия знаменитого киевского Владимирского собора.

Звонят колокола в Глухове, в Сорочинцах, на российской полярной станции в Антарктиде. В их мелодии звучит песнь души Кристофера Андреевича Муравьева-Апостола, русского иностранца, ещё не принявшего нашу веру, но делами своими уже давно православного.

Женева,
июль 2006




[1] В. Мехонцев: "Мне надо приехать в Россию" в сборнике "От Торонто до Москвы", изд. Москва, 2003 г.

[2] Данила Апостол - украинский гетман

http://www.voskres.ru/info/taranov.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Таранов
Долгие проводы
Долг памяти
28.03.2006
Все статьи Александр Таранов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:33
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:12
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44