"Актеру без веры легко пропасть..."

Духовные поиски творческой личности

В Саратове Юрия Кудинова знают все, кто любит театр. На протяжении двенадцати лет он был актером Саратовского театра АТХ (Академия Театральных Художеств). Медвежонок-философ в спектакле "Правда, мы будем всегда?" по сказке Сергея Козлова, Введенский в хармсовской феерии "Почему я лучше всех?", Истлентьев в "Незаживающем рае", Пушкин в "Моцарте и Сальери", муж в спектакле "Прекрасность жизни", - это все он, Юрий Кудинов. Актер, который умеет сам думать на сцене и учить размышлять зрителей.

С октября 2006 года Юрий Кудинов работает в Саратовском театре драмы. В спектакле "Валентинов день" по пьесе Ивана Вырыпаева он играет повзрослевшего Валентина, который переосмысливает свою жизнь. Трудно, мучительно, правдоподобно... И сегодня актер согласился рассказать нам о своей жизни, может быть, о самой сокровенной ее составляющей, и ответить на ряд непростых вопросов.

- Каждое воскресное утро тебя можно увидеть в храме. Когда и как ты пришел к вере?

- Наверное, начать нужно с "бабушки" - мы дома так тещу зовем... Чтобы ее не обидеть, долгое время я честно ходил в храм раз в году на Пасху. Но я тогда ровным счетом ничего не понимал - то крест забывал поцеловать, то еще делал что-то несуразное.

Мое осознанное воцерковление началось с августа 2003 года, с прибытия в Саратов епископа Саратовского и Вольского Лонгина. В тот период я работал на радио "Шансон", и буквально в первый же день владыка дал на нашем радио интервью. У меня сохранилась эта запись, где я, как ведущий, опозорился в пух и прах. Начать с того, что владыку я то и дело почему-то называл "архимандритом", причем плохо выговаривал это слово, задавал дикие вопросы... Он очень вежливо, невозмутимо отвечал, и я был собой страшно доволен. Но потом мне популярно объяснили: "Представь, если бы ты генерала все время называл майором", и многие другие ошибки. Затем мы затеяли на радио православную программу, я стал часто приезжать в епархию, потихоньку стал в чем-то разбираться. А потом была первая в жизни настоящая исповедь, которая многое во мне перевернула. Получается, что в какой-то степени я пришел к вере через профессию, конкретное дело...

- Но ведь основная твоя профессия - актер?

- Какое-то время я совмещал много разных дел: играл в театре АТХ, в школе вел драматическую студию, работал ведущим на радио, в педагогическом институте у меня еще был хор из сорока девушек... В общем, был загружен по самое горло. Но именно тогда я понял, что бывать раз в год в церкви - для верующего человека этого непростительно мало. А еще мой духовник объяснил, почему важно всей семьей ходить в один и тот же храм, а не забегать по пути, куда поближе, почему нужно как можно чаще исповедоваться, причащаться, делать много других вещей. И когда начинаешь молиться не "подай мне, Господи, машину или хорошую роль", а по-настоящему, покаянно, что-то сдвигается в душе...

- Существует мнение, что творчество, в частности актерское ремесло - это, по сути, греховное занятие...

- Мало того, моя супруга тоже разделяет эту позицию. В какой-то момент я и сам так думал, и это стало одной из главных причин моего ухода из АТХ. Теперь-то я считаю, что профессия сама по себе не может быть греховна - дело в самом человеке. Но в тот период я был полон решимости создавать на радио только православные программы, мы даже вынашивали планы создать в Саратове первую православную радиостанцию.

Не буду сейчас описывать всех своих перипетий. Просто скажу, что, по сути, я просто был не готов к такому делу. Какое там духовное просветительство, когда я и сам не знал многих элементарных вещей? Рано, слишком рано, да нужно быть и человеком совершенно особого склада. В конце концов, мой духовный отец благословил меня вернуться в театр. К этому времени театра АТХ уже не существовало, я стал работать в театре драмы.

Говорят, что актерская профессия так просто не отпускает. Для того, кто испытал чувство сцены, это как магнит...

- Я совершенно не разделяю такую точку зрения. Лет пять, пока занимался радио, я вообще не ходил в театр. И никаким магнитом меня на сцену не тянуло. В драмтеатре как раз был "кузнецовский" период с чуждой для меня эстетикой. В то время я мысленно распрощался даже с АТХ. Хотя это был совершенно особый мир, уникальный, как говорится, мой театр.

- Для многих театр АТХ до сих пор остается загадкой. Например, тот факт, что почти все его актеры разными путями пришли в Православие, стали воцерковленными людьми...

- Почему - загадка? АТХ - это был театр-семья, где все мы были друг другу интересны, прежде всего как личности. Многие актеры даже не подозревают, что в театре такое возможно, когда спектакль рождается именно из общения, из соприкосновения душ, из живого человеческого интереса друг к другу.

Не случайно почти весь АТХ впоследствии пришел к вере. Я много думал на эту тему. Искренность, открытость, творческая свобода, но при этом - безусловное подчинение авторитету, каким для всех нас был режиссер Иван Иванович Верховых. Сочетание личностей в спектакле - как краски на палитре у художника. И что-то похожее, но только возведенное в степень, многие из нас нашли в храме, где тоже есть сопричастность, братская любовь...

