Открытость

0
169
Время на чтение 5 минут
Не помню где, я читал забавную историю про двух старых супругов. Чуть ли ни на смертном одре старик признается жене: "Ради тебя, только ради тебя, я всегда послушно ел этот противный гороховый суп, который ты так любила, и даже находил силы его хвалить". А старуха отвечает: "Я сама его всегда ненавидела, но ты с таким восторгом о нем отзывался, что мне приходилось варить его почти каждый день". Может быть, это не столько смешная, сколько грустная притча о бессмысленных жертвах и недостатке общения.

Долг выражать себя

Для общей жизни слушать другого недостаточно, надо вдобавок выражать себя. Порой стремление "выражать себя" не в почете у христиан, для которых оно ассоциируется с эгоизмом и самоутверждением. Но если двое хотят действительно быть единым целым, похоже, другого пути просто не существует. Кроме того, эгоизм ли это? Часто, напротив, если я "молчу, скрываюсь и таю", от этого становится плохо не только мне, но и окружающим.

Нередко именно так начинается пресловутая "несовместимость": человек 10 лет скрывал свои вкусы, а на одиннадцатый взорвался: "Меня кормят всякой гадостью, и вообще у нас полное несовпадение желаний". Чаще всего "несовместимость" означает, что двое не смогли сделать еду, или постель, или детей, или что-то еще общим делом, потому что слишком мало говорили об этом. В браке всегда есть место для жертвы и подвигов, но когда человек скрывает свои "эгоистические" желания, это никому не приносит пользы. Тогда он не получает того, что ему нужно, окружает себя непониманием и в конечном итоге может оказаться в плену скуки и депрессии. Это куда разрушительнее для всей семьи, чем горячие дискуссии и разногласия, потому что депрессия создает атмосферу безнадежности и вызывает у окружающих сильное чувство вины. Поэтому скрывать свои пожелания нередко куда больший эгоизм, чем их высказывать. Я обязан дать понять, чего я хочу. А дальше уже можно думать, что делать с несовпадающими желаниями, это второй вопрос.

Дать возможность себя понять

Правило тут простое: нужно говорить о том, что я делал, где был, что мне нравится и не нравится, чего я чувствую, чего мне не хватает, что меня сердит. Однако тут есть одна загвоздка: другой не всегда слышит то, что я хотел сказать. Так что нужно позаботиться, чтобы меня действительно поняли: мне надо говорить на его языке и проверить, услышал ли он меня. Я и только я отвечаю за то, чтобы меня поняли. Не стоит молчаливо предполагать, что раз я нечто произнес, меня автоматически услышали.

Тут следует кое-что уточнить во избежание недоразумений. Говорить о том, что мне нравится или не нравится, не означает настаивать на своем. Если жена признается: "Мне невыносимо трудно общаться со свекровью" - это неравносильно заявлению: "Я категорически отказываюсь общаться с твоей матерью". Это просто констатация факта: где она находится. Далее можно искать выход, и даже когда выхода нет, жене будет лучше, если кто-то ее понимает. Даже общаться со свекровью станет несколько легче. Пока человек этого не высказал, он склонен чувствовать себя невинной жертвой; когда слово произнесено, ситуация меняется - у пары родилась общая проблема.

Высказывать свои желания нужно не только ради того, чтобы их удовлетворяли. Некоторые удовлетворить очень просто, другие требуют поиска компромисса, третьи почти неосуществимы. Но в любом случае, если я о них говорю, я делаю их общими. Часто это приглашение к обсуждению проблемы и поиску выхода. И всегда это соприкосновение. В конце концов, я просто открываю себя. Если я говорю то, что думаю, я этим "разоружаюсь": я весь тут, мне не нужно от тебя защищаться, мне не нужно казаться лучше или что-то скрывать. Это и выражает, и строит доверие. Так что когда я открываю, о чем думаю и что чувствую, это дар другому человеку.

Вежливость или честность

Но порой это не слишком похоже на дар, который всех радует. Одно дело сказать, что мне в другом человеке искренне нравится или чем я в нем восхищаюсь. И совсем другое - делиться своими мрачными переживаниями. Кажется, что это может расстроить или обидеть другого, это просто невежливо.

Я бы сказал, что брак существует не для вежливости. Вежливость - это набор правил, которые защищают нас от не слишком близких людей: чтобы незнакомец в метро не хлопал меня по плечу или начальник на работе не ругал меня, как барин холопа. В близких отношениях эти социальные законы не работают, стоит отделить вежливость от подлинного уважения. Обычно социальная вежливость между супругами "подмораживает" отношения, это признак дистанции. А уважение совершенно необходимо, даже когда мне приходится критиковать поступки собеседника.

Конечно, если муж говорит жене: "Ты совершенно не умеешь обращаться с деньгами" - это не обязательно честность, нередко за подобными высказываниями стоит желание ранить и уязвить. Поэтому, когда мы говорим то, что думаем, надо отдавать себе отчет в том, зачем, ради какой цели мы это делаем: чтобы причинить боль, поставить другого на место, доказать свою правоту - или из заботы? Может быть, говоря о деньгах, тот муж действительно выражает заботу - в конце концов, кто, кроме него, обратит внимание на финансовые проблемы, которые порождает его жена?

Сколько искренности нам нужно

Сколько искренности нужно людям в браке? Хотя я знаю, что многие психологи и священники думают иначе и дают иные советы, я лично верю в то, что искренности в браке "слишком много" никогда не бывает. Чем больше, тем лучше.

Это и честность относительно фактов: где был, с кем виделся, о чем говорил. Быть честным на так уж легко: все, даже в целом честные люди в жизни немного привирают, чтобы выглядеть получше или из заботы о других. Действительно, какие-то факты могут другого расстроить, и политика умолчания приносит временное облегчение. Но сомневаюсь, что она хороша в целом, если иметь в виду годы жизни вместе. Лучше жить без секретов. Например, это реальная профилактика измен, которые искушают самых любящих супругов. Когда человек знает, что его поведение не останется тайной, он и в одиночестве не совсем один (те, кто ходят на исповедь, это прекрасно понимают). Кроме того, замалчивание неприятного приводит к накоплению вороха нерешенных проблем - как решать то, что не подлежит обсуждению? Привыкая говорить о неприятных мелочах, пара обретает способность открыто говорить и о самых тяжелых вещах. Встречаются супруги, которые как бы приняли негласный договор "не говорить о веревке": о тех же изменах или о сексуальных проблемах, о деньгах или об алкоголизме члена семьи. Эти "запретные темы" сохраняют в тени те вещи, которые важнее всего выставить на свет. Разумеется, это не позволяет решить самые первостепенные проблемы, которые мучат обоих молчащих людей. Да, самая чистая и заботливая искренность может ранить другого, но неискренность и молчание по большому счету куда разрушительнее. Так что быть открытым - в этом больше настоящей доброты, заботы и любви. Правда, иные люди что-то услышать не готовы - но и в этом случае важно двигаться от умолчания к правде.

Кроме честности относительно фактов есть также эмоциональная честность. Что я переживаю, нравится мне это или нет, грущу ли я, раздражаюсь или скучаю. Это "просто эмоции", но они показывают, где я нахожусь. Кроме того, если я их скрываю, их все равно выдает выражение моего лица и тон голоса. И тогда окружающие получают двойные сообщения: сердитую улыбку или ядовитую вежливость. Это неполезно детям, а по большому счету - неполезно никому.

Добродетель открытости

В нашей жизни немного мест, где тебя слушают, и еще меньше мест, где можно рискнуть быть собой. Современные люди куда охотнее скидывают с себя одежду, чем социальные маски - боюсь, что это не слишком правильное обращение с телом. Брак - уникальное место, где можно быть собой, хотя это непросто. Каждый из нас желает открытости - и одновременно ее боится. Человек может бояться, что если он откроется, его ранят, его отвергнут или он причинит боль другому. Искренность снова и снова напоминает супругам, какие они до боли разные люди. Но чтобы жить в единодушии, не нужно быть похожими, нужно просто желание все разделить. Встречается плохое единодушие: кто-то подавляет свою искренность, чтобы соответствовать стандарту - тому, что нужно супругу, или "христианскому браку", "счастливому браку". Когда люди искренни, они открывают, что можно быть собой - и при этом быть вместе. Только такие отношения несут в себе полноту.

Разумеется, открытость опасна, если она существует вне контекста. Можно быть искренним только в соответствующих рамках отношений, когда ты знаешь, что ваша цель - жить вместе, а не просто "выражать себя". Такая открытость делает отношения интенсивнее. Она дает больше поводов для конфликтов - а кто сказал, что их должно быть как можно меньше? - и для прощения тоже. Без желания быть вместе и без стремления прощать это разрушительная и слишком опасная вещь.

http://www.ioannp.ru/publications/89587
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Завалов
Все статьи Михаил Завалов
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:18
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:12
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:43
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35