- В последнее время многие знаменитые актеры говорят о своем православном вероисповедании. Евгений Миронов, Владимир Конкин, Станислав Любшин, Николай Бурляев, Сергей Безруков, Дмитрий Дюжев, Алексей Петренко - всех и не перечислишь. В Москве это если не мода, то заметная тенденция. А что можно сказать о театральной среде Саратова?

- У нас в Саратове такая "мода" не слишком заметна. Хотя, может быть, я просто недостаточно общаюсь с коллегами. Но когда бываю в Москве, там, действительно, актеры много говорят на тему религии, для многих храм стал важнейшей частью жизни.

Мне повезло играть в спектакле "Валентинов день", который поставил московский режиссер Виктор Рыжаков. Он верующий человек, у него и брат священник, но при этом - современный, неординарно мыслящий. Было очень интересно вместе поработать. Мое глубокое убеждение, что актеры должны крепко держаться за веру, иначе может унести куда угодно, и концов не найдешь. Например, у нас в АТХ был довольно темный период увлечения дуэндо...

- А что это такое - дуэндо? Какое-то учение?

- Ну не совсем. Испанский поэт Гарсиа Лорка в свое время придумал такую штуку. Это некий демонический образ, который творческий человек, в частности актер или поэт должен в себе воспитать. Как бы родить в своей душе некоего "черного человека", который поможет обрести в творчестве безграничную свободу, развязать в тебе духовные силы...

- Похожие идеи культивировали и в России многие люди искусства "серебряного века", а частности в "башне" Вячеслава Иванова...

- Вот-вот. И у нас в театре возникло сильное увлечение дуэндо, когда мы работали над спектаклем по пьесе Лорки "Когда пройдет пять лет". Многие из наших теперь вспоминают об этом, как о своеобразном искушении. Но ведь любую творческую личность с богатым воображением еще и не туда может занести...

- Что делать, если роль полностью противоречит твоим нравственным убеждениям?

- У меня был случай, когда в АТХ пришлось отказаться от главной роли. Мы хотели репетировать Ибсена, где я должен был играть священника, который кого-то убивает и что-то еще вытворяет... В конце концов, мы просто не стали ставить этот спектакль, и тут нужно отдать должное Ивану Ивановичу, который отнесся к этому с пониманием. В свое время в АТХ мы перечитывали массу пьес, в том числе классику, но если замечали где-то гадость, червоточину, какой-то подвох, то с ходу отметали. Наверное, поэтому нет ни одного спектакля театра АТХ, за который лично мне было бы стыдно.

Если мне вдруг предложат играть откровенную гадость, то, надеюсь, все-таки я найду возможность отказаться. Но еще больше надеюсь, что не предложат.

- Мы забыли еще про одно серьезное испытание - славой...

- Ну, ко мне это точно не относится: я славой не избалован. Конечно, и в моей жизни были моменты, когда я чувствовал себя довольно популярной личностью. И поклонницы письма писали, и незнакомые люди хлопали, когда я мимо них проходил по проспекту... Но все это я относил не лично к себе, а к популярности театра АТХ, поэтому меня это глубоко не затронуло. В какой-то мере такие вещи просто служили оправданием той нищеты, в которой мы все тогда жили...

Я лучше скажу о другом испытании - бедностью. Актерам, чтобы прокормить семью, нередко приходится браться за халтуру, участвовать в утренниках, браться за все подряд... Вот где серьезная проблема, потому что постоянно приходится делать выбор - ведь никому не хочется размениваться. А слава... Есть, конечно, такие молодые амбициозные актеры, которые ставят перед собой задачу в 27 лет получить звание заслуженных, к сорока - стать народными. Но любой верующий человек знает, что если надо - ты завтра хоть премьер-министром станешь, и нет никакого смысла напрасно суетиться.

- Меня интересуют и сугубо практические вопросы. Например, начался Великий пост, верующие идут вечером в храм, а у тебя в это время спектакль...

- Значит, буду в этот день канон сам читать дома вечером, после спектакля. В воскресенье прошу назначать репетицию не раньше двенадцати, и многие знают, почему... Кто-то относится к этому с пониманием, кто-то - не очень. Что поделаешь? Православие - казалось бы, простая вещь. Десять заповедей - что тут особенного? Но вот попробуй их соблюдать каждый день. Хотя бы только это, ничего больше...Вот тогда что-то начинаешь понимать по-настоящему.

А без веры актеру легко пропасть, очень уж наша профессия уязвима, связана с душевными затратами, настроением публики, внутренним миром множества людей... Поэтому лично меня радует, когда я вижу в актерских гримерках иконы. Это нормально.

http://vzsar.ru/special/2008/04/03/yuriy_kudinov__akteru_bez_very_legko_propast....html
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Юрий Кудинов:
"Актеру без веры легко пропасть..."
Духовные поиски творческой личности
18.04.2008
Все статьи автора
Последние комментарии
«Слова "ад", "смерть без покаяния" нас не прошибают»
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2019
Александр Проханов: «Это день волшебный!»
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Наталия 2016
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Наталия 2016
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019